Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 15:06, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ бухгалтерского баланса предприятия, проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия;
- провести анализ финансовых результатов предприятия;
- разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
1.3Финансовая отчетность, как информационно-правовая база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере СП «Энергосбыт»)
2.1 Технико-экономическая характеристика СП «Энергосбыт»
2.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия СП «Энергосбыт»
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия СП «Энергосбыт»
3. Рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия «энергосбыт»
3.1 Определение факторов влияния на величину прибыли от продаж и чистую прибыль предприятия, анализ себестоимости предприятия
3.2 Мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия СП «Энергосбыт»
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ финансово-хоз деят.docx

— 106.88 Кб (Скачать файл)

Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

- оценить текущее и  перспективное имущественное и  финансовое состояние предприятия;

- оценить возможные и  целесообразные темпы развития  предприятия с позиции их финансового  обеспечения;

- выявить доступные источники  средств и оценить возможность  и целесообразность их мобилизации;

-   спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности представлена в таблице 1 [4,16].

 

Таблица 1 - Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

Признак классификации

Вид анализа

По функциям управления

Уровень информационного обеспечения

- внутренний управленческий  анализ

- внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления

- перспективный (предварительный) анализ

- ретроспективный (последующий) анализ

- оперативный анализ

- итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления

- анализ стадий расширенного  воспроизводства

- отраслевой анализ

- анализ ведомств и  предприятий

-анализ составных элементов  производства и производственных  отношений

Прочие виды классификации

Субъекты анализа

- анализ по заданию  руководства и экономических  служб

- анализ по заданию  собственников и органов управления

Периодичность

- годовой анализ

- квартальный анализ

- месячный анализ

- декадный анализ

-ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов

- полный анализ

- локальный анализ

- тематический анализ

Методы изучения объекта

- комплектный анализ

- системный анализ

- сравнительный анализ

- сплошной анализ

- выборочный анализ

Степень автоматизации работ

- анализ с использованием  ПЭВМ

- анализ без применения  ПЭВМ


 

 

С точки зрения направленности анализа, финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени, следует выделить два главных аспекта – ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможный значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим анализом.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных или иных расчетов предприятия) – в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.

В ряде случаев анализируются специальные аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д..

 

1.2 Методы анализа  финансово-хозяйственной деятельности

 

Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности [11,5-7].

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

- использование системы  аналитических показателей, всестороннее  характеризующих финансово-хозяйственную  деятельность организации;

- изучение причин изменения  этих показателей;

- выявление и измерение  причинно-следственных связей между  ними.

Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

- метод сравнения;

- метод построения систем  аналитических таблиц;

- метод построения систем  аналитических показателей;

- метод экспертных оценок;

- метод сценариев;

- психологические и морфологические  методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1) метод абсолютных, относительных  и средних величин;

2) метод сравнения;

3) вертикальный анализ;

4)горизонтальный анализ;

5) трендовый анализ;

6) факторный анализ;

7) анализ с помощью финансовых  коэффициентов;

8) метод экспертных оценок;

9) метод детализации;

10) метод построения дерева  решений.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

1) Метод абсолютных величин  характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные  величины всегда имеют какую-нибудь  единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .

Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

 

±ΔП = П1 – П0                                                    (1)

 

Где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

2) Относительная величина  вычисляется как отношение фактического  значения показателя к базе  сравнения, т.е. путем деления одной  величины на: другую. Относительная  величина исчисляется в долях  единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

- коэффициентом (база сравнения  принята за единицу) или

- выражен в процентах  и показывает, во сколько раз  или на сколько

процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

а) Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени.

б) Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части.

в) Относительные величины наглядно характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но и к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности