Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:03, курсовая работа
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.
Введение 3
1. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов 5
2. Противоречия однопартийной системы в СССР 15
Заключение 30
Список литературы 32
Возникновение политических партий в СССР
Cодержание
Введение
1. Социально-политические условия
возникновения партий и общественных
движений в России в конце 80-х – начале
90-х годов
2. Противоречия однопартийной
системы в СССР
Заключение
Список литературы
Введение
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц.
Основные партии в их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом – определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.
Говорить о партиях – это, значит, поднимать вопросы об их месте и роли в политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их организационной структуре, типах, формах и т.д.
Политическую жизнь общества можно рассматривать в разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих политических институтов, составляющих так называемую политическую систему общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, политической системе общества и о роли этих политических партий в функционировании политической системы общества.
После конституционной реформы 1989 года и принятия новой конституции, в СССР было разрешено создание других партий, в том числе и оппозиционных. Не смотря на высокие требования к созданию партии, уже 12 июня 1990 года была создана первая оппозиционная партия в Советском Союзе - ЛДПСС.
Согласно конституционным поправкам 1996 года в Съезд Народных Депутатов избираются 750 депутатов по мажоритарной системе от субъектов и 1500 от избирательных округов.
Состав съезда:
- 1500 депутатов от территориальных округов (с равной численностью избирателей).
- 750 депутатов от национально-территориальных избирательных округов.
Для создания партии в Советском Союзе требовалось получить разрешения в идеологическом отделе КГБ, не менее 50 тысяч членов партии, при том не менее 1500 членов в каждой республике. Так же идеология партии не должна иметь радикально националистический, сепаратистский, монархический или антинародный характер.
1. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х – начале 90-х годов
Однопартийная система
просуществовала в СССР почти
шесть с половиной десятилетий
– с начала 20-х до второй половины
80-х гг., когда по инициативе М.С.Горбачева
и его сторонников в
Однако, прежде чем это свершилось, в обществе уже должны были произойти серьезные изменения. И прежде всего должно было возникнуть и развиваться независимое общественное движение, которое могло бы стать базой для создания новых партий.
Когда к началу 1986
г. либерализация политического
режима в СССР стала достаточно ощутимой,
повсюду стали возникать
На обновленческие позиции перешла и молодежь, причем все усилия она прилагала к тому, чтобы организоваться вне “системы” и, в отличие от старшего поколения, вела себя более свободно. Молодые не видели иной возможности отстаивать свои взгляды и влиять на ситуацию – комсомол как единственная в то время “системная” молодежная организация был для этого слишком бюрократичен и консервативен. Поэтому уже начиная с 1986 г. по всей стране возникают всякого рода “неформальные” группы. Они начинают апеллировать непосредственно к массам, пытаясь организовать внешнее давление на власть. В таком полулегальном виде “неформалы”, к началу 90-х гг. уже повзрослевшие, пришли к политическому оформлению в некие протопартии.
Проводимая в
те годы политика гласности поколебала
главную монополию власти КПСС –
монополию на информацию. Результаты
не замедлили сказаться. Объектом критики
постепенно становится не только история,
но и основы существующего государственного
строя”. Общественное движение, требуя
проведения реформ и критикуя руководство
за непоследовательность, стремится
одновременно склонить Горбачева на
свою сторону. Идет поиск наиболее простых
и доступных лозунгов. После состоявшейся
летом 1988 г. XIX Всесоюзной партийной
конференции соприкосновение
Выборы народных
депутатов СССР в 1989 г. и народных
депутатов РСФСР в 1990 г. знаменуют
формирование нового политического
климата в стране. Новые законы
о выборах открыли путь легализации
оппозиционных сил. На месте неформальных
объединений возникает
Таким образом, в 1988-1990
гг. проходил переход от множества
политических аморфных образований
к достаточно организованным, но немногочисленным
по своему составу группам, объединившимся
вокруг собственных программ и имеющим
свои газеты. На этой основе и стали
одна за другой возникать партии и
движения различной идеологической
направленности. Общая особенность
их генезиса состоит в том, что
руководящие кадры новых
По отношению новых партий и движений, возникших в конце 80-х гг., к существу социально-экономической и политической реформации можно условно выделить пять общих направлений:
1) умеренное либерально-
2) радикально-демократическое,
выступавшее за “мирную”
3) социал-демократическое,
придерживавшееся “
4) анархо-синдикалистское,
выступавшее за развитие
5) ортодоксально-
За исключением
первой и последней тенденции, все
другие выдвигали лозунги решительного
и значительного
Но зачастую обнаруживалось,
что идеологические, политические,
общие мировоззренческие
Политическая жизнь России после провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета приобрела новое качество. Перед всеми демократическими силами встала задача реального создания новой государственности.
Период весны 1990 г. – лета 1991 г. ознаменовался противостоянием “косного” союзного центра, связывавшегося в общественном сознании с фигурой Президента СССР М.С.Горбачева, руководством КПСС, большинством народных депутатов СССР, и стремившейся к демократическим преобразованиям России, которую представлял Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин, избранный 12 июня 1991 г., в первую годовщину принятия декларации о государственном суверенитете России, Президентом РСФСР. Перевес сил долгое время был явно на стороне центра. Казалось, компромисс будет найден, хотя вскоре стало ясно, что на урезанный суверенитет новые российские власти не пойдут. Предстояла долгая и изнурительная работа по размежеванию полномочий, созданию механизма согласований, оформлению некоего “обновленного Союза” при сохранении поста президента М. С. Горбачева и властных структур старого центра. [c.95]
Именно на такую
перспективу и рассчитывали в
своем большинстве
Постепенно, шаг
за шагом, закон за законом вырисовывались
контуры новой российской государственности.
Вплоть до августа 1991 г. борьба за ее утверждение
протекала в парламентских
Августовские события
1991 г. показали, что новые политические
партии и движения оказались не готовы
ни возглавить борьбу в защиту демократии,
ни быстро мобилизовать общественное
мнение, и в известном смысле отошли
на “второй план”, добровольно доверив
Б. Н. Ельцину и его ближайшему
окружению полное право политического
руководства. В дальнейшем, получив
возможность значительно
Информация о работе Возникновение политических партий в СССР