Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 15:06, дипломная работа
Описание работы
Целью дипломной работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; - провести анализ бухгалтерского баланса предприятия, проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия; - провести анализ финансовых результатов предприятия; - разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.
Содержание работы
Введение 1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности 1.3Финансовая отчетность, как информационно-правовая база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере СП «Энергосбыт») 2.1 Технико-экономическая характеристика СП «Энергосбыт» 2.2 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия СП «Энергосбыт» 2.3 Анализ финансовых результатов предприятия СП «Энергосбыт» 3. Рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия «энергосбыт» 3.1 Определение факторов влияния на величину прибыли от продаж и чистую прибыль предприятия, анализ себестоимости предприятия 3.2 Мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия СП «Энергосбыт» Заключение Список литературы Приложения
В зависимости от степени ликвидности,
то есть скорости превращения в денежные
средства, активы предприятия разделяются
на следующие группы:
1) наиболее ликвидные - к
ним относятся все статьи денежных
средств предприятия и краткосрочные
финансовые вложения (ценные бумаги);
2) быстро реализуемые –
готовая продукция, товары, отгруженные
и дебиторская задолженность. Ликвидность
этой группы оборотных активов
зависит от своевременности отгрузки
продукции, оформления банковских
документов, скорости платежного
документооборота в банках, спроса
на продукцию, ее конкурентоспособности,
платежеспособности покупателей, форм
расчетов и др.;
3) медленно реализуемые
активы - статьи раздела II актива
баланса, включающие запасы, налог
на добавленную стоимость, дебиторскую
задолженность (платежи по которой
ожидаются более чем через 12 месяцев
после отчетной даты) и прочие
оборотные активы. Значительно большой
срок понадобится для превращения
их в готовую продукцию, а затем
в денежную наличность;
4) трудно реализуемые активы
- статьи раздела I актива баланса
- внеоборотные активы.
Пассивы баланса группируются
по степени срочности их оплаты на :
1) наиболее срочные обязательства,
которые должны быть погашены
в течение месяца (кредиторская
задолженность и кредиты банка,
сроки возврата которых уже
наступили, просроченные платежи);
2) краткосрочные пассивы
– со сроком погашения до
одного года (краткосрочные заемные
средства, задолженность участникам
по выплате доходов, прочие краткосрочные
пассивы);
3) долгосрочные пассивы -
это статьи баланса, относящиеся
к разделам IV и V, то есть долгосрочные
кредиты и заемные средства, а
также доходы будущих периодов,
резервы предстоящих расходов
и платежей;
4) постоянные пассивы и
устойчивые - это статьи раздела
III баланса «Капитал и резервы».
Анализ ликвидности баланса
СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной
дороги – филиал ОАО «РЖД» приведен в
таблице (Приложение 10).
Результаты расчетов показывают,
что на предприятии сопоставление итогов
групп по активу (в зависимости от степени
ликвидности, т.е. скорости превращения
активов в денежные средства) и по пассиву
(в зависимости от степени их оплаты) имеют
следующий вид:
А1<П1;А2>П2;А3>П3;А4<П4 (2)
Из четырех соотношений, характеризующих
наличие ликвидных активов у организации,
выполняется только одно. У «Энергосбыт»
Куйбышевской железной дороги – филиал
ОАО «РЖД» недостаточно денежных средств
и краткосрочных финансовых вложений
(высоколиквидных активов) для погашения
наиболее срочных обязательств (разница
составляет 242675 тыс. руб.). В соответствии
с принципами оптимальной структуры активов
по степени ликвидности, краткосрочной
дебиторской задолженности должно быть
достаточно для покрытия среднесрочных
обязательств. В данном случае это соотношение
не выполняется – краткосрочная дебиторская
задолженность покрывает среднесрочные
обязательства организации всего на 24%.
На конец анализируемого периода
(2007 год) из четырех соотношений, характеризующих
соотношение активов по степени ликвидности
и обязательств по сроку погашения, выполняются
все, кроме одного. У «Энергосбыт» Куйбышевской
железной дороги – филиал ОАО «РЖД» достаточно
денежных средств и краткосрочных финансовых
вложений (высоколиквидных активов) для
погашения наиболее срочных обязательств
(больше на 85,6%). В соответствии с принципами
оптимальной структуры активов по степени
ликвидности, краткосрочной дебиторской
задолженности должно быть достаточно
для покрытия среднесрочных обязательств
(краткосрочных кредитов и займов). В данном
случае, краткосрочная дебиторская задолженность
покрывает среднесрочные обязательства
«Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги
– филиал ОАО «РЖД» только лишь на 50%. Однако
следует учесть, что это стало следствием
неоправданного завышения величины высоколиквидных
активов – их величины достаточно не только
для покрытия наиболее срочных обязательств,
но и хватает в совокупности с быстрореализуемыми
активами для покрытия среднесрочных
обязательств.
Для анализа платежеспособности
предприятия, то есть способности его
платить, по своим обязательствам рассчитываются
финансовые коэффициенты платежеспособности.
Они рассчитываются парами (на начало
не соответствует нормальному ограничению,
то оценить его можно по динамике (увеличению
или снижению значения).
Исходя из данных баланса (Приложение
1, 2) в анализируемой организации коэффициенты,
характеризующие платежеспособность,
имеют значения, приведенные в таблице
(Приложение 11).
Таблица 3-Алгоритм определения
платежеспособности предприятия СП «Энергосбыт»
Куйбышевской железной дороги – филиал
ОАО «РЖД»
Наименование показателей
Нормальное ограничение
1
2
1.Коэффициент текущей
ликвидности
Отношение текущих активов к
краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое
значение: >2,0
Как видно из таблицы (Приложение
11) - «Анализ платежеспособности предприятия
«Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги
– филиал ОАО «РЖД», за анализируемый
период наблюдается положительная тенденция
увеличения финансовых коэффициентов
платежеспособности. На последний день
анализируемого периода (31.12.2005 г.) коэффициент
текущей (общей) ликвидности не укладывается
в норму (0,73 против нормативного значения
2,0 и более). Более того, следует отметить
отрицательную динамику показателя –
за анализируемый период коэффициент
снизился на -0,66.
Значение коэффициента быстрой
ликвидности (0,25) тоже оказалось ниже допустимого.
Это свидетельствует о недостаточности
у «Энергосбыт» Куйбышевской железной
дороги – филиал ОАО «РЖД» ликвидных активов
(т. е. наличности и других активов, которые
можно легко обратить в наличность) для
погашения краткосрочной кредиторской
задолженности.
При норме 0,2 и более значение
коэффициента абсолютной ликвидности
составило 0,05. Несмотря на это следует
отметить положительную динамику – за
анализируемый период коэффициент вырос
на 0,02.
Коэффициент восстановления
платежеспособности служит для оценки
перспективы восстановления организацией
нормальной структуры баланса (платежеспособности)
в течение полугода при сохранении имевшей
место в анализируемом периоде тенденции
изменения текущей ликвидности и обеспеченности
собственными средствами. Значение коэффициента
восстановления платежеспособности (0,37)
указывает на отсутствие в ближайшее время
реальной возможности восстановить нормальную
платежеспособность. При этом необходимо
отметить, что данные показатели неудовлетворительной
структуры баланса являются достаточно
строгими, поэтому выводы на их основе
следует делать лишь в совокупности с
другими показателями финансового положения
организации.
Причиной неудовлетворительности
показателей ликвидности и платежеспособности
является финансирование внеоборотных
активов за счет краткосрочных пассивов,
срок погашения которых наступает быстрее,
чем можно получить отдачу от произведенных
инвестиций.
На 31.12.2006 г. при норме 2,0 и более
коэффициент текущей (общей) ликвидности
имеет значение 1,88. При этом следует отметить
имевшую место положительную динамику
– за 2006 г. коэффициент вырос на 0,92.
Значение коэффициента быстрой
(промежуточной) ликвидности соответствует
норме – 1,29 при норме 1,0 и более). Это говорит
о наличии у «Энергосбыт» Куйбышевской
железной дороги – филиал ОАО «РЖД» ликвидных
активов, которыми можно погасить наиболее
срочные обязательства.
Соответствующим норме, как
и два другие коэффициента, оказался коэффициент
абсолютной ликвидности (0,85 при норме
0,2 и более). При этом в течение рассматриваемого
периода коэффициент вырос на 0,79.
Значение коэффициента восстановления
платежеспособности (1,17) указывает на
реальную возможность восстановления
в ближайшее время показателей платежеспособности
до нормативных.
Оценка финансового состояния
организации будет неполной без анализа
финансовой устойчивости. Анализируя
платежеспособность, сопоставляют состояние
пассивов с состоянием активов. Это дает
возможность оценить, в какой степени
организация готова к погашению своих
долгов.
Финансовая устойчивость –
характеристика стабильности финансового
положения предприятия, обеспечиваемая
высокой долей собственного капитала
в общей сумме используемых им финансовых
средств. Оценка уровня финансовой устойчивости
предприятия осуществляется с использованием
обширной системы показателей.
Далее проведем анализ финансовой
устойчивости предприятия, задачами которого
является оценка степени независимости
от заемных источников финансирования.
Это необходимо, чтобы ответить на вопросы:
насколько организация независима с финансовой
точки зрения, растет или снижается уровень
этой независимости и отвечает ли состояние
его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной
деятельности. Показатели, которые характеризуют
независимость по каждому элементу активов
и по имуществу в целом, дают возможность
измерить, достаточно ли устойчива анализируемая
организация в финансовом отношении.
Структура капитала – один из
важнейших показателей оценки финансового
состояния предприятия, характеризующий
соотношение суммы собственного и заемного
используемого капитала. Этот показатель
применяется при определении уровня финансовой
устойчивости предприятия, при управлении
эффектом финансового рычага, при расчете
средневзвешенной стоимости капитала
и в других случаях.
Целевая финансовая структура
капитала – один из внутренних финансовых
нормативов предприятия, в соответствии
с которым формируется соотношение собственного
и заемного капитала на предстоящий период.
Оптимизация структуры капитала
– процесс определения соотношения использования
собственного и заемного капитала, при
котором обеспечиваются оптимальные пропорции
между уровнем рентабельности собственного
капитала и уровнем финансовой устойчивости,
то есть максимизируется рыночная стоимость
предприятия.
Необходимо определить, какие
абсолютные показатели отражают сущность
устойчивости финансового состояния.
Решение этой задачи связано с балансовой
моделью, из которой исходит анализ.
Долгосрочные пассивы (кредиты
и займы) и собственный капитал направляются
преимущественно на приобретение основных
средств, на капитальные вложения и другие
внеоборотные активы. Для того чтобы выполнялось
условие платежеспособности, необходимо,
чтобы денежные средства и средства в
расчетах, а также материальные оборотные
активы покрывали краткосрочные пассивы.
Анализ абсолютных и относительных
показателей финансовой устойчивости
предприятия СП «Энергосбыт» Куйбышевской
железной дороги – филиал ОАО «РЖД» приведен
в таблице 4 и в (Приложении 12).
Таблица 4-Анализ относительных
показателей финансовой устойчивости
предприятия СП «Энергосбыт» Куйбышевской
железной дороги