Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель:
Определить, какая региональная экономика в зарубежных странах, провести сравнительный анализ с российской экономикой.
Задачи:
.Выяснить принципы региональной политики в странах Европейского Союза.
.Определить механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза
.Сравнить региональную политику России и зарубежных стран.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…….5
1.1 Инструменты ………………………………………………………….6
Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы региональной политики Европейского Союза………..13
2.2 Политические задачи………………………………………………..17
Глава 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАМННЫХ МЕХАНИЗМОВ В РОССИИ…………………………………………………..21
3.1 Функционирование программных механизмов в Российских условиях………………………………………………………………………….21
3.2. Стабильная экономическая обстановка………………………………………………………………………..23
Глава 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...33
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.
Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.
Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области «конкурентоспособности» является составной частью подхода в рамках политики «возрождения» и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.
Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.
Глава 3 ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАМННЫХ МЕХАНИЗМОВ В РОССИИ
В настоящее время в
России уже функционирует свой “программный”
механизм в виде целевых программ
развития регионов. В данных программах
активно принимают участие
3.1 Функционирование программных механизмов в Российских условиях
Проблемы социально-
Рассмотренный европейский опыт указывает на явные преимущества от внедрения систем регионального социально-экономического развития, которые включают как федеральный уровень, так и субъектов федерации. Общегосударственный уровень устанавливает общие принципы, дающие возможность решить проблемы регионов. Региональный уровень устанавливает детализированное рассмотрение своего собственного потенциала и проблем. Регионы также способны внести свои накопленные знания и навыки в области экономического развития. Свои идеи можно будет перенести в другие регионы, так как они имеют похожие цели в отношении территорий, но с учетом их собственной специфики.
Механизм планирования и
программного метода, который уже
функционирует в России в виде
целевых программ развития регионов,
следует развивать и
Между слабо- и сильно развитыми регионами необходим “пакт о солидарности”. Условием для введения любого механизма перераспределения, дающего возможность направить средства на развитие менее развитых регионов, является наличие пакта о солидарности между более обеспеченными и менее обеспеченными регионами.
В развитии Европейского Союза
солидарность выдвигалась как неотъемлемый
фактор, так как членами Союза
все больше становились страны, которые
стоят на разных ступенях экономического
развития. Например, Совместная Задача
вместе со Структурными фондами опирается
на пакт о солидарности между землями,
что дает возможность дополнительного
финансирования более слабо развитых
регионов. Воссоединение Германии в
большей степени увеличило
Пакты о солидарности можно
получить при формировании любой
системы, создающейся в общих
интересах. Внедрение подобной системы
возможно двумя способами — прямым
и косвенным. Прямой путь предполагает
поощрение за содействие в области
регионального развития в той
или иной форме всем странам-членам
ЕС и территориям данной страны,
однако для слаборазвитых территорий
данное поощрение больше. Каждый участник
здесь явно выигрывает в той или
иной степени. Косвенный путь, несмотря
на пренебрежение, является также эффективным.
Это относится к косвенным
экономическим и социальным преимуществам,
которые получают более развитые
регионы в экономическом
3.2. Стабильная экономическая обстановка
Каждая из вышеописанных систем предполагает наличие стабильной экономики, дающей возможность широкому кругу организаций выделять ассигнования на программы и выполнять их.
Это возможно в тех странах,
где имеется стабильность в правительстве,
макроэкономическом развитии, политике
и т.п. Приведенные выше примеры
свидетельствуют, что даже в сравнительно
богатых государствах с достаточно
стабильным экономическим развитием
не всегда можно гарантировать
Следует заметить, что при
частых и крупных изменениях программы
могут превратиться из настоящих, выполнимых
планов в смутные выражения намерений.
Этого следует избегать, так как
подобные действия существенно подрывают
доверие к партнерским
Глава 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Государственное регулирование
регионального развития присуще
каждой стране, но в разных формах. При
решении проблем, связанных с
формированием российской региональной
политики, весьма важным представляется
изучение зарубежного опыта. Проблемам
региональной экономической политики
в научных исследованиях
Советского государства и стран с развитой рыночной экономикой очевидна. В условиях централизованного планирования проблема снижения межрегиональных различий в доходах населения между союзными республиками (до более низких таксономических единиц государственная политика в СССР не доходила) решалась на общесоюзном уровне путём межреспубликанского перераспределения финансовых ресурсов, однако при сильной вертикали власти межрегиональная дифференциация не оказывала существенного влияния на социально-политическую ситуацию в стране.
Поэтому задача «выравнивания
уровней социально-
Эта формулировка характеризует
две стороны регионального
экономическую эффективность,
которая требует экономически рационального
распределения производства в пространстве
и использования
социальную справедливость, т. е. такое пространственное распределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности для достижения желаемого благосостояния.
Обе эти цели региональной политики противоречивы. Например, сумма максимумов региональных доходов эквивалентна максимуму национального дохода только при условии свободной конкуренции, однако пространственная экономика не является экономикой свободной конкуренции, поэтому конфликт между национальными целями (рост и эффективность) и региональными (равенство) неизбежен. На практике этот конфликт разрешается следующим образом: на каждом конкретном историческом этапе развития в каждой конкретной стране преобладает одна из указанных целей. По мнению академика А.Г. Гранберга, «при всём многообразии формулировок цели региональной политики всегда выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью». Природа этого компромисса связана с необходимостью частичного перераспределения ресурсов самодостаточных регионов к проблемным, следствием чего является определённое замедление развития первых и ускорение развития вторых. Теоретической основой нахождения оптимального компромисса между этими группами регионов, а следовательно, и компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью, является нахождение оптимума по Парето в многорегиональной системе. В Германии население бывшего ФРГ считает избыточным перераспределение средств для подъёма восточных земель; в Испании жители промышленно развитой провинции Каталония выражают недовольство региональной политикой центра, связанной с поддержкой менее развитых провинций; на севере Италии, уровень промышленного развития и финансовые показатели которого существенно превышают аналогичные показатели аграрного юга страны, усиливаются сепаратистские настроения. В России так называемые «регионы-доноры» апеллируют к федеральному центру по поводу изъятия у них всё большего объёма финансовых средств для поддержки отсталых регионов. Все это означает, что математический аппарат не является всесильным и отступает перед реальной действительностью ввиду невозможности отразить всё многообразие экономических, социальных, экологических и культурных аспектов регионального развития. Мы считаем, что в региональной политике конфликтность целей «справедливость» и «эффективность» обусловливается необходимостью реализации обеих путем перераспределения одних и тех же бюджетных средств. В этом смысле цели региональной политики затрагивают интересы разных групп населения. В реализации цели «справедливость» более всех заинтересовано население проблемных регионов, в которых без поддержки государства нельзя ожидать оживления экономической активности. В процессе реализации второй цели поддержку получают, как правило, предприниматели регионов с относительно благоприятными условиями предпринимательской деятельности. По мнению автора исследования, уменьшение межрегионального неравенства означает сближение регионов по уровню социально-экономического развития. Это создает более благоприятные условия для эффективного развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, качественного изменения общероссийского менталитета, укрепления единства государства.
Усиление же региональных различий затрудняет проведение общей политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, несёт опасность региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности государства. По мнению ученых В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, «ни одно государство в мире … не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа».Автор данного исследования под региональной экономической политикой понимает сознательную деятельность органов государственного управления, реализующую интересы государства в отношении регионов (общегосударственные интересы) и внутренние интересы самих регионов (региональные интересы), направленную на создание институциональной среды регионального развития и устранение диспропорций в пространственном развитии. В этой связи мы выделяем в структуре государственной региональной политики две составляющие: общесистемную и селективную. Целью общесистемной политики является создание институциональной среды регионального развития. Меры такой политики не имеют избирательного назначения, они равномерно влияют на все регионы, то есть по характеру воздействия она является общегосударственной. В рамках общесистемной региональной политики осуществляется: определение сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти по всем аспектам развития регионов; установление общефедеральных правил, процедур и норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов. С определённой долей условности в зависимости от государственного политико-территориального устройства мы различаем три типа общесистемной региональной политики: регулятивный, конкурентный, смешанный. Для регулятивной политики характерна главенствующая роль государства с его централизованными ресурсами, а регионы подчиняются центральным властям как проводники их политики. Этот тип общесистемной политики в большей степени имеет место в унитарных государствах.
Конкурентный тип политики
характеризуется тем, что центральные
власти определяют лишь общие «правила
игры» полностью
Информация о работе Зарубежный опыт проведения региональной политики