Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:20, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает изучение анализа деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы выступили:
- изучение сущности деловой активности, цели и объектов анализа, а также важности роста деловой активности для деятельности организации;
- рассмотрение моделей факторного анализа деловой активности;
- решение практической задачи.
Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1 Сущность деловой активности, цели и объекты анализа 4
1.2 Использование результатов и важность роста деловой активности для деятельности организации 7
2. Методическая часть. Модели факторного анализа выполнения расчетов показателей деловой активности 9
3. Расчетная часть 14
Заключение 15
Список литературы 17
Приложения 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине
«Анализ хозяйственной деятельности организации»
На тему:
«Анализ деловой активности, сущность, цель и объекты анализа, использование полученных результатов в оценке деятельности организации и её функциональных подразделений»
Выполнила студентка
УПО 2-1 в/о
Старовойтова А.В.
__________________
(подпись)
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной политики по повышению результативности производства. Особенно острыми эти вопросы являются для промышленных предприятий, которые за годы рыночного реформирования в значительной степени разрушили свой организационный и производственный потенциал. На повестку дня встают задачи освоения технологии стратегического управления в рыночных условиях, эффективного использования всех видов ресурсов, инвестиционного и инновационного потенциала предприятий, выстраивания долгосрочных отношений с контрагентами (поставщиками ресурсов, потребителями, конкурентами). Решение этих задач связано с повышением деловой активности предприятий.
Эффективное управление деятельностью предприятия, основанное на учете факторов формирования деловой активности, способствует в значительной мере ее последовательному росту. Индикатор деловой активности считается знаковым показателем для определения положения предприятия на рынке. В то же время индекс деловой активности отражает воздействия многообразия составляющих жизнедеятельности компании.
Деловая активность – это совокупность целенаправленных процессов, обеспечивающих планируемые темпы экономического роста предприятия на основе согласованного развития в гармонии с внешней средой.
Актуальность понятия «деловая
активность» очевидна. Стабильность
финансового положения
Все это позволяет говорить об актуальности темы курсовой, представляющей большой теоретический и практический интерес.
Целью курсовой работы выступает изучение анализа деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы выступили:
- изучение сущности деловой активности, цели и объектов анализа, а также важности роста деловой активности для деятельности организации;
- рассмотрение моделей
- решение практической задачи.
В работах по анализу и диагностике
деятельности предприятий в последние
годы рассматривается деловая
В Центре экономической конъюнктуры при Правительстве России деловая активность промышленных предприятий раскрывается по совокупности показателей, отражающих интенсивность хозяйственной деятельности предприятия и эффективность использования находящихся в его распоряжении ресурсов [10].
О.В. Мясникова обосновывает положение о том, что «деловая активность может быть представлена как совокупность усилий работников предприятия, направленных под воздействием определенного уровня мотивации на увеличение, прежде всего, оборачиваемости оборотных активов, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов производства, а также развитой социально-экономической инфраструктуры региона» [9]. Но вместе с этим возникает вопрос: какие факторы мотивации или демотивации необходимо включить, чтобы увеличить оборачиваемость оборотных активов?
Более полное и развернутое определение деловой активности предприятия дано в работах В.Д. Молоканова. По его мнению, «деловая активность организаций характеризуется как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение положительной динамики производства конкурентоспособных товаров и услуг, увеличение трудовой занятости и эффективного использования ресурсного потенциала в целях увеличения прибыли и удовлетворения социально-экономических интересов человека» [8]. В своем подходе автор исследовал социально-психологические и социально-экономические факторы мотивации деловой активности.
Г.А. Краюхин в методике
анализа деятельности предприятия
в условиях рыночной экономики дает
следующее определение
О.В. Карпиков и В.Т. Смирнов развертывают экономическое содержание деловой активности как «созидательную способность обеспечивать конкурентоспособность и положительную динамику объемов производства, прибыли, других показателей эффективности, умело капитализируя необходимые ресурсы, глубоко адаптируясь к изменениям рыночной среды, прогнозируя и предупреждая угрозы спада и кризисных проявлений» [5].
Определение деловой активности О.В. Карпикова и В.Т. Смирнова является наиболее полным. Авторы в отличие от других методик оценки деловой активности предприятия непосредственно рассматривают поддержание конкурентоспособности предприятия и необходимость управления деловой активностью через предупреждение кризисных ситуаций.
Признавая практическую значимость данного подхода, Бочаров В.В. развивает его по основным ресурсным деловым циклам. Автор рассматривает систему оценок деловой активности предприятия «в процессе мобилизации и капитализации ресурсов, их использования и получения конечного положительного результата» [2].
Взаимодействие деловой активности, эффективности и конкурентоспособности рассматривается в работах И.В. Сидоренко. Автор обосновывает, что «деловая активность — это деятельность всех функциональных подразделений предприятия, которая направлена в целом на повышение эффективности работы предприятия и его конкурентоспособности» [13].
Несколько иначе выглядит позиция В.В. Ковалева, О.Н. Волковой. Авторы отмечают, что «в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынке продукции, труда, капитала; в более узком смысле — как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия» [6]. В этом подходе авторы недостаточно четко определяют место результатов деятельности предприятия на уровне экономики государства. Известно, что от деловой активности каждого субъекта хозяйствования зависит деловая активность экономики страны.
В свою очередь, В.Р. Банк, С.В. Банк, A.B. Тараскина дают свое определение категории «деловая активность» — это «результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства» [1]. Авторы определяют зависимость деловой активности от скорости оборота средств.
Г.В. Савицкая также является сторонником метода оценки деловой активности на основе анализа показателей оборачиваемости. Она отмечает, что «оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью и является одним из важнейших показателей, характеризующих интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность» [12]. При этом автор делает акцент не только на подробном изучении скорости оборота капитала, но и на какой стадии кругооборота произошло замедление или ускорение движения средств.
Л.В. Прыкина характеризует деловую активность «интенсивностью использования инвестированного (внутреннего) капитала» [11].
Интенсификация использования
капитала предприятия проявляется,
прежде всего, в изменении скорости
его оборота, что позволяет многим
ученым-экономистам упоминать
Основываясь на обобщении различных точек зрения ученых-экономистов, а также выявленных особенностях методического содержания, уточним содержание понятия деловой активности. Деловая активность — это категория, отражающая комплексную оценку эффективного использования совокупности ресурсов предприятия, в том числе инновационного потенциала, и позволяющая обеспечить деловую репутацию предприятия на конкурентном рынке.
Значение анализа деловой
Объекты анализа:
— анализ динамики основных показателей деятельности предприятия в сравнении с отраслевыми показателями уровня деловой активности;
— анализ бизнес-среды предприятия с целью выявления основных факторов влияния на изменение уровней деловой активности субъекта хозяйствования за исследуемый период;
— оценка резервов повышения деловой активности и разработка оптимальных мероприятий их использования;
— анализ темпов роста основных результативных показателей, выяснение причин их отклонения от идеальной модели зависимостей, которые существуют между ними;
— оценка эффективности использования производственных и финансовых ресурсов;
— анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
— анализ технических и технологических особенностей процесса производства с целью выявления резервов ускорения оборачиваемости;
— оценка оборачиваемости оборотных средств;
— расчет и анализ прогнозных финансовых показателей деятельности предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению факторов, неблагоприятно влияющих на показатели деловой активности.
Можно рассматривать деловую
Каждое предприятие
должно стремиться к росту деловой
активности и искать резервы ее повышения,
иначе оно остановится в своем
технико-экономическом развитии и
в дальнейшем может стать банкротом.
Высокий уровень деловой
Для повышения деловой активности предприятие должно максимально использовать свой внутренний потенциал. Изменение деловой активности зависит не только от использования внутреннего потенциала предприятия, но и от внешней среды, что должно учитываться при постановке целей и задач организации и при разработке стратегии ее дальнейшего развития. Деловая активность предприятия влияет на результаты деятельности предприятия на рынке, что проявляется в росте доли рынка, повышении деловой репутации, стабильности связей с поставщиками и клиентами и т.д., то есть на рыночные параметры в данной сфере бизнеса. Для достижения в перспективе стабильно финансового положения и повышения конкурентоспособности и тактическое, и стратегическое управление предприятием должно строиться на основе деловой активности, так как деловая активность лежит в основе эффективной работы по всем направлениям деятельности предприятия.