Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития потребительского кредита в современной России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Рассмотреть сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений;
-Определить Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков;
-Изучить законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие потребительского кредита
.1 Сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений
.2 Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков
.3 Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования
Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц
.1 Механизмы кредитования физических лиц
.2 Риски кредитования физических лиц и их минимизация
.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц
Глава 3. Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования
.1 Краткая характеристика банка
.2 Потребительские кредиты в кредитном портфеле банка: анализ состава, структуры
.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на высокие процентные ставки, беззалоговые кредиты остаются одним из популярных видов потребительского кредитования. Как показывает статистика, последние годы наблюдается положительная тенденция объемов данного вида кредитования российскими банками. Так, суммарный объем выданных банками беззалоговых кредитов за 2011 год составил более 822,4 млрд. руб., почти в 2 раза превысив аналогичный показатель 2009 года. Рост наблюдался у подавляющего большинства участников рынка, при этом у отдельных он составил сотни процентов.

В результате развития потребительского кредитования, недостатки законодательной базы и практики в деле потребительского кредитования повлекли сложности в оформлении займов и высокий процент невозвратов задолженности. Существенно продвинуться в решении проблем развития потребительского кредитования может усовершенствование законодательной базы. Определенные позитивные шаги в этом направлении уже сделаны. Введение учета кредитной истории заемщиков позволило банкам контролировать благонадежность заемщиков и уменьшать собственные кредитные риски.

О кредитных рисках также необходимо упомянуть более детально. Именно они во многом составляют основную проблему развития потребительского кредитования. Возникновение рисков обусловлено таким фактором, как отсутствие строго контроля государства за доходами граждан. Продолжает сохранять актуальность «серая экономика» и «зарплата в конвертах». Эта ситуация приводит к тому, что для того чтобы предоставить кредитный заем, банк не может доподлинно убедиться в уровне доходности заемщика. Также для предоставления кредитов и привлечения клиентов банкам приходится отказываться от обязательного требования справок о доходах. В результате, риск банков увеличивается, компенсировать который они стараются введением высоких процентных платежей. Представим обзор банков, который может дать представление о реальных цифрах.

По оценкам «Эксперта РА», портфель кредитов наличными и POS-кредитов вырос с начала 2012 года на 23%. При этом объем предоставленных кредитов данного типа на 57% превысил показатели аналогичного периода прошлого года. На кредиты наличными и выдаваемые в торговых точках POS-кредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению, а объемы выдачи в 1 полугодии 2012 года оказались в 3 раза больше, чем на ипотечном рынке. Это неудивительно, ведь если к ипотеке клиент обращается один-два раза в жизни, то к POS-кредитованию и кредитам наличными он может прибегать несколько раз в год.

Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, банки решились на либерализацию требований к заемщикам. По данным исследования «Эксперта РА», с начала 2012 года 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года. Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить 1 из 10 претендентов, то сейчас кредиты одобряют 6-7 клиентам из 10. Кроме смягчения требований, для рынка потребительского кредитования характерно снижение процентных ставок, увеличение сроков и сумм кредитования. Большинство кредитов, выдаваемых населению, берутся на срок свыше 12 месяцев. По суммам превалируют кредиты в интервале от 100 до 400 тыс. рублей, а по количеству предоставленных кредитов доминируют ссуды, выдаваемые на небольшие суммы (Рис. 1.1. и 1.2).

 

Рис. 1.1 - Структура потребительских кредитов за 2012 год

 

По количеству выданных кредитов лидируют небольшие ссуды в размере до 50 тыс. рублей за 2012 год. Большая часть предоставленных кредитов находится в интервале от 100 до 400 рублей

В сфере POS-кредитования помимо сегмента бытовой техники развиваются альтернативные каналы продаж (магазины автозапчастей, мебели, одежды). Активно развиваются дистанционные каналы обслуживания. Растет доля кредитов, оформленных через сервис интернет-банкинга, увеличилось число кредитов, погашенных дистанционно, а не через офисы банков.

Сегмент кредитов наличными (кэш-кредитов) растет быстрее, чем кредитование в торговых точках (POS-кредитование). В 1 полугодии 2012 года темпы прироста объемов кэш-кредитов были в 2 раза выше, чем по ссудам, выдаваемым в торговых точках. При этом портфель POS-кредитов с начала года немного сократился. Интерес со стороны населения к потребительскому кредитованию подтверждает тот факт, что именно этот продукт, по данным НАФИ на начало 2012 года, выбрали 9 из 10 заемщиков-физлиц.

 

Рис. 1.2 - Структура предоставленных кредитов за 2012 г., %

 

Лидерами по объему выдачи кредитов наличными остаются госбанки. В «Сбербанке России» объем выданных кредитов по итогам 1 полугодия 2012 года составил 99 млрд. рублей, при этом прирост объемов выдачи составил 43%. В абсолютном выражении самый большой портфель демонстрирует «ВТБ 24» - 241 млрд. рублей, с начала года он увеличился на 18,8%. Вместе с тем, по темпам прироста портфеля госбанки (в среднем около 19%) уступают крупным частным российским банкам, таким как «Московский кредитный банк» (138%), СКБ-Банк (56%), «Азиатско-Тихоокеанский банк» (43%), НБ «ТРАСТ» (38%).

В сегменте POS-кредитования крупные государственные банки пока не представлены. В зарубежной практике также отсутствуют примеры успехов государственных банков на рынке кредитования в точках продаж. Очевидно, это связано с его спецификой: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами.

Прочные позиции на рынке POS-кредитования удерживают частные банки с иностранным капиталом. Так, лидером по объему предоставленных кредитов в торговых точках является ООО «ХКФ Банк» (таблица 1.3).

 
 

Таблица 1.1 Рэнкинг банков по объему выданных кредитов наличными и POS-кредитования на 2011 - 2012гг.

№Краткое название банкаРейтинг кредитоспособности банка от «Эксперта РА»Объем выданных необеспеченных кредитов наличными средствами и в торговых точках, тыс. рублейТемп прироста, 1 полугодие 2012 года к 1 полугодию 2011,%за 1 полугодие 2012 годаза 2 полугодие 2011 годаза 1 полугодие 2011 года1«СБЕРБАНК РОССИИ» (ОАО)99116 586123 875 42369 398 75942,822«ВТБ 24» (ЗАО)87 442 67172 545 00651 933 62768,373000 «ХКФ Банк»47 780 60555 583 53127 285 63675,114Национальный Банк «ТРАСТ» (ОАО)А24151 86824 267 59812 760 90389,265«Транскредитбанк»18170 40210 478 8146 687 617171,706ЗАО «Райффайзенбанк»16 401 93312 740 0974 924 014233,1070А0 АКБ «Р0СБАНК» 15 079 93219 792 41113 459 60512,048Финансовая группа «Лайф»14 097 46711 4721797 278 24093,699ОАО «СКБ-банк»13 192 78210 2831485 495 095140,0810000 «РУСФИНАНС БАНК»«12716 56518 900 01510 652 77919,3711КБ «Ренессанс Капитал» (000) (бренд - «Ренессанс Кредит»«)12 054 85312 041 1394 693 035156,8712Группа НОМОС-БАНКа10 726 6252 911 4401 799 538496,0813«МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»8 477 1522 883 8511 711 609395,2714«Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОАО)7 543 0365105 8753 931 19491,8815ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК»6 947 2746 899 0143 516 54597,56

Таблица 1.2 Топ-10 банков по объему портфеля кредитов наличными и POS-кредитования

Краткое название банкаРейтинг кредитоспособности банка от «Эксперта РА»Остаток ссудной задолженности по необеспеченным кредитам наличными средствами, тыс. рублейТемп прироста 01.07.2012/ 01.07.2011,%01.07.201201.01.201201.07.20111«ВТБ 24» (ЗАО)241 337 757203 106 27017 497 994218,822«СБЕРБАНК РОССИИ» (ОАО)218 693 261183 353 10294 459 62519,273000 «ХКФ Банк»70 899 50661 574 19437 478 64015,1440А0 АКБ «Р0СБАНК» 50 930 57849 804 57642 437 2322,265Национальный Банк «ТРАСТ» (ОАО)А47 974 86234 82512419139 96637,766«Транскредитбанк»36 402 28327 594 83724 729 88031,927ЗАО «Райффайзенбанк»36190 44627 804 59621 999 00630,168Финансовая группа «Лайф»28 055 47020 233 82515 743 20838,669КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) (бренд - «Ренессанс Кредит»)24 815 50620 068 70214 000 92023,6510ОАО «СКБ-банк»23 47017914 998 3707 859 71456,48

Таблица 1.3 Tоп-5 банков по кредитам, предоставленным в торговых точках

№Краткое название банкаРейтинг кредитоспособности банка от «Эксперта РА»Объем выданных необеспеченных кредитов наличными средствами и в торговых точках, тыс. рублейТемп прироста, 1 полугодие 2012 года к 1 полугодию 2011,%за 1 полугодие 2012 годаза 2 полугодие 2011 годаза 1 полугодие 2011 года1000 «ХКФ Банк»27 489 83641 652 6762142913728,282ООО «РУСФИНАНС БАНК»9 625 02115 763 5287 78018623,713ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК»4 738 5124 960 2092 041 347132,134КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) (бренд - «Ренессанс Кредит»)3 933 5195 265 7781 499 794162,275Национальный Банк «ТРАСТ» (ОАО)А1 747 400652 8670н/д

 

Объем выдачи за 1 полугодие 2012 года у него выше почти в три раза, чем у занимающего второе место ООО «РУСФИНАНС БАНК». Однако необходимо отметить, что портфель лидера в POS-кредитовании снизился с начала года на 7,8%, тогда как портфель кредитов наличными вырос на 69%, но дальнейшего снижения объемов кредитов, выдаваемых через торговые точки, не планируется.

Активно развивается на этом сегменте рынка «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» - прирост за первые шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 132%. Это связано с расширением перечня сотрудничества крупных компаний из различных областей деятельности

За счет эффекта низкой базы рекордные темпы роста (более чем в 10 раз) показали банки, не входящие в топ-15 по активам (Татфондбанк, банк «Возрождение», Транскапиталбанк, Энергобанк).

Банки в 2011-2012 годах активно снижали ставки во всех сегментах розничного кредитования. Пока даже с учетом снижения ставок в 2011-2012 годах потребительские ссуды при грамотном управлении рисками дают возможность получать неплохую процентную маржу, но если в 2011 году снижение ставок шло параллельно со снижением стоимости фондирования, то сейчас ситуация изменилась.

Потерю комиссий многие банки пытаются компенсировать за счет агентских платежей от страховых компаний. Банки не могут заставить заемщика страховать свою жизнь или трудоспособность, но могут настоятельно рекомендовать это делать либо дифференцировать ставки в зависимости от наличия страхования. Таким образом, на рынке сохраняются прецеденты, когда процентная ставка по кредиту не отражает его стоимость, что чревато новым витком претензий со стороны регуляторов.

С начала 2011 года наблюдается рост эмиссии кредитных карт. Так, по итогам 1-го квартала 2011 года объем эмиссии составил 8 088,0 тыс. ед., в то время как по итогам 1-го квартала 2012 года - 10 792,0 тыс. ед.

Средние процентные ставки по кредитным картам начального уровня и золотым картам за период с июля 2010 года по июль 2011 года снизились на 0,5 п.п. и 0,2 п.п. соответственно. В то же время, средние процентные ставки по кредитным картам классического уровня возросли на 1,2 п.п. Разнонаправленная тенденция объясняется, скорее всего, более высокой популярностью карт класса Classic.

Средняя комиссия за снятие наличных с кредитных карт начального уровня составляет 2,9% от суммы при совершении операции в банкоматах своего банка и 3,1% при совершении операции в банкоматах сторонних банков. Те же комиссии по классическим картам равны между собой и составляют 2,8% от запрашиваемой держателем суммы. Средняя комиссия за совершение рассматриваемой операции по золотым картам в банкоматах своего банка оказалась выше, чем при получении наличных средств в банкоматах сторонних банков. При этом стоит отметить, что в 13% программ комиссия за получение наличных средств держателями карт класса Gold в банкоматах своих банков отсутствует.

Для увеличения спроса на потребительский кредит, банки выходят на рынок с новыми условиями. Стало появляться такое понятие, как «акция», в связи с чем, вводятся новые продукты, такие как: кредит без первоначального взноса, бесплатный кредит, беспроцентное кредитование и т.д. Для того чтобы компенсировать недополученные доходы, банк создаёт новые механизмы. Недополученные проценты, чаще всего, включаются в стоимость товара. Приобретая продукцию можно на ценниках встретить две цены - одна - за наличные, вторая - в кредит. Разница между ними колеблется в пределах от шести до девяти процентов. Таким образом, клиент выплачивает те проценты, которые он думает, что платить не нужно. В качестве примера можно привести следующее: лидер потребительского кредитовании населения, Сбербанк России с 1 августа 2011 года изменил процентные ставки по потребительским кредитным программам. Данные изменения были введены в результате усовершенствования системы персональной оценки заёмщика банка (его персональных данных, кредитной истории и параметров кредитного продукта) в целях формирования более выгодного предложения для постоянных клиентов банка. Новые ценовые условия по потребительским кредитным программам, которые Сбербанк предложил своим клиентам c 1 августа 2011 года, - продолжение кредитной политики Банка, направленной на создание системы качественной оценки заёмщика и сбалансированного продуктового предложения»

В настоящее время потребительское кредитование охватило практически всю территорию России. Осуществляя анализ рынка потребительского кредитования, можно выделить отрицательные и положительные черты. К отрицательным моментам относятся: риски невозврата денежных средств для банков, а также переплаты за товар, который приобретает заемщик. К положительным чертам относятся: получение прибыли финансовыми учреждениями, увеличение платежеспособности клиента, расширение клиентской базы.

 

1.2 Виды и формы потребительского  кредита, их место в структуре  активов российских банков

 

Наиболее распространенными видами розничного кредитования в современной России являются, в частности: автокредитование; ипотечное кредитование; потребительское (без залоговое) кредитование; кредитные карты; овердрафтное кредитование и др. Рассмотрим более подробно некоторые из этих видов кредитования.

.Автокредитование

Кредит на покупку автомобиля - один из видов банковского целевого потребительского кредитования, предусматривающий обязательный залог приобретаемого автомобиля, при условии оформления автомобиля в собственность заёмщика и страхования объекта залога на полную стоимость на весь срок кредитования.

Автокредит предоставляется гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет, имеющим постоянный источник доходов, желающим приобрести автомобиль, яхту, катер, моторную лодку, гидроцикл и другие транспортные средства. Самыми распространёнными объектами кредитования являются новые и подержанные иномарки, приобретаемые через официальных дилеров.

Привлекательность этого вида кредитования заключается в том, что он не требует оформления залога иного имущества, кроме приобретаемого транспортного средства. Дополнительно оформляется поручительство супруги (супруга) заёмщика без учета ее (его) платежеспособности, если заемщик состоит в официальном браке (действует также при оформлении ипотечного кредита) в соответствии со ст. 33-39 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, приобретается в совместную собственность. В связи с этим супругу (супруге) заемщика необходимо заключить договор поручительства, который подписывается в банке вместе с кредитным договором. Работу банков по автомобильному кредитованию осложняет специфика нашей российской действительности.

В данный момент на рынке предлагаются две основные схемы автокредитования: частичное кредитование (до 70-90% от стоимости транспортного средства) - самая распространенная схема, и 100% (стопроцентное) кредитование - новая схема, предлагаемая банками-лидерами рынка.

.Ипотечное кредитование

Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая под залог земли, строений производственного и жилого назначения, другого недвижимого имущества, состав которого приведен в ст. 5 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». В случае розничного кредитования, ипотека - это предоставление частным лицам долгосрочных целевых кредитов на покупку, строительство или ремонт жилой недвижимости под залог этой же или прочей жилой недвижимости, а также земли, находящейся в собственности / сособственности заёмщика.

В настоящее время в России действуют несколько типовых схем ипотечного кредитования. В целом они соответствуют зарубежным схемам, однако в них присутствует и национальная специфика. Наиболее распространенной является схема московской программы ипотечного жилищного кредитования» рисунок 1.3.

Информация о работе Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования