Анализ финансового состояния на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является улучшение финансового состояния ОАО «Улан – Удэнское приборостроительное производственное объединение».
Для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
3. Анализ деловой активности предприятия
4. Определение рентабельности предприятия

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Об эффективности использования  собственных и заемных средств  можно судить по показателю операционного  цикла, который показывает, что для превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства на 1.01.2010 г. необходимо 266 дней, на 1.01.2009г. операционный цикл составлял 305 дней.

Увеличилась зависимость ОАО «У-УППО»  в части формирования запасов, т.е. у предприятия не хватает собственных средств, что увеличивает использование заёмных.

Собственный капитал на 1.01.10 г. составил 177 млн. руб., уменьшение, по сравнению  с 1.01.09 г., составило 21,2 млн. руб. или 10,7%. Уменьшение собственного капитала произошло за счёт снижения нераспределённой прибыли на 38 млн. руб. за счёт выплаты дивидендов акционерам общества.

Формирование активов ОАО «У-УППО»  за счёт собственных средств в 2009 г. составило 45,3%, их доля за год значительно  уменьшилась (-8,8%). Изменение обусловлено уменьшением собственного капитала и ростом краткосрочных обязательств.

При этом положительное влияние  на собственный капитал оказало  увеличение уставного и добавочного  капитала.

Долгосрочные обязательства за 2009 г. уменьшились на 2,4 млн. руб. (-28,7%), и составили 6 млн. руб. Раздел "долгосрочные обязательства" сформирован только за счёт отложенных налоговых обязательств. Доля долгосрочных обязательств в источниках формирования средств составляет 1,5%.

Краткосрочные обязательства на 2009 г. составили 53,2% (+9,5%), рост составил 47,7 млн. руб. Данный рост произошел за счет увеличения задолженности перед потребителями продукции на 79,5 млн. руб. Вся кредиторская задолженность является текущей и возникла при заключении договоров на поставку автопилотов. Произошло снижение задолженности по выплате дивидендов (-30,5 млн. руб. или -70%). В течение всего 2009 года просроченной кредиторской задолженности не возникало.

Коэффициент покрытия (общий), показывающий обеспеченность оборотными средствами на текущую деятельность, ухудшился и не достигает нормативного значения. Это произошло в результате опережающего темпа роста краткосрочных обязательств над темпом роста оборотных средств.

В 2009 г. наблюдается динамика роста  доли оборотных активов и уменьшения доли внеоборотных активов. Их доли составили 28% и 72% соответственно. Это произошло за счёт опережающего роста внеоборотных активов.

Увеличение внеоборотных активов  произошло за счёт роста стоимости  основных средств (+15,6 млн. руб.). Инвестиции в основные средства составили 28,2 млн.

Оборотные активы за 2009 г. увеличились  на 6,8 млн. руб. (+2,5%). Рост произошел за счёт быстро ликвидных активов - НДС по приобретённым ценностям и краткосрочные финансовые вложения.

Общая стоимость всех активов ОАО  «У-УППО» в 2009 г. увеличилась на 6,6% (+24,1млн. руб.) и составила 390,5 млн. руб.

Оборачиваемость всех активов в 2009 г. составила 1,4 раза, а в 2008 г. оборачиваемость  была медленнее (положительный фактор). Запасы в 2009 г. оборачивались быстрее, чем в 2008 г. в связи с положительной динамикой реализации остатков готовой продукции и снижения НЗП.

Оборачиваемость дебиторской задолженности  в 2009 г. составила 37 дней (9,687 раза), в 2008 г. оборачиваемость занимала 39 дней (9,057 раза).

В связи с уменьшением спроса на продукцию, оборачиваемость готовой продукции снизилась на 0,556 и составила 9,876.

Значительное влияние оказало  снижение запасов (-23 млн. руб.) за счёт снижения затрат в незавершенном  производстве и уменьшения запасов  готовой продукции на складе.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий возможность предприятия  быстро рассчитаться по краткосрочным  долгам, заметно улучшился. Это произошло  вследствие увеличения наиболее ликвидных  активов. В 2009 г. этот показатель составляет 0,3 коп., а в 2008 г. он был равен 0,1 коп. (нормативное значение ?20 коп.).

В 2009 г. и в 2008 г. коэффициент текущей  ликвидности меньше норматива, 0,36 и 0,58 соответственно (нормативное значение 2). Это говорит о том, что структура баланса предприятия неудовлетворительная.

Таблица 1 Показатели ликвидности 

Показатель

КАЛ

КТЛ

2008г.

0,1

0,58

2009г.

0,3

0,36


 

Финансовая устойчивость предприятия  за 2009 г. ухудшилась относительно уровня начала года. Следует отметить тот  факт, что ОАО «У-УППО» имеет  близкий к оптимальному показатель для проведения независимой финансовой политики, для которой необходимо более 50% собственных средств. В результате снижения доли собственных средств снизилась маневренность собственного капитала.

Подводя итог, можно отметить, что  предприятие еще не находится в процессе банкротства, но показатели, характеризующие его деятельность, говорят о его возможном возникновении. Поэтому руководству предприятия необходимо принять меры по финансовому оздоровлению предприятия для того, чтобы не довести предприятия до кризисного состояния. Уже сейчас при внешне успешной деятельности фирмы результаты показателей сигнализируют о негативных изменениях, на которые необходимо вовремя обратить внимание и попытаться их устранить.

 

2.4. Анализ деловой активности

 

Для принятия эффективных управленческих решений и оценки влияния на экономическую среду, в которой функционирует предприятие, необходимо постоянно осуществлять поиск оптимальных взаимосвязей между набором экономических ресурсов и количеством экономических благ, изготовляемых при помощи этих ресурсов. Эффективность использования ресурсов и стабильность финансового состояния предприятия во многом зависят от его деловой активности. 
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте финансового анализа этот термин понимается в более узком смысле — как определение результатов деятельности предприятия путем комплексной оценки эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый результат деятельности. 
Деловая активность проявляется в динамичности развития предприятия, достижении поставленных целей, которые отражают натуральные и стоимостные показатели, характеризующие эффективность использования экономического потенциала предприятия и освоения рынков сбыта.

Для проникновения товара на рынок  продаж, предприятие предпринимает  следующие меры:

1. Участие в ярмарках в городах  России (Москва, Новосибирск, Братск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и т.д.), уделив при этом приоритетное внимание закреплению на рынках Сибири и Дальнего Востока.

2. Участие в работе торгово-промышленных  палат Бурятии и России с  перспективой выхода на внешние  рынки.

3. Разработка и изготовление с художественным оформлением упаковочной тары и рекламных проспектов на товары народного потребления и изделия оборонной промышленности.

4. Работа с печатными изданиями  и информационными агентствами  в части рекламы выпускаемых  товаров.

5. Создание и развитие торгового дома с целью оптовой распродажи товаров, как собственного производства, так и предприятий смежников. Торговый дом расположен на площадях бытового корпуса объединения.

6. Заключение договоров на дилерские услуги, контрактов и договоров на посреднические услуги с фирмами оптовой и розничной торговли. Дилерские услуги – ТОО «Химиласт» г. Благовещенск, «Госпрозрахунок» г. Конотон, ТОО «Элерон» г. Омск.

7. Отслеживание и проработка информационных материалов, а также работа с предприятиями, выпускающими продукцию, аналогичную с продукцией нашего производства.

8. Создание совместных предприятий по изготовлению (сборка сложной бытовой техники на базе электродвигателей малой мощности) или заключение контрактов на поставку комплектующих к конечным продуктам.

9. Заключение долгосрочных и взаимовыгодных договоров с предприятиями поставщиками (сырье, материалы, комплектующие).

10. Контроль рынков сбыта, ежеквартальный анализ рынка сбыта продукции по регионам с выводами и предложениями по корректировке действий объединения по проникновению на рынки сбыта.

11. Совершенствование выпускаемых товаров по потребительским свойствам, внешнему виду.

На предприятии разработана  договорная система стимулирования сбыта. Посреднические, бартерные договора, дилерские услуги, где предусмотрена поощрительная сумма вознаграждения. Ведется проработка вопроса по стимулированию сбыта на покупателя, то есть покупка товара с определенными скидками (лотерея, бесплатное распространение образцов и т.д.).

Источник: http://www.vevivi.ru/best/Finansovoe-ozdorovlenie-predpriyatiya-na-primere-OAO-U-UPPO-ref160254.html

 

2.5. Рентабельность

 

Показатель рентабельности продукции за 2009 г. составил 0,067, т.е. доля прибыли от продаж в выручке предприятия составила 6,7%, а за 2008 г. данный показатель составлял 14,2%. Таким образом, по данному показателю, как в предыдущем году, так и в отчётном, произошло уменьшение. Оно обусловлено тем, что цены на выпускаемую продукцию менялись незначительно, а на сырье, материалы, комплектующие изделия значительно выросли. Заработная плата работников увеличилась не значительно. В результате доля себестоимости в выручке возросла на 7% и составила 57%. Следует отметить, что нормативный показатель рентабельности по отрасли составляет 20%.

Таблица 2 Показатели рентабельности

Показатель

Рентабельность всей реализованной  продукции 

Общая рентабельность

Рентабельность продаж по чистой прибыли 

2008г.

6,8

4

3,9

2009г.

7,32

3,9

2,7


 

Показатель 2008 год рентабельность всей реализованной продукции 6,87,32. Рентабельность от продаж по чистой прибыли3,92,7

Показатель общей рентабельности в отчетном периоде снизился на 2,5%. Это говорит о том, что в 2009г. каждый рубль реализации приносил »0,027 копейки прибыли. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился в 2009 г. с 0,039 до 0,027. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько упал. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.

Подводя итог, можно отметить, что  предприятие еще не находится  в процессе банкротства, но показатели, характеризующие его деятельность, говорят о его возможном возникновении. Поэтому руководству предприятия  необходимо принять меры по финансовому оздоровлению предприятия для того, чтобы не довести предприятия до кризисного состояния. Уже сейчас при внешне успешной деятельности фирмы результаты показателей сигнализируют о негативных изменениях, на которые необходимо вовремя обратить внимание и попытаться их устранить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути улучшения финансового  состояния предприятия

3.1. Оценка финансового состояния  предприятия

 

Риски, связанные с возможностью банкротства:

1. Отраслевые риски:

- усиление конкуренции в авиастроительной отрасли;

- потеря объёмов производства  вследствие вступления России  в ВТО;

- повышения цен в смежных  отраслях, продукцию которых потребляет  предприятие.

2. Финансовые риски:

- неоплата заявленной продукции  предприятиями-потребителями;

- изменение процентных ставок  по кредитам банков.

3. Риски, связанные с изменением  валютного курса:

- понижение платёжеспособности;

- нестабильное финансовое положение  заказчиков продукции.

4. Риск снижения прибыли и  получения убытков.

5. Риски, связанные с изменением государственного регулирования:

- увеличение ставок или налогооблагаемой  базы;

- увеличение расходов предприятия.

 

Мероприятия, способствующие восстановлению платежеспособности и поддержке  эффективной хозяйственной деятельности предприятия:

1. Смена руководящего звена предприятия

В течение всего отчетного года ОАО "У-УППО" активно решало кадровые вопросы, в том числе по подготовке и переподготовке всех работников объединения.

2. Инвентаризация предприятия

Необходима периодическая проверка наличия, числящихся на балансе организации, ценностей. Это позволяет осуществлять контроль над сохранностью материальных ценностей, выявлять и устранять возможные ошибки в учете и работе материально - ответственных лиц, определять величину естественной убыли и уточнять учетные данные об остатках материальных и других ценностей.

3. Оптимизация дебиторской задолженности

Необходимо своевременное погашение  дебиторской задолженности и  избавление от неё путём продажи  в случае, если она переходит в  разряд безнадежной.

 

4. Снижение издержек производства

Предполагается пересмотреть все  издержки, связанные с производством  и обращением произведенных товаров - материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

5. Продажа дочерних фирм и  долей в капитале других предприятий

Проведение данного мероприятия  не требуется. В 2009 г. сотрудничество ОАО  «У-УППО» с ОАО "Аэрокосмическое  оборудование", принесло выручку  от реализации продукции, работ и услуг в размере 8,8 млрд. руб., что в 1,5 раза превышает объёмы 2008 г.

7. Оптимизация количества персонала

В 2009г. среднесписочная численность работников ОАО «У-УППО» составила 1501 человек. По сравнению с 2008г. уменьшение составило 90 чел. (-5,7%). Предприятие испытывает дефицит работников по специальностям: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, расточник, слесарь-инструментальщик. Требуются специалисты по технологическим специальностям: механики и энергетики.

8. Регулирование объема готовой  продукции на складе

В связи с нестабильностью экономики, страховые запасы готовой продукции  на складе целесообразно жестко соотносить с заявками потребителей.

9. Конверсия долгов

Для улучшения устойчивости и ликвидности  предприятия, необходимо уменьшать  размер краткосрочных обязательств и находить возможность резервировать денежные средства на расчётном счёте.

Информация о работе Анализ финансового состояния на современном предприятии