Зарубежный опыт проведения региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Определить, какая региональная экономика в зарубежных странах, провести сравнительный анализ с российской экономикой.
Задачи:
.Выяснить принципы региональной политики в странах Европейского Союза.
.Определить механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза
.Сравнить региональную политику России и зарубежных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…….5
1.1 Инструменты ………………………………………………………….6
Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы региональной политики Европейского Союза………..13
2.2 Политические задачи………………………………………………..17
Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАМННЫХ МЕХАНИЗМОВ В РОССИИ…………………………………………………..21
3.1 Функционирование программных механизмов в Российских условиях………………………………………………………………………….21
3.2. Стабильная экономическая обстановка………………………………………………………………………..23
Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

16.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

— региональная индустриальная политика, которую можно назвать политикой  стимулирования;

— политика “возрождения”, включающая целый ряд программ пространственного  развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь все  настроены действовать совместно.

Важной отличительной чертой политики “возрождения” является акцент на развитие отдельных регионов и повышение  их конкурентоспособности. При финансировании используются “механизмы оспаривания” — распределение общественных средств  между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время эффективность  от проведения политики “возрождения”  возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз  меньше, чем бюджет политики “возрождения”, хотя ранее средства, выделяемые на две эти категории, были примерно равны.

Анализируя политику в области  регионального развития стран-членов ЕС, можно сказать, что стимулирование регионального развития составляет ядро региональной политики, за исключением  Дании. Это можно объяснить тем  фактом, что правила оказания поддержки  Директоратом по политике рыночных отношений  в странах ЕС предусматривают  оказание помощи крупномасштабным проектам и только в определенных проблемных районах. В северных странах одним из элементов политики можно назвать оказание помощи в развитии благоприятной бизнес-среды, но данная политика осуществляется в большей степени на общенациональном уровне, нежели на региональном.

Механизмы программного подхода и  планирования в Западной Европе

Рассмотрим механизмы данного  подхода на трех примерах, некоторые  из них были упомянуты уже ранее:

— программный подход Структурного Фонда, содействующий развитию экономической  и социальной интеграции внутри Европейского Союза;

— германская система Совместного  Решения Задач, созданная для  совершенствования региональных экономических  структур GA (Gemeinschaftsaufgabe), которая является результатом согласования между федеральным правительством и землями;

— французские Контракты Планирования между государством и регионами (CPERs).

Все вышеуказанный организации  имеют различные цели и механизмы, у них есть общая главная особенность: они организуют участие различных  элементов управления в региональном развитии и объединяют их усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

При решении важных вопросов региональной политики в России весьма полезным мог бы оказаться опыт европейских  стран. В этой связи определенный интерес представляют цели и принципы правительств в проведении региональной политики, оптимальная организационная структура, наиболее подходящие политические инструменты, а также пространственный аспект европейской региональной политики.

2.1 Принципы региональной  политики Европейского Союза

Особый интерес представляет опыт региональной политики Европейского Союза, поскольку он относится к  целому ряду входящих в ЕС государств и поэтому может быть применим в различных условиях. Региональная политика ЕС на общеевропейском уровне осуществляется параллельно с проведением  региональной политики самими странами-участницами  и стремится вовлечь в решение  задач ведущих политических деятелей и партнеров на всех уровнях: европейском, национальном, региональном.

Со времени подписания Римского договора в 1957 г. ЕС стремится  сократить региональное неравенство. Эта цель, подтвержденная в договоре об образовании Европейского Союза, подписанном в Маастрихте в 1991 г., заключается в уменьшении неравенства в уровнях развития наиболее развитых и наиболее отсталых регионов. За прошедшие 25 лет целесообразность проводимой ЕС региональной политики неоднократно получала подтверждение в реализации таких важных принципов, как:

социальное равенство - неприемлемость большого разрыва с точки зрения уровня доходов и занятости;

продуктивность - способность  ЕС направлять помощь в наиболее слаборазвитые  районы, привлекая таким образом ресурсы, которые ранее оставались неиспользованными;

эффективность - роль ЕС в  координировании политики, проводимой ЕС и странами - членами ЕС в интересах  регионального развития.

Интересы европейской  интеграции - предотвращение возможности  того, что региональное или социальное неравенство поставит под угрозу дальнейшее развитие процессов интеграции в Европе. Начиная с середины 1980-х  гг. акцент на интересах европейской  интеграции в качестве обоснования  проводимой политики стал особенно очевиден. В дополнение к более тесному  политическому и экономическому союзу в качестве одной из задач, стоящих перед Сообществом, была провозглашена «экономическая и  социальная сплоченность». Она определялась как экономическое обеспечение  достаточно высокого уровня доходов, конкурентоспособности  и занятости, а также социальная солидарность, достигаемая путем  уменьшения неравенства в плане  обеспечения занятости, социальных возможностей и ликвидации нищеты. После реформы Структурных фондов в 1988 г. их деятельность стала базироваться на нескольких ключевых принципах:

  • концентрация ресурсов в наиболее нуждающихся регионах и группах регионов;
  • финансирование рассматривается скорее как долгосрочная программа, а не как одноразовый проект;
  • политика осуществляется путем установления отношений партнерства между Европейской комиссией, национальным правительством и местными и региональными властями;
  • принцип дополнительности, когда финансирование на уровне ЕС дополняет, а не заменяет собой ресурсы, ассигнуемые на эти цели на национальном уровне;
  • принцип субсидиарности, при котором управление ресурсами осуществляется на самом нижнем в зависимости от ситуации административном уровне: региональном, национальном или европейском.

Кроме того, существенное внимание уделяется контролю и оценке, что  позволяет обеспечивать эффективное  использование фондов.

Отражая принятый программный  подход, политика Структурного фонда  выстраивается вокруг двух- или трехступенчатого процесса планирования. Построенные  на принципах партнерства и субсидиарности планы регионального развития разрабатываются странами - членами ЕС обычно на региональном уровне с привлечением различных комбинаций партнеров (правительственные департаменты, местные власти, агентства по развитию, учебные институты, экологические организации и т. д.). Планы для среднесрочных программ (1989-1993 гг., 1994-1999 гг. и 2000-2006 гг.) согласовываются с Европейской комиссией в целях разработки общей стратегии осуществления программы, установления приоритетов, мер поддержки, финансовой помощи, оказываемой всеми партнерами, а также механизма осуществления. Обычно фонды используются для частичного финансирования проектов в различных сферах экономического развития для помощи бизнесу, в экономической и физической инфраструктуре, научных исследованиях, технической модернизации, в области «человеческих ресурсов», туризме, окружающей среде, возрождении городов.

Основными механизмами Сообщества в области регионального развития являются 4 Структурных фонда: Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund - ERDF), Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF), Европейский фонд руководства и гарантий в области сельского хозяйства (European Agricultural Guigance and Guarantee Fund - EAGGF); Секция руководства и финансирования в рыболовной отрасли (Guidance Section and the Financial Instrument for Fisheries Guidance - FIFG), каждый из которых решает определенные задачи в сфере экономики. Дополнительная помощь наиболее слаборазвитым странам оказывается через Интеграционный фонд с целью содействия их усилиям, направленным на сближение экономических систем стран - членов ЕС и на создание единой денежной системы ЕС. Кроме того, в Сообществе действуют еще 13 менее масштабных инициатив (финансируемых за счет Структурных фондов), направленных на решение проблем в конкретных районах или секторах экономики, которые, как считается, недостаточно охвачены прочими программами. Выделение странам - членам ЕС средств из Структурных фондов производится в соответствии с целями, определенными этими фондами.

Основным принципом Структурных  фондов является принцип концентрации. В связи с этим их политика сосредоточена  на решении ряда ключевых задач регионального, социального и отраслевого характера:

·цель 1 - структурная реорганизация  и развитие слаборазвитых регионов;

·цель 2 - преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного  производства;

·цель 3 - борьба с длительной безработицей и помощь в трудоустройстве  молодежи и лиц, потерявших работу;

·цель 4 - оказание помощи безработным  рабочим в адаптации к новым  условиям и новой системе промышленного  производства путем их переобучения;

·цель 5а - ускорение структурных  преобразований в сельском хозяйстве  и рыбном промысле;

·цель 5б - содействие в развитии сельских районов;

·цель 6 - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения.

Так, например, регионы, отнесенные к цели 1, охватывают '/4 населения ЕС (25%) и включают полностью территории Греции, Ирландии и Португалии, а также большую часть Испании, большую территорию Италии и все земли Восточной Германии. Кроме того, к цели 1 отнесены части более богатых государств, а именно Бельгии (Hainaut) и Нидерландов (Flevoland). Основным критерием отнесения регионов к цели 1 является тот факт, что валовый внутренний продукт по классификации NUTS line превышает 75% от среднего по ЕС. Однако это требование применяется с большой долей гибкости, и существует несколько регионов, отнесенных к цели 1, которые ему не удовлетворяют. В регионах, отнесенных к цели 2, проживает около '/6 населения стран ЕС (16,4%). Сюда частично входят территории всех стран ЕС, за исключением Греции, Ирландии и Португалии (которые целиком отнесены к цели 1). Определение регионов цели 2 производится по классификации NUTS III, и критерий отнесения, прежде всего, связан с уровнем безработицы, явившейся результатом спада промышленного производства.

 

 

2.2 Политические задачи

 
Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран  ЕС на четыре большие группы:

Четыре так называемые «интегрированные» страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные  страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены  самые бедные регионы на территории ЕС);

Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются  большими внутренними различиями - между севером и югом Италии, а  также между «старыми» и «новыми» землями Германии;

Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую  характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные  региональные проблемы, возникающие  в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости  населения.

В «интегрированных» странах  региональная политика проводится в  условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими  странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального  экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются  шаги, направленные на установление равномерности  регионального развития. В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны «способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов», а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно «осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны».

Вторая группа стран (Германии и Италии), как уже было сказано  ранее, характеризуется высокой  степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано «устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны». Конституция Германии подчеркивает необходимость «создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны». Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

Информация о работе Зарубежный опыт проведения региональной политики