Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 10:01, реферат
Целью данного реферата является изучение места женщины в дипломатической сфере, в частности в России.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение «дипломатии».
2. Проанализировать необходимые дипломату качества и особенности характера.
3. Рассмотреть роль женщин на дипломатическом поприще.
4. Проанализировать текущую ситуацию в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Анализ качеств и особенностей характера, необходимых успешному дипломату
1.1 Определение термина «дипломатия»………………………………5
1.2 Профессиональные навыки и личные качества дипломата………….6
1.3 Особенности характера дипломатического работника……….........11
1.4 Женщины-дипломаты………………………………………………….12
ГЛАВА II Женщины в дипломатической среде в Российской Федерации
2.1 Женщины-дипломаты в России……………………………………….16
2.2 Квотирование как способ увеличения доли женщин-дипломатов..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ
Также желательно, чтобы
дипломат был скромен. Трудно преувеличить
опасность тщеславия для
Согласно Г. Николсону великая добродетель идеального дипломата — это лояльность. Профессиональный дипломат находится под воздействием разных, подчас противоречивых, обязательств лояльности. Он должен быть лоялен в отношении своего повелителя, правительства, министра и министерства, своих сотрудников, до известной степени в отношении дипломатического корпуса столицы пребывания. Он обязан сохранить особый вид лояльности в отношении правительства, при котором он аккредитован, и министра, с которым он ведет переговоры. Лояльность – это преданность своему государству, его правительству, политической линии, которая, как правило, формулируется президентом (премьер-министром) и министрам и обычно доводится до посла через министра иностранных дел, это строгое выполнение полученных им инструкций и дисциплинированность в самом широком смысле этого слова. Нужно сказать, что некоторые дипломаты, стремясь не разочаровывать свое правительство сообщают недостоверную информацию или информацию, которая заведомо понравится лидерам (так перед началом Великой отечественной войны до глав Советского Союза доходили разнородные данные о предстоящей войне, среди которых были и о том, что фашистская Германия желает поддерживать дальнейший мир). Далее следует упомянуть о такой болезни дипломатов как «локалистика» - вследствие длительного пребывания на территории страны, в которой они посланы, симпатии дипломатов полностью оказываются на стороне этой страны, ее политики, культуры и т. д.
Относительно характера дип. сотрудника также существует много рассуждений и сомнений. Какой должен быть идеальный характер для идеального исполнителя дип. миссий? Легковерный или упрямый? Настойчивый или податливый? Инjгда, описывая характер и качества дипломата, ссылаются на мнение А. Даллеса, директора ЦРУ, каким должен быть разведчик: «он должен восприниматься людьми, понимать их, уметь работать с ними даже при трудных и сложных обстоятельствах, уметь видеть разницу между фактом и вымыслом, существенным и несущественным, быть изобретательным, внимательным к деталям, уметь ясно, четко и кратко выражать свои мысли, уметь быть интересным собеседником и уметь молчать, он должен понимать чужую точку зрения, другую, отличную от него манеру поведения и стиля мышления». Идеальный дипломат тот, кто рассматривает все кризисы и препятствия, включая непонимание его своим начальством, подобно доктору, который не стремится сразу с порога излечить своего пациента от всех недугов, а вскрывает проблему, которая должна быть разрешена холодным и трезвым умом. Кроме того, необходимо концентрировать свое внимание не на прошлом, а на будущем развитии мира. Посол должен уметь быть доверенным другом и советником правительства, при котором аккредитован, и правительства, от которого послан. Согласно Попову для дипломата более подходят холерический и флегматические типы темперамента, так как холерический темперамент характеризуется быстрым и интенсивным протеканием психических процессов, энергичными и быстрыми движениями, выразительной мимикой, когда как флегматический тип темперамента отличается пониженной эмоциональной возбудимостью, устойчивостью настроений и др.
Но каким темпераментом человек не обладает, он может стать хорошим дипломатом, постоянно тренируя себя, самосовершенствуясь.
Ни в одной профессии жена не может играть
более важной и полезной роли, чем на дипломатической службе
Дж. Трю, американский дипломат
Почти во всех посольствах мира редко можно встретить женщин на дипломатической работе - они заняты главным образом на работе сотрудников-секретарей: библиотекарей, машинисток и др. Те, кто являются дипломатами, занимают, как правило, должности вторых и третьих секретарей.
Издавна большинство дипломатов – мужчины. Женщины на дипломатическом поприще воспринимались лишь в качестве помощников мужчин. О женах дипломатов говорит в своей книге Э. Сатоу. Но лишь в плоскости возможной помощи мужу. Так, они могут оказать существенное влияние на решение вопроса о назначении мужа дипломатом. Женщины в дипломатии долгое время рассматривались как приложение к мужу-дипломату. «Жены старшего поколения считают, что их роль в жизни - поддерживать своих мужей и только жены послов играют свою собственную роль. Они как бы находятся на постоянной работе, как, скажем, младшие члены королевской семьи. Что касается молодых дипломатов, то их жены часто заражены феминистскими взглядами. Их не всегда устраивает положение быть на втором плане» [1]. Они хотят играть свою игру. Они сожалеют и даже расстраиваются, что теряют свою профессию, и от этого жизнь семьи обрастает трудностями и проблемами, а помощь жены в дипломатической работе мужа становится менее эффективной. Конечно, дипломатическая служба мужа означает для современной женщины определенную «жертвенность», ограничение некоторых ее прав, в особенности в отношении се профессии, замечает один из авторов, женщина, занимающаяся исследованием этой проблемы.
До сих пор дипломатия остается одной из немногих профессий, где мужской шовинизм проявляется наиболее сильно. В классических книгах по дипломатии – Ф. Кальера, Г. Никольсона, Ж. Камбона - не упоминается ни об одной женщине-дипломате.
Соединенные Штаты вплоть до 1932 г. не имели женщин на посольских должностях. Британская дипломатическая служба была полностью закрыта для женщин до Второй мировой войны. До 60-х годов Франция не знала женщин на высоких дипломатических постах. В Германии в 70-е годы всего 13 женщин занимали дипломатические посты, в США в последнее время из 17 дипломатов была только одна женщина-дипломат, в Англии из 70 дипломатов было четыре женщины, и ни одна из них не занимала должности первого или второго ранга.
В Испании только в 1936 г. женщинам было разрешено занимать дипломатические должности, затем это разрешение было отменено и в 70-е годы восстановлено, но в то время всего лишь две женщины были на дипломатической работе. В Скандинавских странах, в частности в Норвегии, после Второй мировой войны возникло движение за привлечение женщин в дипломатию.
В настоящее время многие
страны изредка назначают своими
послами женщин, в том числе
Россия, США, Канала, Куба, ФРГ, Марокко,
Швеция, Израиль, некоторые латиноамериканские
страны. Но все это, скорее, исключение,
чем правило. Некоторые руководители
министерств соблюдают
Если у женщины-дипломата есть дети, то стоит вопрос об их воспитании. Часто возникают трудности с трудоустройством мужа дипломата-женщины. В английской дипломатической службе существует правило, что женщина-дипломат может быть освобождена от работы, если она выйдет замуж. В Соединенных Штатах было такое же правило. Сейчас оно не соблюдается.
Обычно женщинам принимающие страны не чинят никаких препятствий, некоторые исключения из этого составляли мусульманские страны, но сейчас нежелание иметь у себя в стране иностранных дипломатов-женщин отходит в прошлое. Политику неприятия женщин-дипломатов проводил до 80-х годов Ватикан. Сейчас в посольствах в Ватикане женщины работают и советниками, и секретарями, и даже послами.
Сегодня происходят значительные гендерные изменения во всех сферах правительства на всех уровнях, включая и дипломатическую службу. Так, в Соединенных Штатах число женщин-послов достигло восьмидесяти трех, в Великобритании тридцати, во Франции восемнадцати человек. В США глава Госдепа и восьми его департаментов – женщины. В британском Foreign Office из восьми женщин – глав департаментов министерства одна стоит во главе традиционно мужского – департамента обороны и разведки. Вплоть до 1964 г. двери итальянского внешнеполитического ведомства были закрыты для женщин. Сегодня уже четыре женщины возглавляют итальянские миссии. Часто говорят, что в мусульманских странах вряд ли захотят иметь дело с дипломатами-женщинами. Тем не менее в Объединенных Арабских Эмиратах, Сирии и ряде других стран посольства США, Италии, скандинавских государств возглавлялись женщинами.
Даже в странах Азии и Африки, где женщины традиционно не принимали активного участия в политической деятельности, их число на дипломатической службе растет. Сегодня в Индонезии, где большинство исповедует ислам, девять женщин-послов представляют страну за рубежом. Представительница самого маленького арабского государства Бахрейн недавно была аккредитована в Вашингтоне в качестве главы посольства. В Объединенных Арабских Эмиратах, где, кстати, женщины составляют 22,5% парламентариев, а четверо стали министрами, женщины назначены на должности послов в Швеции и Испании. В начале XXI века одиннадцать женщин возглавляли в Нью-Йорке постоянные представительства своих стран при ООН, в Вашингтоне было аккредитовано пятнадцать женщин-послов.
Как видно из представленных примеров, ситуация в отношении женщин на дипломатической службе меняется, что, как считает автор и некоторые исследователи, большинство из них женщины, является положительной тенденцией, так как женщины обладают многими качествами, которые не присущи мужчинам, например, выносливостью, терпеливостью и др.
Женщины в дипломатии – отражение общего положения женщин в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает не просто равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство их возможностей. Женщины составляют 53% населения страны. Их доля в общей структуре занятости – 48%. Из ста трудоспособных женщин работают семьдесят восемь. Правда, разрыв между уровнями среднего заработка мужчин и женщин составляет около 40%. «Стеклянные потолки», то есть препятствия, не дающие женщинам занять наиболее высокие должности, чаще всего остаются непреодолимыми.
В сфере науки и образования с советских времен женщин большинство. Однако, по данным на 2008 год, из 506 действительных членов РАН всего два академика – женщины, а среди 749 ее членов-корреспондентов женщин лишь триста сорок три. В руководящем органе академии – Президиуме – нет ни одной женщины.
Относительно властных структур, то до сих пор число женщин в Государственной Думе, одной из палат российского парламента, составляет лишь 14%. Все четыре фракции парламента возглавляют мужчины. Из тридцати трех руководителей Комитетов и Комиссий Думы – всего четыре женщины. В Совете Федерации, второй палате парламента, женщин совсем мало – четыре процента. В общем числе работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти, женщины составляют 69%, мужчины – 31%. Среди руководителей республик, губернаторов и мэров крупнейших городов – только одна женщина.
Социологи отмечают, что вопреки многим международным договорам, подписанным Россией, включая Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в России до сих пор нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия.
Объяснение ситуации зачастую видят в вековых патриархальных традициях российского общества. Несмотря на то, что женщины внесли значительный вклад в развитие российской истории (большую часть просвещенного XVIII века Россией правили женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета и Екатерина II), на то, что в начале XX века было закреплено равенство прав женщин в советских конституциях, а с 1922 г., как уже было сказано значительную роль в дипломатическом представительстве в Норвегии играла женщина - Александра Коллонтай, сегодня многие говорят о существующей дискриминации женщин.
В созданный в 1944 г. при МИД СССР Институт международных отношений сначала принимались лишь юноши. Спустя некоторое время появились первые девушки, однако они составляли явное меньшинство среди студентов вуза. На работу в МИД из них попадали единицы. Поэтому вполне объяснимо, что те немногие женщины-послы были не карьерными дипломатами, а политическими назначенцами. В 60-х годах ХХ века партийный и советский работник Зоя Миронова возглавляла советские миссии при ООН в Женеве и Нью-Йорке. Комсомольская активистка Валерия Калмык в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника I класса была направлена послом в Коста-Рику. Послом в Швейцарии в 1980-х годах стала высокопоставленный комсомольский работник Зоя Новожилова. Валентина Матвиенко в 1990-х годах возглавляла российское дипредставительство в Греции и на Мальте. Всего на год с небольшим в 2003–2004 годах заместителем министра иностранных дел стала бывший депутат Государственной Думы от Либерально-демократической партии России Э. Митрофанова. С января 2009 г. она возглавляет постоянное представительство России при ЮНЕСКО в Париже.
Сегодня девушки составляют примерно треть выпускников вузов, участвующих в конкурсе, ежегодно проводимом кадровой службой МИД. В результате доля женщин среди дипломатов поднялась в последние годы до 15%. Но это нелегкий процесс. Патриархальные настроения дают о себе знать. Многие пришедшие на работу в МИД девушки отмечают недоверчивое к ним отношение и явное предпочтение со стороны кадров в отношении продвижения по службе мужского персонала.
Если посмотреть на нынешнюю ситуацию в Центральном аппарате МИД, то становится ясно, что все руководство министерства: министр, восемь его заместителей, свыше сорока директоров департаментов и начальников управлений и центра международного научного и культурного сотрудничества – мужчины. До сих пор ни одна женщина – карьерный дипломат не была удостоена ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла. Ольга Иванова, талантливый дипломат, в 1968 г. начавший свою карьеру с самых низших дипломатических должностей, в 2004 г. была направлена послом на далекий остров Маврикий в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посланника II класса.