Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО Елатомский приборный завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Анализ объема производства. 3
2. Анализ затрат на производство продукции 8
3. Анализ основных фондов 12
3.1 Анализ состояния, структуры и движения основных фондов. 12
3.2 Анализ использования основных фондов. 16
4. Оценка факторов экстенсивного и интенсивного развития предприятия 18
5. Анализ использования капитала 19
6. Анализ платежеспособности предприятия 23
7. Анализ финансовой устойчивости 25
7.1 Оценка типа финансовой устойчивости. 25
7.2 Анализ финансовой устойчивости по коэффициентам. 26
7.3 Определение группы надежности (платежеспособности) предприятия по методике М. Дюрана. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

афхдп.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) им. В.С. Черномырдина

 

Кафедра Экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ

 

на тему: «Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на примере  ОАО Елатомский приборный завод»

 

по дисциплине

«Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

Малова М.С.

4 курса

факультета «машиностроительного»

специальности 080502

шифр 308319

руководитель доц. Штрыков А.К.

 

 

 

 

 

Рязань 2012

 

 СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33 
ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует  экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.

Экономический анализ хозяйственной  деятельности является важным элементом  в системе управления производством, действенным средством выявления  внутрихозяйственных резервов, основой  разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Объектом исследования данного курсового проекта  выступили  результаты хозяйственной деятельности ОАО «Елатомский приборный завод». Данное предприятие занимается производством портативных физиотерапевтических аппаратов, медицинской техники и стационарных аппаратов. Предметом исследования являются причинно-следственные связи  и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности предприятия.

 

    1. Анализ объема производства.

Товарная продукция  является основой формирования входящего  денежного потока предприятия. Цель анализа объема производства - оценка влияния на стоимость товарной продукции  изменений объема производства продукции в натуральном выражении и изменений цен реализации.

Фактор изменения объема производства в натуральном выражении  раскладывается на составляющие –  изменение объема в натуральном  выражении при сохранении базовой  структуры производства и изменение структуры производства  при фактическом объеме производства в натуральном выражении.

Фактор изменения цен  включает также две составляющих – изменение цен под влиянием инфляции и изменение цен вследствие учета конъюнктуры рынка. Поскольку  непосредственно измерить влияние конъюнктуры на цены невозможно, то эта составляющая оценивается по остаточному принципу.

Исходными данными для  анализа являются формы бухгалтерской  отчетности №1 и №2.

Для проведения анализа  выбираем данные о производстве и  реализации продукции в натуральном выражении и ценах реализации за три периода – базовый, предыдущий и отчетный (Приложение А). Для этого по данным форм 1 и 2 бухгалтерского отчета определяется объем производства продукции по балансовому уравнению, связывающему товарную и реализованную продукцию через изменение запасов на складе готовой продукции:

где РП - объем реализованной продукции;

ГПЗАП I , ГПЗАП II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;

ТП - объем выпуска товарной продукции за период.

Возможность применения этого уравнения опирается на то, что производственные, в том  числе машиностроительные предприятия  не занимаются в общем случае перепродажей готовых изделий и поэтому  в указанных складских запасах отсутствуют товары для перепродажи.

По итогам расчетов можно  сделать вывод, что производство и реализация продукции на предприятии  имеет тенденцию к снижению (рисунок 1). Это могло произойти главным  образом вследствие с кризисными явлениями в экономике, носящими повсеместный характер. Но также могли оказать и влияние внутренние факторы - недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и т д.

Рисунок 1 – Динамика объема производства и реализации продукции

Для более точного  анализа динамики объема производства и реализации продукции определяем цепные темпы роста по периодам и  среднегодовые темпы роста (как  среднегеометрические) (рисунок 2,3,4). Из этих рисунка 2, что в 2010 году самый  большой темп роста был у продукта ТВГД – 01, что вызвано тем, что именно этот продукт пользовался наибольшим спросом у потребителей. Но в 2011 году ситуация изменилась, и наибольший темп роста оказался у продукта СТИМЭЛ – 01. И как показывает рисунок 4, это единственный продукт, у которого за три анализируемых периода темп роста превысил 100%.  Остальные два продукта ПОЛИМАГ – 01 и АЛМАГ – 01 постепенно теряли свои позиции вследствие того, что спрос на них снизился.

Рисунок 2 – Темп роста  продукции в 2010 г

Рисунок 3 – Темп роста продукции в 2011 г

Рисунок 4 – Среднегодовой  темп роста продукции

 

Далее по сформированным в таблице 1 данным проводим методом  цепных подстановок факторный анализ изменения объема производства в  стоимостном выражении (рисунок 5)

Рисунок 5 – Факторный анализ объема производства

Аналитическая модель для  факторного анализа объема производства товарной продукции имеет следующий  вид:

где Ni – выпуск продукции i-й номенклатурной позиции в натуральном выражении;

Уi – удельный вес продукции i-й номенклатурной позиции в товарной продукции в натуральном выражении;

Цi – цена единицы продукции i-й номенклатурной позиции;

КИНФ – коэффициент инфляции;

ККОН – коэффициент конъюнктуры.

Отсюда определяем общее изменение  объема производства в стоимостном выражении:

В 2010 году оно составило -50148,3 тыс. руб.  по сравнению  с 2009 годом, в 2011 году -230468 тыс. руб. Таким образом,  объем производства в стоимостном  выражении постепенно сокращался, причем в 2011 году сократился в значительном размере в связи с кризисными явлениями в российской экономике.

Далее рассчитываем изменение  выпуска товарной продукции по фактору  изменения выпуска продукции  в натуральном выражении при  неизменных удельных весах и цене:

  

 Где - изменение выпуска товарной продукции вследствие изменения объема производства в натуральном выражении.

Это изменение в 2010 году составило -298967 тыс руб, в 2011 - 128977.26 тыс  руб. Таким образом, можно сделать  вывод, что в 2010 году уменьшился выпуск продукции в натуральном выражении, а в 2011 наоборот увеличился. Учитывая предыдущие расчеты, можно сказать, что в 2010 году сократился объем производства в целом по всем видам продукции, а в 2011 году увеличился объем производства наиболее дешевой продукции при сокращении производства остальной продукции.

Далее находим изменение  объема товарной продукции вследствие изменения структуры ее производства в натуральном выражении:

Это изменение в 2010 году составило 159662.9 тыс. руб., в 2011 году - 403865.26 тыс. руб., что говорит о том, что в 2010 году по сравнению с предыдущим в структуре производства предприятия большую часть занимала  продукция с высокой стоимостью, в то время как в 2011 году предприятие сделало упор на производство более дешевой продукции.

Затем вычисляем изменение  объема товарной продукции за счет изменения цен под влиянием инфляции и конъюнктуры (рисунок 6):

Рисунок 6 – Составляющие факторы цены

Фактор изменения цен  в целом в 2010 году составил 89155,8 тыс. руб., в 2011 -  44420 тыс. руб. Таким образом, наблюдается тенденция повышения  цен продукции. Причем в 2010 году на рост цен инфляция оказала влияние  на 65493.018 тыс. руб., конъюнктура - 23662.78 тыс. руб.; а в 2011 году соответственно 43357.44 и 1062.56 тыс. руб. Это говорит о том, что большая доля фактора роста цен приходится на инфляцию.

После выполнения расчетов проводим проверка, по условию которой  должно соблюдаться следующее равенство:

Проверка показала, что  все расчеты выполнены верно.

 

2. Анализ затрат на производство продукции

 

Затраты на производство продукции являются при прочих равных условиях фактором, определяющим рентабельность основной деятельности промышленного предприятия. Затраты рассматриваются относительно выпуска товарной продукции.

Источником информации для анализа  в данном курсовом проекте служат данные по элементам затрат формы №5  и данные объема товарной продукции из предыдущего пункта.

Данные о затратах и товарной продукции представлены в таблице

На первом этапе по исходным данным, отраженным в таблице , определяем показатели динамики суммы затрат, в том числе по элементам, в соответствии с реквизитами таблицы (Приложение Б, В, Г). Из таблиц в приложении видно, что затраты по всем элементам кроме амортизации имеют тенденцию к снижению (рисунок 7).  Главным образом это связано со снижением объема произведенной продукции на предприятии.  Сумма затрат на амортизацию в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим в связи с наращением основных фондов на предприятии.

 

Рисунок 7 – Затраты на производство продукции по элементам

Также в таблицах рассчитаны  затраты на единицу (рубль) товарной продукции в сумме и по элементам. Графически представлены на рисунке 8. Наибольший рост затрат на единицу товарной продукции пришелся на 2010 год. Главным образом на это повышение повлияло увеличение  доли амортизационных отчислений в структуре затрат. Это связано с обновлением и наращением основных фондов на предприятии.

Рисунок 8 – Затраты  на рубль товарной продукции

На втором этапе анализируются  затраты по видам продукции в  разрезе условно-переменных и условно-постоянных издержек.  Итоги расчетов представлены в приложении Д.

 Графически соотношение переменных  и постоянных затрат представлено  на рисунке 9. Из него видно, что это соотношение не меняется, только затраты в общем имеют тенденцию к снижению. Преобладание переменных расходов над постоянными позволяет сделать вывод о том, что наибольший резерв снижения расходов имеется в сокращении условно-переменных расходов, которое возможно только при сокращении объема производства. 

Рисунок 9 – Соотношение  переменных и постоянных затрат по годам

Полученная информация позволяет рассчитать и проанализировать динамику рентабельности продукции и операционную устойчивость. При анализе операционной устойчивости мы для каждого вида продукции рассчитываем объем продукции в натуральном выражении в точке безубыточности:

Запас операционной устойчивости равен разности текущего объема реализации и безубыточного объема реализации:

Коэффициент операционной устойчивости рассчитывается по формуле:

Результаты расчетов представлены в приложение Е.

Графически изменение  безубыточного объема представлено на рисунке 10.  Из него видно, что безубыточный объем, равно как и общий объем товарной продукции, с каждым годом все уменьшается. Но при этом коэффициент операционной устойчивости каждый год растет (рисунок 11). Это говорит о том, что предприятие на фоне снижения объемов производимой продукции проводит политику по реструктуризации затрат в сторону их оптимизации и минимизации. Таким образом, предприятие имеет достаточную операционную устойчивость и способно платить по своим обязательствам.

 

 

 

Рисунок 10 – Изменение  безубыточного объема продаж в динамике

Рисунок 11 – Изменение  коэффициента операционной устойчивости

 

3. Анализ основных фондов

3.1 Анализ состояния, структуры и движения основных фондов.

Цель данного анализа  – оценить состояние, структуру  и динамику основных фондов предприятия, сформировать рекомендации по обновлению основных фондов и улучшению их структуры. В стоимостном выражении основные фонды предприятия образуют его основные средства.

Анализ проводится на основе данных из формы 1 (балансовая стоимость  ОФ) и формы 5 (первоначальная стоимость  ОФ и износ). Анализ проводится за весь период наблюдения – с начала базисного года на конец отчетного года. Таблица анализ структуры и состояния основных фондов (основных средств) представлена в приложении Ж.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО Елатомский приборный завод»