Анализ деловой активности, сущность, цель и объекты анализа, использование полученных результатов в оценке деятельности организации и её

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы выступает изучение анализа деловой активности предприятия.
Задачами курсовой работы выступили:
- изучение сущности деловой активности, цели и объектов анализа, а также важности роста деловой активности для деятельности организации;
- рассмотрение моделей факторного анализа деловой активности;
- решение практической задачи.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1 Сущность деловой активности, цели и объекты анализа 4
1.2 Использование результатов и важность роста деловой активности для деятельности организации 7
2. Методическая часть. Модели факторного анализа выполнения расчетов показателей деловой активности 9
3. Расчетная часть 14
Заключение 15
Список литературы 17
Приложения 18

Файлы: 1 файл

курсааач.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Если индекс деловой активности имеет тенденцию к снижению или  его значение меньше индекса деловой  активности предприятий-конкурентов, то нужно определить вид деловой активности, который является «слабым звеном», и соответствующий ему блок управления предприятием. Результатом реализации управленческих решений по данным направлениям в системе менеджмента может стать повышение эффективности деятельности отдельных функциональных подразделений и всего предприятия. [13]

Производственная активность может  отразиться не только на количестве производимой продукции, но и на ее качестве, снижении доли бракованной продукции, недопущении  боя тары и других потерь в производстве.

Управление технико-экономической  активностью может привести к  снижению себестоимости продукции. В выявлении и использовании  резервов снижения себестоимости продукции  и будет заключаться проявление предприятием деловой активности, ведь уровень себестоимости отразится и на финансовых показателях деятельности предприятия: прибыли, рентабельности, и может стать основой для определения конкурентных преимуществ.

Рост финансово-коммерческой  активности оказывает влияние на  увеличение основного показателя результативности деятельности предприятия – прибыли. Каждое предприятие стремится найти резервы увеличения прибыли. Для увеличения прибыли предприятия могут увеличить объема производства и реализации продукции за счет правильной организации системы маркетинга, снизить себестоимости продукции, не снижая ее качества, разработать обоснованную политику ценообразования, изменить структуру ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, улучшить качество продукции и ее оформление, расширить рынок продаж продукции.

Таким образом, управление предприятием на основе деловой активности должно осуществляться комплексно через производственную, технико-экономическую и финансово-коммерческую активность, тем более что решения, принимаемые с целью управления этими видами активности,  взаимосвязаны. Такой комплексный подход к определению, оценке и управлению деловой активностью дает возможность интегрироваться в процесс управления предприятием, согласовывая при этом стратегические и тактические цели и задачи, что отразится на повышении результативности работы предприятий и  обеспечит не только их выживание, но и  дальнейшее развитие. [13]

 

  1. Методическая часть. Модели факторного анализа выполнения расчетов показателей деловой активности

 

Деловая активность лежит в основе эффективной работы по всем направлениям деятельности предприятия, что и  определяет логическую схему анализа (Прил. 1).

Деловую активность предприятия измеряют с помощью системы количественных и качественных критериев.

Качественные критерии — широта рынков сбыта товаров (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие надежных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др. Эти критерии целесообразно сравнивать с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли или сфере бизнеса.

Количественные критерии деловой активности характеризуют  абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг (деловой оборот), прибыль, величину авансированного капитала (активов).

Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд  периодов (кварталов, лет). Оптимальное соотношение между ними:

Тп > TB > Ta > 100 %,                                                                                     (1)

где Тп — темп роста прибыли, %;

Тв — темп роста выручки (нетто) от продаж, %;

Та — темп роста активов (имущества), %.

Прибыль должна увеличиваться  более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы (имущество) использоваться более рационально. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного соотношения показателей. Причины могут быть самые разнообразные: освоение новых видов продукции и технологий, большие капиталовложения на обновление и модернизацию основных средств, реорганизация структуры управления и производства. Эти факторы часто вызваны внешним экономическим окружением и требуют значительных капитальных затрат, которые окупятся в отдаленной перспективе. [2]

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (имущества) предприятия. Их можно представить в виде системы финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости активов и собственного капитала (Прил. 2).

Они имеют важное значение для любого предприятия.

Во-первых, от скорости оборота  авансированных средств зависит  объем выручки от реализации товаров.

Во-вторых, с размерами  выручки от реализации, а следовательно, и с оборачиваемостью активов  связана относительная величина коммерческих и управленческих расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

В-третьих, ускорение оборота на определенной стадии индивидуального кругооборота фондов предприятия приводит к ускорению оборота и на других стадиях производственного цикла (на стадиях снабжения, производства, сбыта и расчетов за готовую продукцию).

Производственный (операционный) цикл характеризуют периодом оборота запасов и дебиторской задолженности. Финансовый цикл выражает разницу между продолжительностью производственного цикла (в днях) и средним сроком обращения (погашения) кредиторской задолженности.

По оценкам специалистов, занимающихся консультированием в области финансового менеджмента, из общей экономии, которую может получить предприятие при рациональном управлении финансами, 50 % может дать управление материально-производственными запасами, 40 % — управление запасами готовой продукции и дебиторской задолженностью и остальные 10 % — управление собственным технологическим циклом. Поэтому необходимо сосредоточить основное внимание на управлении финансами, которое позволяют получить 90 % экономии из существующих возможностей.

Следовательно, одним из важных факторов повышения эффективности управления оборотными активами является сокращение финансового цикла (периода оборота чистого оборотного капитала) при сохранении приемлемого соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, что может служить одним из критериев рационального управления финансами предприятия. Поскольку продолжительность производственного цикла больше длительности финансового цикла на период оборота кредиторской задолженности, то снижение финансового цикла обычно приводит и к сокращению операционного цикла, что характеризует положительную тенденцию в деятельности предприятия. [2]

Как показывают данные Прил. 2, оборачиваемость можно вычислить как по всему авансированному капиталу (активам), так и по отдельным его элементам. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, оценивают с помощью:

  1. скорости оборота — количества оборотов, совершаемых за анализируемый период основным и оборотным капиталом;
  2. периода оборота — среднего срока, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы.

Информация о величине выручки (нетто) от продаж содержится в Отчете о прибылях и убытках. Среднюю величину активов для расчета коэффициентов деловой активности определяют по бухгалтерскому балансу по формуле среднего арифметического.

Продолжительность одного оборота  в днях (По) рассчитывают по формуле:

      (2)

Таким образом, для изучения деловой  активности предприятие использует две группы показателей:

  1. общие показатели оборачиваемости активов;
  2. параметры управления активами.

В процессе анализа деловой активности предприятия целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • продолжительность производственного операционного цикла;
  • важнейшие причины его изменения.

Анализу показателей управления активами предшествует изучение этапов обращения денежных ресурсов предприятия (табл. 1). [3]

Таблица 1

Фазы полного цикла оборота оборотных активов (средств) на предприятии

Период производственного цикла

Период оборота сырья и материалов

Период оборота незавершенного производства

Период оборота готовой продукции на складе

Период оборота

дебиторской

задолженности

Производственный процесс

Финансовый

цикл

Период оборота (погашения) кредиторской задолженности


 

 

Производственный цикл показывает общее время, в течение которого оборотные средства иммобилизованы в запасы и дебиторскую задолженность:

ПЦ = Поз + Подз,                                                                                         (3)

где ПЦ — продолжительность производственного  цикла, дни;

Поз — период оборачиваемости запасов, дни;

Подз — период оборачиваемости дебиторской задолженности, дни.

Разница между сроками платежа  по своим обязательствам и получением денежных средств от покупателей является финансовым циклом (ФЦ), в течение которого они (средства) отвлекаются из оборота предприятия:

ФЦ = ПЦ – ПОкз,                                                                                           (4)

где ФЦ — продолжительность финансового  цикла, дни;

ПЦ — производственный цикл, дни;

Покз — период оборачиваемости кредиторской задолженности, дни.

Снижение производственного и  финансового циклов в динамике — положительная тенденция. Подобное сокращение циклов может произойти по трем причинам:

  1. ускорения производственного процесса;
  2. ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;
  3. замедления срока погашения кредиторской задолженности (в рамках деловой этики), что создает для предприятия дополнительный источник формирования оборотных активов.

Расчет влияния отдельных факторов на изменение коэффициента оборачиваемости, выручки от реализации и периода  оборота производится методами детерминированного факторного анализа.

На изменение коэффициента оборачиваемости  влияют два фактора:

1) выручка от реализации;

2) средняя величина  активов.

Алгоритм расчета: [4]

  1. изменение средних за период остатков оборотных активов:

                                                                                           (5)

  1. изменение выручки от реализации (нетто)

.                                                                                         (6)

Британские ученые Д. Стоун и К. Хитчинг рассматривают  коэффициенты деловой активности как  «характеристики эффективности управления портфелем активов компании» [14]. Коэффициенты деловой активности представляют двухфакторную детерминированную модель зависимости рентабельности активов от оборачиваемости капитала и рентабельности продаж. Необходимо отметить, что западные и большинство отечественных ученых в своих работах используют эту модель, разработанную фирмой Дюпон при решении задачи повышения рентабельности активов.

Так что при проведении факторного анализа деловой активности можно использовать модели Дюпона. Модель Дюпона позволяет определить, за счёт каких факторов происходило изменение рентабельности, т.е. произвести факторный анализ рентабельности. Под методом Дюпон как правило, понимают алгоритм финансового анализа рентабельности активов компании, в соответствии с которым коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности реализации продукции и коэффициента оборачиваемости используемых активов.

В настоящее время  в учебно-методической литературе встречаются  три основных формулы Дюпона, которые завися от количества факторов используемых при анализе ROE (рентабельность собственного капитала).

Первая модель имеет  довольно простой вид, с помощью  нее легко найти величину доходности капитала, формула имеет вид:

ROE = ЧП/Ск                                                                                                  (7)

где ЧП – чистая прибыль, Ск – акционерный капитал предприятия.

Следует отметить что, данная формула имеет свои недостатки, основным из них является невозможность определения факторов оказавших влияние на рентабельность собственного капитала.

Следующая модель Дюпон  более информативна и имеет вид:

ROE = ROA * DFL                                                                                         (8)

Информация о работе Анализ деловой активности, сущность, цель и объекты анализа, использование полученных результатов в оценке деятельности организации и её