Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы установить, что произойдёт с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Провести анализ безубыточности производства;
Рассмотреть экономическую модель безубыточности;
Изучить методы определения точки безубыточности;
Охарактеризовать анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия;
Оценить влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия;
Вывести значение определения точки безубыточности для предприятия;
Рассмотреть производные показатели;
Установить роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек;
Выявить подходы к принятию решений по ценообразованию;
Составить планирование безубыточности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА…………………….…..5
Экономическая модель безубыточности………………………………....5
Методы определения точки безубыточности……………………….......8
Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов предприятия ...………………….………………………………………………..16
Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции на прибыль предприятия............................................................................................19
ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….……...23
Производные показатели...........................................................................23
Роль определения точки безубыточности в мониторинге издержек.......................................................................................................25
Подходы к принятию решений по ценообразованию.............................28
Планирование безубыточности................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……39
В качестве показателей эффективности бизнеса наиболее информативную функцию могут выполнять следующие индикаторы:
Система мониторинга дает представление о поведении каждого контролируемого показателя и фиксирует их отклонения от допустимых уровней.
Динамика показателя зачастую дает возможность спрогнозировать его выход из области допустимых значений и заблаговременно принять соответствующие управленческие решения, например:
Полномасштабный анализ безубыточности продукции предприятия является трудоемкой процедурой, требующей подготовки и обработки большого объема исходных данных. Периодичность проведения такого анализа составляет ориентировочно 1-2 раза в год.
Оперативное управление заводом предполагает ежемесячный (или даже еженедельный) контроль себестоимости продукции и своевременное принятие решений. С этой целью предлагается внедрить систему мониторинга безубыточности продукции.
Предполагается, что система мониторинга на основе агрегированных данных, полученных в рамках полномасштабного анализа безубыточности, позволит оперативно рассчитывать основные показатели безубыточности и планировать потребности в материальных и финансовых ресурсах.
Входными параметрами системы мониторинга являются объемы производства, издержки производства и реализации, а также статистические данные по базовым показателям. Рекомендуется включить в этот набор также нестабильные параметры, такие как рыночные цены на продукцию и потребляемые ресурсы. В этом случае на систему мониторинга возлагается задача сценарного анализа безубыточности. Сценарный анализ позволяет оценить риски получения убытков при внезапном изменении условий производства и реализации продукции.
Схема 1. Система мониторинга.
Задача управленческого учета состоит в том, чтобы представить менеджеру необходимую и исчерпывающую информацию для принятия правильного решения в области ценообразования. Информация должна быть многовариантной и сопоставимой, в ней должны быть продемонстрированы положительные и отрицательные результаты, которые предприятие может получить в случае принятия того или иного решения. На основании всестороннего анализа и обсуждения представленной информации на предприятии разрабатывают политику цен на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Предприятие, прежде чем начать свою деятельность или составляя годовой бюджет, определяет, какую прибыль оно сможет получить. То есть в основном решает две задачи: цены на продукцию и затраты на ее производство. И, конечно, цена в данном случае является не иначе как следствием спроса на произведенный продукт. В рыночных условиях цена на товар не может быть выше или ниже по желанию отдельного производителя, она регулируется спросом и предложением на рынке.
Производитель может влиять на затраты производства, качество и объемы производимой продукции. При этом предприятию необходима серьезная ценовая политика, основанная прежде всего на хорошем знании ответов на вопросы:
1. Какова ценность нашего продукта на рынке?
2. Какие затраты может позволить себе предприятие при существующих ценах на рынке и желании получить определенный объем прибыли?
3. Какой объем выпуска продукции обеспечит предприятию максимальные выгоды?
Для решения поставленных вопросов необходима информация, подготавливаемая финансистами на основании проведенных маркетинговых исследований. Принимая решение о цене производимого продукта, предприятию следует использовать одновременно затратный подход к ценообразованию и ценностный подход. При затратном подходе к ценообразованию продукт производства определен изначально, уже существует технология его производства, рассчитываются затраты, определяется доля прибыли на единицу продукции, цена продукта и лишь затем начинается продвижение товара на рынки.
При ценностном подходе сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства продукта. Схематично данные подходы можно представить следующим образом:
Схема 2. Система подходов.
При разумном сочетании этих двух подходов можно создать оптимальную ценовую политику и возможности для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльности.
Можно снижать цены реализации и при этом получать большие прибыли за счет увеличения объемов продаж или получать большие прибыли при снижении объемов и повышении цен. При этом неопровержимым аргументом будет служить знание конъюнктуры рынка.
Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, на самом деле гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию фирмы за названную цену. Таким образом, ценовая политика фирмы - суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж. Рассмотрим различные варианты действия фирмы по установлению цен на реализуемую продукцию.
Первый, и самый простой случай, заключается в том, что фирма действует на рынке, близком к современно конкурентному. Предположим, что рассматривается средних размеров оптовая фирма. В такой ситуации размер доходов фирмы (торговой надбавки и комиссионных за дополнительные услуги) с достаточно большой точностью определен рыночными условиями. Поэтому, еще при создании такой фирмы в расчете безубыточности необходимо учитывать фиксированную цену на продукцию фирмы. Как следствие, для повышения финансовой устойчивости и более надежных гарантий от убыточной деятельности необходим высокий уровень маржи безопасности. Единственное средство достичь этого - строгий контроль за уровнем издержек.
Для фирмы, которая не может удержать свои издержки в рамках безубыточности, можно рекомендовать два выхода:
Данные меры требуют дополнительных затрат, однако, чаще всего, бывает возможно осуществить требуемые инвестиции из имеющегося основного капитала фирмы, пока убытки от высоких издержек по основной деятельности не сведут капитал фирмы к нулю.
Несколько другая ситуация складывается в том случае, когда фирма имеет возможность сама определять цену (в пределах более широких, чем на рынках с почти совершенной конкуренцией). Если издержки фирмы лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительным является ценообразование по методу «издержки плюс». Суть этого метода заключается в том, что цена на продукцию фирмы устанавливается равной издержкам на ее производство плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается в величине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности фирмы, этот процент есть не что иное, как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, что чем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение фирмы (по крайней мере, в текущий момент). Этот процент должен быть снизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждение предпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. В краткосрочной же перспективе - надбавке на уровне, гарантирующем максимальную доходность от продаж. Следует подчеркнуть, что мы максимизируем доход, так как наличие положительного (по определению) процента надбавки само по себе гарантирует, что максимум дохода совпадает с максимумом прибыли. Эту идеальную картину прибыльного производства могут нарушить (и нарушают) случайные влияния сторонних факторов. Дело в том, что при таком методе калькуляция цены ведется по плановым показателям, следовательно, полученная цена не учитывает внешних факторов, действующих между моментом расчета цены и моментом оплаты. Таковыми факторами могут быть, например, инфляция, неожиданные изменения структуры покупательского спроса и т.д. Рекомендуется продавать такие товары с оговоркой о возможном изменении цены в оговоренных пределах (такой метод продаж необходимо применять в том случае, когда есть основания опасаться влияния вышеперечисленных факторов).
В некоторых ситуациях бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения товара на рынок. Сейчас мы рассмотрим соотношение демпинговой ценовой политики и вопросов безубыточности.
Пример. Организация владеет 25% рынка. При снижении цен на 2 руб. доля рынка увеличится до 27%. Рассчитаем исходную точку безубыточности:
Постоянные расходы 200 000 руб.
Переменные расходы на единицу продукции 10 руб.
Цена единицы продукции 14 руб.
Решение:
Маржинальный доход на единицу продукции 4 руб.
Точка безубыточности
Для измененной цены точка безубыточности:
Доход от продажи единицы продукции 12 руб.
Маржинальный доход на единицу продукции 2 руб.
Точка безубыточности
Таким образом, количество продукции фирмы, которое необходимо продать для достижения точки безубыточности возросло в 2 раза. Однако, на рынке число продаж увеличилось в
(27% + 25%) / 25% = 2,08 раза
то есть маржа безопасности увеличится в результате планируемого изменения цен на 8%.
Рассмотрим теперь ситуацию с достижением точки безубыточности при снижении цены реализации ниже величины переменных затрат на одно изделие. Единственная ситуация при которой оправдано такое снижение это проникновение товара на новый рынок или же существенное расширение занятой рыночной цели. Пусть ожидаемый эффект от снижения цены реализации до 8 руб. за единицу заключается в увеличении доли рынка до 51% в течение трех ближайших лет, при продажных ценах в течение следующих двух лет в 15 руб. Примем, что сегодняшняя доля продаж составляет в собственном выражении 60 000 единиц (25% от общего рынка). Тогда в течение будущих трех лет общее количество продаж составит 122 400 единиц в год. Рассчитаем прибыли и убытки от такой акции:
1 год
Доход от реализации 122400 изделий по цене 8 руб. за штуку 979 200 руб.
Постоянные издержки 200 000 руб.
Переменные издержки по 122 400 изделиям в размере 10 руб. за штуку 1 224 000 руб.
Прибыль 0 руб.
Убыток 444 800 руб.
2 год
Финансовый результат прошлого года -444 800 руб.
Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку 1 836 000 руб.
Постоянные издержки 200 000 руб.
Переменные издержки 1 224 000 руб.
Прибыль 0 руб.
Убыток 32 800 руб.
3 год
Финансовый результат прошлого года -32 800 руб.
Доход от реализации 122400 изделий по цене 15 руб. за штуку 1 836 000 руб.