Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы установить, что произойдёт с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Провести анализ безубыточности производства;
Рассмотреть экономическую модель безубыточности;
Изучить методы определения точки безубыточности;
Охарактеризовать анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия;
Оценить влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия;
Вывести значение определения точки безубыточности для предприятия;
Рассмотреть производные показатели;
Установить роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек;
Выявить подходы к принятию решений по ценообразованию;
Составить планирование безубыточности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА…………………….…..5
Экономическая модель безубыточности………………………………....5
Методы определения точки безубыточности……………………….......8
Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия ...………………….………………………………………………..16
Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия............................................................................................19
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….……...23
Производные показатели...........................................................................23
Роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек.......................................................................................................25
Подходы к принятию решений по ценообразованию.............................28
Планирование безубыточности................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……39
Коэффициент валовой прибыли рассчитывается следующим образом:
Валовая прибыль/Выручка от продаж;
(2000 (руб.) /8000 (руб.) )х100% = 25%.
В этом случае пороговая
выручка или точка безубыточнос
Постоянные затраты /Коэффициент валовой прибыли;
1500 (руб.) /25% = 6000 (руб.).
Зная точку безубыточности, можно определить цену реализации в данной точке. Выразим цену реализации через у, тогда
100у - 6000(руб.) = 1500(руб.);
100у = 7500(руб.);
у = 75 (руб.),
т.е. цена реализации при известном объеме реализации будет равна полной себестоимости продукции, деленной на объем продаж. Продавая свои изделия по цене 75 руб., мы только оправдаем все свои затраты, но не получим прибыли.
С помощью математических подходов можно анализировать влияние структурных изменений объема реализации выпускаемой продукции на доход от реализации и прибыль предприятия, точку безубыточности.
Пример. Издательство выпускает два вида книг, при этом деятельность предприятия характеризуется следующими показателями (табл. 1.1).
Показатели |
Книга А |
Книга Б |
Итого |
Объем производства, ед. |
10 000 |
8 000 |
18 000 |
Цена единицы продукции, руб. |
90 |
60 |
|
Доход от реализации, руб. |
900 000 |
480 000 |
1 380 000 |
Переменные издержки, руб.: всего на единицу продукции |
300 000 30 |
160 000 20 |
460 000 |
Валовая прибыль, руб. |
600 000 |
320 000 |
920 000 |
Постоянные затраты, руб. |
400 000 | ||
Прибыль, руб. |
520 000 |
Таблица 1.1. Показатели деятельности предприятия.
Чтобы определить порог рентабельности для нескольких видов продукции, необходимо выразить объем реализации книги А через объем реализации книги Б. В данном примере обозначим объем реализации книги Б за х; тогда объем реализации книги А будет равен 1,5х. Подставим эти значения в уравнение и получим:
(90х1,5х + 60х) - (30х1,5х + 20х) + 400 000 = 0;
135х + 60х - 45х – 20х = 400 000;
130х = 400 000;
х= 3076,92 ед., соответственно 1,5х= 4615,38 ед.
Для преодоления порога рентабельности необходимо реализовать 3077 ед. книги Б и 4616 ед. книги А. То есть точка безубыточности будет соответствовать реализации 7 693 книг. В стоимостном выражении порог рентабельности будет равен 600 000 руб.
В случае изменения структуры объема реализации будет изменяться доход от реализации (валовая прибыль) и прибыль, а также будет сдвигаться точка безубыточности.
Предположим, произошли изменения в цене реализации книги Б — она значительно понизилась (табл. 1.2).
Показатели |
Книга А |
Книга Б |
Итого |
Объем производства, ед. |
10 000 |
8 000 |
18 000 |
Цена единицы продукции, руб. |
90 |
45 |
--- |
Доход от реализации, руб. |
900 000 |
360 000 |
1 260 000 |
Переменные издержки, руб.: всего на единицу продукции |
300 000 30 |
160 000 20 |
460 000 |
Валовая прибыль, руб. |
600 000 |
200 000 |
800 000 |
Постоянные затраты, руб. |
--- |
--- |
400 000 |
Прибыль, руб. |
--- |
--- |
400 000 |
Таблица 1.2. Изменения в реализации книги Б.
В связи с тем что цена реализации книги Б понизилась на 25%, уменьшился доход от реализации, валовая прибыль и прибыль на 120 000 руб. Заметим, что в количественном выражении объем реализации в целом не изменился.
Рассчитаем точку
(90х2х + 45х) - (30х2х + 20х) + 400 000 = 0;
180х + 45х - 60х - 0х = 400 000;
145х = 400 000;
х = 2758,62 ед., соответственно 2х = 5517,24.
В этом случае для преодоления порога рентабельности необходимо реализовать 2759 ед. книги Б и 5518 ед. книги А. То есть точка безубыточности будет достигнута в случае реализации 8277 книг. Как видно, она заметно сместилась в сравнении с предыдущим примером.
В стоимостном выражении порог рентабельности будет достигнут при получении дохода 620 689,5 руб. (496 551,6 руб. + 124 137,9 руб.). Заметим, что в предыдущем примере он был выражен суммой 600 000 руб.
Величину объёма продаж в стоимостном выражении, необходимую для обеспечения нулевой прибыли, можно определить следующим образом:
Vр |
= |
Спост |
(5) | |||||||||
1 |
- |
( |
Спер1хК1 |
+ |
Спер2хК2 |
+ |
СперnхКn |
) |
||||
Ц1 |
Ц2 |
Цn |
где К – удельный вес продукта в общем объёме,
n – вид продукта.
На основе соотношений, положенных в основу расчета точки безубыточности, может быть исчислен ряд производных показателей, таких как кромка финансовой безопасности, коэффициенты риска убытков, запас прочности сбыта, величина эффекта операционного рычага и др.
Кромка (граница) финансовой безопасности — это разница между безубыточным объемом реализации и максимальным прогнозируемым объемом продаж. Чем меньше эта величина, тем рискованнее производство и продажа данного товара. Запас финансовой безопасности представляет собой объем товаров в количественном и стоимостном выражениях, который предприятие надеется продать сверх объема, обеспечивающего ему безубыточность.
Уровень кромки безопасности особенно важно знать при прогнозах продаж, поскольку они всегда допускают возможность погрешностей. Если погрешность будет выше кромки безопасности, существует вероятность того, что предприятие не только не получит прибыли, на что надеялись при прогнозировании, но и станет убыточным.
Коэффициент риска убытков
позволяет предпринимателю
Запас прочности в стоимостном измерении — это разница между фактически полученной выручкой от продаж и значением точки безубыточности в стоимостном выражении. При достаточном запасе прочности прибыль предприятия равна сумме удельного маржинального дохода, полученного от количества единиц продукции, работ, услуг, реализованных сверх критического объема.
Пр=(Ц - Спер)х(Vm-Vo)
Любое изменение объема продаж в силу непропорциональности затрат и результатов деятельности вызывает еще большее изменение прибыли. Это так называемый эффект операционного рычага (производственный леверидж). Его характеризует отношение маржинального дохода к прибыли от реализации:
iоп |
= |
Вр - Спер |
(7) | |
Пр |
где iоп— индекс эффекта операционного рычага.
По величине этого показателя можно судить, на сколько процентов изменится прибыль при снижении или увеличении выручки на 1%. Чем больше удельный вес постоянных расходов в общей сумме валовых затрат, тем сильнее действие операционного рычага и выше риск. Поэтому при падении объема продаж рекомендуется снижать постоянные расходы, поскольку даже небольшое уменьшение выручки приводит к более значительному относительному сокращению прибыли. Если спрос стабилен, можно допустить увеличение постоянных расходов при сохранении постоянного прироста прибыли.
Долю маржинального дохода в выручке характеризует коэффициент выручки, рассчитываемый по формуле
Rв |
= |
Вр - Спер |
(8) | |
Вр |
Он показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки. Высокий коэффициент выручки характеризует эффективную работу организации, но в то же время свидетельствует о высокой чувствительности ее бизнеса к колебаниям объемов продаж. В условиях нестабильной ситуации на рынке такое предприятие рискует получить убытки.
Основная задача системы
мониторинга заключается в
Стратегические цели в различных вариантах формулируются в следующем виде:
Тактические цели определяют более конкретные задачи повышения эффективности бизнеса: