Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ГАЗПРОМ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть вопросы анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (на материалах ОАО «Газпром»).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА …………………………………………………………………..…5
1.1. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества в системе управления ........................................................................... 5
1.2. Особенности организации и информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ................. 13
1.3. Методика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ...................................................................................... 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГАЗПРОМ………………………….…………….30
2.1. Общая характеристика ОАО «Газпром» .....................................................30
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Газпром» .........39
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ ОСТИ ОАО «ГАЗПРОМ»…………...............................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................... 48

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 388.00 Кб (Скачать файл)

2) анализ финансовых результатов  деятельности предприятия (абсолютных  и относительных показателей  ликвидности предприятия, эффективности  хозяйственной деятельности, показатели  деловой активности, относительных  показателей финансовой устойчивости, структуры и динамики доходов  и расходов предприятия);

3) разработка управленческих  решений методами системного  анализа (постановка проблемы, разработка  дерева целей, анкетирование экспертов,  разработка дерева альтернативных  решений проблемы, расчет приоритетности  альтернатив, принятие управленческого  решения).

 

 

1.3. Методика проведения  анализа финансово-хозяйственной  деятельности акционерного общества

Как было отмечено в предыдущем параграфе, в экономической литературе нет общепринятого взгляда на содержание и методику анализа финансово-хозяйственной  деятельности акционерного общества. Поэтому стоит придерживаться наиболее устоявшейся методики, включающей ряд основных этапов :

I. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности акционерного общества (структура активов и пассивов, величина чистых активов, ликвидность  баланса, рентабельность и деловая  активность предприятия, структура  доходов и расходов) как целостная  основа системного анализа хозяйственной  деятельности предприятия; 

II. Анализ производственно-технологических  показателей деятельности предприятия,  таких как фондоотдачи, численности  и производительности персонала,  производительности оборудования, потери рабочего времени, стоимости  материальных затрат и материалоемкости;

III. Аналитическая оценка  финансово-хозяйственной деятельности  акционерного общества, заключающаяся  в системной оценке влияния  использования ресурсов (материальных  и трудовых) на выпуск товарной  продукции путем расчета обобщенного  показателя факторов производства;

IV. Анализ взаимосвязи  «затраты – объем продаж –  прибыль» проводится на основе  маржинального анализа прибыли; 

V. Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия на  материале периодической бухгалтерской  отчетности.

Первый этап этой методики является начальным в том смысле, что он носит предварительный  характер, и его результаты можно  отнести к общей характеристике предприятия как хозяйствующего субъекта.

Основным этапом в этой методике является третий пункт –  системная аналитическая оценка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. Для обеспечения  проведения третьего этапа проводится вспомогательный второй; поэтому  сначала раскроем суть третьего этапа  выбранной методики анализа финансово-хозяйственной  деятельности акционерного общества, затем опишем второй этап.

Четвертый этап заключается  в анализе связи «затраты –  объем продаж – прибыль» и заключается  в маржинальном анализе прибыли.

Итак, прежде всего, раскроем содержание третьего этапа.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности акционерного общества предполагает оценку влияния факторов на показатели производства и реализации продукции. Ниже приведена схема анализа  этого влияния [6] (рис. 1.6):

I. Анализ производственно-технологических  показателей деятельности предприятия  соответствует блоку 4 «Анализ  использования средств производства» управленческого анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (рис. 1.6) и производится в следующей последовательности.

1. Для характеристики  изменения фондоотдачи основных  производственных фондов воспользуемся  формулой:

где ФО – фондоотдача, ТП – стоимость произведенной готовой  продукции, ОПФ – среднегодовая  стоимость основных производственных фондов.

2. Для характеристики  изменение удельного веса активной  части фондов в общей их  стоимости следует иметь в  виду, что удельный вес активной  части фондов связан с показателем  фондоотдачи по формуле: 

где Уа – удельный вес активной части основных производственныхфондов, ФОа – фондоотдача активной части основных производственных фондов

3. Изменение фондоотдачи  активной части фондов исследуем  с использованием мультипликативной  факторной модели

где К – среднегодовое количество единиц действующего оборудования (штук), В – среднегодовое время работы оборудования (ч), – среднечасовая производительность оборудования (руб/ч).

Рис. 1.6 Факторы объема производства и реализации продукции

4. Изменение стоимости  материальных затрат – фактор, принимаемый во внимание при  исследовании эффективности использования  материальных ресурсов. При этом  исследовании используется формула:

где МЕ – материалоемкость, МЗ – сумма материальных затрат

5. В качестве показателя  эффективности использования трудовых  ресурсов наиболее целесообразно  исследовать эффективность использования  фонда рабочего времени. Факторная  модель, с помощью которой будем  проводить это исследование, выглядит  следующим образом

где ФРВ – фонд рабочего времени; Ч – среднесписочная  численность рабочих; П – средняя продолжительность рабочего дня.

II. Аналитическая оценка  финансово-хозяйственной деятельности  акционерного общества, заключающаяся  в системной оценке влияния  использования ресурсов (материальных  и трудовых) на выпуск товарной  продукции путем расчета обобщенного  показателя факторов производства  проводится следующим образом:  на основе производственно- технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия по следующей методике.

1) Исходные данные ai1 сравниваются  с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.

2) Исходные данные стандартизуются  по отношению к эталонным по формуле:

3) Обобщенный показатель находится  по формуле: 

Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.

III. Анализ взаимосвязи  «затраты – объем продаж –  прибыль» дается на основе  категории маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов [9]. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:


 
где Р – прибыль;

Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);

Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);

Q – выручка от продаж.

Приступая к анализу влияния  на прибыль отдельных факторов, преобразуем  формулу (7) следующим образом:


 

В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного  веса маржинального дохода в выручке  от продаж вместо показателя общей  суммы маржинального дохода. Эти  три показателя взаимосвязаны [10]:


 
где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.

Если, исходя из этой формулы, выразить сумму маржинального дохода как

и преобразовать формулу (9), то получим  следующую формулу определения  прибыли от продаж:

 

 

Формулу (12) используют тогда, когда приходится считать общую  прибыль от продаж при выпуске  одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального  дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию  формулы определения прибыли  от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных  единицах и ставки маржинального  дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как

 
где g – количество проданного в натуральных единицах;

Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

Отсюда формулу (9) можно  записать как

На прибыль  от продаж оказывают влияние изменение  количества и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета  данного влияния [9].

Пусть исходные данные для  расчета выглядят следующим образом:

 

 

 

Вид изделия 

Отпускная цена

Переменные  расходы на единицу продукции 

Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам

По плану 

По факту 

А

a

a1

a2

В

b

b1

b2

b3

С

с

c1

c3

D

d

d1

d2

d3


Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.

Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (15). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального  дохода в отпускной цене за изделие  для каждого вида продукции:

Вид изделия 

Алгоритм расчета 

Результат

А

(a – a1) : a

ga

В

(b – b1) : b

gb

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального  дохода в выручке (Dy1) для всего  объема по плану:

 

Подставив полученное значение в формулу (14), получим


 
Аналогично определяем фактическую  прибыль от продаж:

Вид изделия 

Алгоритм расчета 

Результат

В

(b – b1) : b

gb

С

(c – c1) : c

gc

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального  дохода (Dy2) для всего объема фактических  продаж:


 
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:

Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической  прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).

За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это  позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет  меняться средний удельный вес маржинального  дохода в выручке от продаж. Сумма  прироста маржинального дохода при  увеличении выручки от продаж составит:

Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так  и в сторону уменьшения, и находится  по алгоритму:

Для контроля за правильностью  вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) Dy2 – (Dy2 – Dy1) Qф.

В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную  продукцию могут отклоняться  от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит

 
Прибыль от продаж при фактическом  объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна:

где Qф3 –  измененная выручка от фактических  продаж при измененной цене на один вид продукции.

Пусть постоянные расходы  изменились по каким-либо причинам, так  что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли  от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры  проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна

Окончательно результаты анализа сводятся в следующую  таблицу

Показатели 

Сумма

Отклонение прибыли от плана  – всего 

Р4 – Р1

В том числе за счет:

 

– изменения количества проданного

(Qф – Qпл) Dy2

– изменения структуры проданного

(Dy2 – Dy1) Qф

– изменения цены

Р4 – Р3

– изменения постоянных расходов

Zc3

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ГАЗПРОМ"