Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель работы рассмотреть вопросы анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (на материалах ОАО «Газпром»).
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА …………………………………………………………………..…5
1.1. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества в системе управления ........................................................................... 5
1.2. Особенности организации и информационного обеспечения анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ................. 13
1.3. Методика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ...................................................................................... 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГАЗПРОМ………………………….…………….30
2.1. Общая характеристика ОАО «Газпром» .....................................................30
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Газпром» .........39
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬ ОСТИ ОАО «ГАЗПРОМ»…………...............................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................... 48
2) анализ финансовых результатов
деятельности предприятия (
3) разработка управленческих
решений методами системного
анализа (постановка проблемы, разработка
дерева целей, анкетирование
1.3. Методика проведения
анализа финансово-
Как было отмечено в предыдущем
параграфе, в экономической литературе
нет общепринятого взгляда на
содержание и методику анализа финансово-
I. Анализ финансово-
II. Анализ производственно-
III. Аналитическая оценка
финансово-хозяйственной
IV. Анализ взаимосвязи
«затраты – объем продаж –
прибыль» проводится на основе
маржинального анализа прибыли;
V. Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия на
материале периодической
Первый этап этой методики является начальным в том смысле, что он носит предварительный характер, и его результаты можно отнести к общей характеристике предприятия как хозяйствующего субъекта.
Основным этапом в этой
методике является третий пункт –
системная аналитическая оценка
финансово-хозяйственной
Четвертый этап заключается в анализе связи «затраты – объем продаж – прибыль» и заключается в маржинальном анализе прибыли.
Итак, прежде всего, раскроем содержание третьего этапа.
Анализ финансово-
I. Анализ производственно-
1. Для характеристики
изменения фондоотдачи
где ФО – фондоотдача, ТП
– стоимость произведенной
2. Для характеристики
изменение удельного веса
где Уа – удельный вес активной части основных производственныхфондов, ФОа – фондоотдача активной части основных производственных фондов
3. Изменение фондоотдачи
активной части фондов
где К – среднегодовое количество единиц действующего оборудования (штук), В – среднегодовое время работы оборудования (ч), – среднечасовая производительность оборудования (руб/ч).
Рис. 1.6 Факторы объема производства и реализации продукции
4. Изменение стоимости
материальных затрат – фактор,
принимаемый во внимание при
исследовании эффективности
где МЕ – материалоемкость, МЗ – сумма материальных затрат
5. В качестве показателя
эффективности использования
где ФРВ – фонд рабочего времени; Ч – среднесписочная численность рабочих; П – средняя продолжительность рабочего дня.
II. Аналитическая оценка
финансово-хозяйственной
1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.
2) Исходные данные
3) Обобщенный показатель
Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.
III. Анализ взаимосвязи
«затраты – объем продаж –
прибыль» дается на основе
категории маржинального
Маржинальный доход
где Р – прибыль;
Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);
Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);
Q – выручка от продаж.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (7) следующим образом:
В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны [10]:
где Dy – удельный вес маржинального дохода
в выручке от продаж.
Если, исходя из этой формулы, выразить сумму маржинального дохода как
и преобразовать формулу (9), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:
Формулу (12) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.
В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как
где g – количество проданного в натуральных
единицах;
Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.
Отсюда формулу (9) можно записать как
На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния [9].
Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:
Вид изделия |
Отпускная цена |
Переменные расходы на единицу продукции |
Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам | ||
По плану |
По факту | ||||
А |
a |
a1 |
a2 |
– | |
В |
b |
b1 |
b2 |
b3 | |
С |
с |
c1 |
– |
c3 | |
D |
d |
d1 |
d2 |
d3 |
Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.
Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (15). Предварительно рассчитаем удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:
Вид изделия |
Алгоритм расчета |
Результат |
А |
(a – a1) : a |
ga |
В |
(b – b1) : b |
gb |
D |
(d – d1) : d |
gd |
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:
Подставив полученное значение в формулу (14), получим
Аналогично определяем фактическую
прибыль от продаж:
Вид изделия |
Алгоритм расчета |
Результат |
В |
(b – b1) : b |
gb |
С |
(c – c1) : c |
gc |
D |
(d – d1) : d |
gd |
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:
Фактическая прибыль от продаж
при неизменных ценах и постоянных
расходах:
Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).
За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:
Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) Dy2 – (Dy2 – Dy1) Qф.
В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит
Прибыль от продаж при фактическом
объеме выручки, измененных ценах неизменном
уровне постоянных расходов равна:
где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции.
Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна
Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу
Показатели |
Сумма |
Отклонение прибыли от плана – всего |
Р4 – Р1 |
В том числе за счет: |
|
– изменения количества проданного |
(Qф – Qпл) Dy2 |
– изменения структуры проданного |
(Dy2 – Dy1) Qф |
– изменения цены |
Р4 – Р3 |
– изменения постоянных расходов |
Zc3 |
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "ГАЗПРОМ"