Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО «Махачкалагаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа, для определения способ улучшения финансовой деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовой деятельности предприятия;
- провести анализ бухгалтерского баланса предприятия, проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия

Файлы: 1 файл

Анализ финансово хозяйственной деятельности.docx

— 74.51 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев анализируются  специальные аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает  разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д.

1.2 Методы анализа финансовой  деятельности

Методом экономического анализа  является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть финансовых процессов  и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности .

Характерными особенностями  метода экономического анализа являются:

- использование системы  аналитических показателей, всестороннее характеризующих финансовую деятельность организации

- изучение причин изменения этих показателей;

- выявление и измерение  причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа - это  система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и  методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две  большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические  приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального  опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

- метод сравнения;

- метод построения систем аналитических таблиц;

- метод построения систем аналитических показателей;

- метод экспертных оценок;

- метод сценариев;

- психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы- это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно  разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа  относятся:

1) метод абсолютных, относительных и средних величин;

2) метод сравнения;

3) вертикальный анализ;

4)горизонтальный анализ;

5) трендовый анализ;

6) факторный анализ;

7) анализ с помощью финансовых коэффициентов;

8) метод экспертных оценок;

9) метод детализации;

10) метод построения дерева решений.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях  тех или иных признаков, характеризующих  каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

1) Метод абсолютных величин  характеризуют численность, объем  (размер) изучаемого процесса. Абсолютные  величины всегда имеют какую-нибудь  единицу измерения: натуральную,  условно-натуральную, стоимостную  (денежную).

Натуральные единицы измерения  применяют в тех случаях, когда  единица измерения соответствует  потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается  в метрах, сельскохозяйственной продукции - в центнерах и тоннах, то, что  касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .

Натуральные показатели могут  быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается  в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта - в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности  продукции соответствуют общим  потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов  продукции можно получить, используя  условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается  в качестве единого измерителя, а  другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.

Когда на уровне предприятия  или отрасли обобщаются учетные  данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К  ним, например, относятся: цена единицы  продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом  собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

±ДП = П1 - П0 (1)

Где П1 - значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 - значение абсолютного показателя в базисном периоде, ДП - абсолютное отклонение (изменение) показателя.

2) Относительная величина  вычисляется как отношение фактического  значения показателя к базе  сравнения, т.е. путем деления  одной величины на: другую. Относительная  величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные  показатели, относящиеся к различным  периодам, различным объектам или  разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

- коэффициентом (база  сравнения принята за единицу) или

- выражен в процентах  и показывает, во сколько раз или на сколько

процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения  одноименных показателей могут  быть следующие относительные показатели.

а) Относительные величины динамики, которые характеризуют  изменение процесса во времени, и  показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени.

б) Относительные величины координации отражают соотношение  между частями одного целого. К  таким величинам относятся, например, соотношение между величиной  заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и  административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные  величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части.

в) Относительные величины наглядно характеризуют результат  сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но и к разным объектам или территориям. Эти относительные  величины используются для сравнительной  оценки результатов деятельности отдельных  предприятий отрасли или для  оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

г) Относительные величины интенсивности в их числе можно  назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как  финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр.

Таким образом, относительные  величины - это один из важнейших  способов обобщения и анализа  экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит  за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

3) Метод средних величин  используется для обобщения данных. Средняя величина - это показатель  «середины» или «центра» исследуемых  данных. Она является обобщающей  характеристикой изучаемого признака  в анализируемой совокупности  данных и отражает типичный уровень места и времени.

4) Метод сравнения - самый  древний, логический метод анализа.  Вопрос сравнения решается по  принципу «лучше или хуже»,  «больше или меньше». Это во  многом обусловлено особенностями  психологии человека, который сравнивает  объекты парами. При сравнении  пользуются разными приемами, например шкалами.

5) Вертикальный анализ - представление  финансового отчета в виде  относительных показателей. Такое  представление позволяет увидеть  удельный вес каждой статьи  баланса в его общем итоге.  Обязательным элементам анализа  является динамические ряды этих  величин, посредством которых  можно отслеживать и прогнозировать  структурные изменения в составе  активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

- переход к относительным  показателям позволяет проводить  сравнительный анализ предприятий  с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

- относительные показатели  сглаживают негативное влияние  инфляционных процессов, которые  существенно искажают абсолютные  показатели финансовой отчетности  и тем самым затрудняют их  сопоставление в динамике.

6) Горизонтальный анализ  баланса заключается в построении  одной или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные  балансовые показатели дополняются  относительными темпами роста  (снижения). Степень агрегирования  показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные  темпы роста за ряд лет (смежных  периодов), что позволяет анализировать  изменение отдельных балансовых  статей, а также прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить  аналитические таблицы, характеризующие  как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

7) Трендовый анализ - часть  перспективного анализа, необходим  в управлении для финансового  прогнозирования. Тренд - это путь  развития. Тренд определяется на  основе анализа временных рядов  следующим образом: строится график  возможного развития основных  показателей организации, определяется  среднегодовой темп прироста  и рассчитывается прогнозное  значение показателя. Это самый  простой способ финансового прогнозирования.  Сейчас на уровне отдельной  организации расчетным периодом  времени является месяц или  квартал. Анализ временных рядов  позволяет решать следующие задачи:

- изучить структуру временного  ряда, включающую тренд - закономерные  изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

- изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;

- построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением  математической модели тренда и с  прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения модели простой линейной или нелинейной регрессии.

8) Факторный анализ - это  методика комплексного и системного  изучения и измерения воздействия  факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

- функциональный и вероятностный,

- прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный),

- одноступенчатый и многоступенчатый,

- статический и динамический,

- пространственный и временной,

- ретроспективный и перспективный.

Основными этапами факторного анализа являются:

Отбор факторов, которые  определяют исследуемые результативные показатели:

- классификация и систематизация  их с целью обеспечения возможностей  системного подхода.

- определение формы зависимости  между факторами и результативными показателями.

- моделирование взаимосвязей  между результативным показателем и факторами.

- расчет влияния факторов  и оценка роли каждого из  них в изменении величины результативного показателя.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия ОАО «Махачкалагаз»