Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермская ГРЭС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является экономический анализ финансовых результатов и мер по повышению конкурентоспособности. прибыльности рассматриваемого предприятия ОАО «Пермская ГРЭС.
В ходе выполнения работы были использованы нормативно-правовые документы, учебные пособия, публикации из экономических журналов.

Файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

-   выполнение условий  параллельной работы в соответствии с режимами Единой энергетической системы России в рамках договорных соглашений;

-   техническое перевооружение, реконструкция и развитие электростанции.

Указанные виды деятельности осуществляются Обществом в рамках государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

ОАО “Пермская ГРЭС”  осуществляет также теплоснабжение предприятий, организаций и населения  города Добрянки.

За 2005 год объем продаж электроэнергии составил 6 237,458 млн рублей, что выше объема продаж 2004 года на 17,6%.Основными факторами определившими увеличение товарного отпуска электроэнергии по отношению к предыдущему периоду стали: увеличение тарифов на электроэнергию и мощность.

В последние годы ОАО  «Пермская ГРЭС» уверенно стоит  в одном ряду с наиболее эффективными федеральными электростанциями России. Коллектив предприятия  обеспечивает надежную и бесперебойную работу оборудования и электроснабжения регионов Урала.

Общество в рамках  2005 года продолжало осуществлять свою деятельность в условиях монополистического рынка электроэнергии практически полностью контролируемого государством. Тем не менее основными факторами определяющими конкурентоспособность ОАО «Пермская ГРЭС» на рынке электроэнергии являются его технологические возможности по снижению удельного веса расхода топлива и наличие резерва в снижении постоянных издержек (за счет увеличения объемов производства и оптимизации структуры активов).

 

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ показателей прибыли.

 

Анализ финансовых результатов  проводится на основании формы бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" и дает возможность судить об эффективности работы организации за определенный промежуток времени (квартал, полугодие, год). Анализ позволяет определить, за счет чего была получена прибыль (убыток) в том или ином отчетном периоде, и определить динамику роста (падения) прибыли. Наряду с показателями финансовой стабильности внешние пользователи оценивают деятельность организации по динамике абсолютных и относительных показателей финансовых результатов, наиболее важными из которых являются прибыль и рентабельность.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации  является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или убыток.

Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется часть  обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

Существует несколько трактовок  прибыли в зависимости от методов  исчисления: бухгалтерская, экономическая  и налоговая.

Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных  издержек самого предпринимателя, в  том числе упущенной выгоды.

Экономическая прибыль - разница между  доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя.

Основными направлениями  анализа финансовых результатов  деятельности предприятия являются:

- анализ прибыли от основных  видов деятельности;

- анализ балансовой и чистой  прибыли;

- анализ использования прибыли.

Цель анализа финансовых результатов - выявление возможностей и способов их улучшения за счет приведения продукции, товаров и услуг и качества обслуживания в соответствие с платежеспособным спросом населения, увеличения валового дохода и снижения затрат

Коэффициент издержек определяет соотношение между всеми эксплуатационными издержками и чистым объемом продаж.

 

Коэффициент  

Формула расчета      

2004.

2005 г.

Коэффициент       
издержек        

(Себестоимость  реализованной   
продукции + Прочие расходы) /  
Выручка от реализации        

0,927

0,866

Коэффициент       
чистой прибыли  

Чистая прибыль / Выручка от    
реализации                   

0,026

0,038


 

Коэффициент издержек (2005год)=5 629 260+ 313 883/ 6 860 261=0,866

Коэффициент издержек (2004год)= 4 654 520 + 420 295/ 5 470 182=0,927

В данном случае этот показатель уменьшился на 0,061%, что свидетельствует об уменьшении доли издержек в чистом объеме реализации.

Коэффициент чистой прибыли

Коэффициент чистой прибыли - это соотношение между чистой прибылью и общей суммой выручки от реализации. Он представляет собой долю общей выручки, приходящейся на чистую прибыль.

Коэффициент чистой прибыли (2005год)=262 158/6 860 261=0,038

Коэффициент чистой прибыли (2004год)=144 448/ 5 470 182=0,026

Если в 2004 г. этот показатель имел значение 0,026, то в 2005 г. значительно вырос и составил 0,038, что говорит об увеличении темпов роста чистой прибыли над темпами роста издержек в общем объеме выручки от реализации, что являет положительной тенденцией.

Анализ изменений валовой  прибыли, тыс. руб

Показатель        

2004 г.

2005 г.

Прирост    

тыс. руб.

 Темп роста %  

Чистый объем  реализации   

5 470 182

6 860 261

1 390 079 

125,4

Себестоимость реализованной 
продукции                 

4 654 520

5 629 260

974 740 

120,94

Валовая прибыль           

815 662

1 231 001

415 339 

150,9


 

Чистый объем реализации в относительном выражении к 2004 г. увеличился на 1 390 079  тыс. руб. Повышение связано главным образом с ростом объемов продаж товаров, услуг промышленного назначения (568,5%), теплоэнергии (141,5) электроэнергии (117,6%), в то время как выручка от товаров, услуг непромышленного характера понизилась. На повышение выручки от продажи теплоэнергии, электроэнергии повлияло повышение отпускных цен  и как следствие повышение тарифов ЖКУ

 

Анализ изменений выручки, тыс. руб

Показатель        

2004 г.

2005 г.

Прирост    

тыс. руб.

Темп роста %  

Электроэнергия  внутренним потребителям   

5 304 154

6 237 458

933 304 

117,6

Теплоэнергия                

67 155

121 726

54 571

141,5

Прочие товары, услуги промышленного назначения           

86 037

489 084

403 047

568,45

Прочие товары, услуги непромышленного назначения           

12 836

11 993

-843

93,43


 

Анализ себестоимости,  тыс. руб

Показатель        

2004 г.

2005 г.

Прирост    

тыс. руб.

Темп роста %  

Электроэнергия  внутренним потребителям   

4 485 560

5 050 770

565 210

112,6

Теплоэнергия                

65 559

66 125

566

100,86

Прочие товары, услуги промышленного назначения           

89 828

489 589

399 761

545,02

Прочие товары, услуги  непромышленного назначения           

13 573

22 776

9 203

167,8


 

Наибольший рост себестоимости  наблюдался по продажам товаров и  услуг промышленного назначения (доля росте в общем составе  выручки от реализации тоже велика), наименьший рост себестоимости наблюдается  по продажам теплоэнергии (доля в росте в общем составе выручки значительно меньше).Себестоимость реализованной продукции увеличивается в основном из-за роста цен на сырье. Но все же увеличение себестоимости происходит несколько меньшими темпами (за исключением товаров и услуг непромышленного назначения), чем увеличение объема реализации, что является положительной характеристикой.

Анализ коэффициентов  прибыльности, %

 

Коэффициент  

Формула расчета      

2005 г.

2004 г.

Валовая прибыль  к 
объему реализации

Выручка от реализации -        
(Себестоимость реализованной   
продукции) / Выручка от        
реализации                   

17,94

14,91

Доход от основной 
деятельности к    
чистому доходу  

Прибыль до налогообложения  и   
расходы по выплате процентов / 
Выручка от реализации        

10,01

8,86

Чистая прибыль  к  
объему реализации

Чистая прибыль/объем  реализации

3,82 

2,64


 

Данные таблицы демонстрируют, что доля валовой прибыли в  объеме реализации в 2005 г. увеличилась с 14,91 до 17,94%, т.е. на 3,03% что, безусловно является положительной тенденцией. Доля чистого дохода в общем доходе от основной деятельности так же имеет тенденцию к. увеличению.

Показатель чистая прибыль  к объему реализации характеризует  чистую рентабельность (эффективность) продаж предприятия, показывает долю чистой прибыли в объеме реализации. Чистая прибыль в 2005 году (на каждый рубль продаж приходится 3,82 копейки чистой прибыли) к объему реализации так же имеет тенденцию роста.

 Анализ использования  чистой прибыли собственниками

 

Порядок распределения  чистой (нераспределенной) прибыли определяется учредительными документами или решениями учредительного органа. Чистая прибыль частично направляется на выплату дивидендов акционерам. Ставка выплачиваемых дивидендов по обыкновенным акциям постоянно колеблется в зависимости от финансовых результатов деятельности и дивидендной политики акционерного общества.

Остающаяся после выплаты  дивидендов прибыль направляется на накопление и потребление. Часть  чистой прибыли, направленная на потребление, может быть использована на различные социальные выплаты. Как правило, значительная часть прибыли направляется на финансирование инвестиций в основные средства и прирост оборотных средств (капитализация прибыли) - эта часть чистой прибыли увеличивает стоимость имущества. Часть прибыли может быть направлена на формирование резервного капитала, покрытие убытков предыдущих отчетных периодов, благотворительные цели.

Распределение чистой прибыли  в акционерных обществах - это  главный вопрос дивидендной политики общества. Задачами дивидендной политики может быть регулирование курса акций общества, размера и темпов роста собственного капитала организации, размера привлекаемых внешних источников финансирования. Сложность решения этих задач обусловлена тем, что однозначного критерия оценки не существует. Имеются очевидные преимущества и капитализации чистой прибыли, и стабильности выплат дивидендов.

Капитализация чистой прибыли  позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более  дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала организации, но и (посредством раскрытия факторной структуры этого роста) запас финансовой прочности. Основу такого анализа составляют факторные модели рентабельности, которые раскрывают важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния организации и финансовых результатов.

                     Сумма чистой прибыли, направленной

      Коэффициент     в резервный фонд и на накопление

     капитализации  = ----------------------------------;

                            Сумма чистой прибыли

 

Коэффициент        =7223/144448=0,050=5%

     Капитализации(2004)

 

Коэффициент        =4713/93777=0,050=5%

     Капитализации(2003) 

 

Стабильность дивидендных  выплат также имеет ряд преимуществ: прежде всего это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового  благополучия. Кроме того, стабильность дивидендных выплат снижает неопределенность, т.е. уровень риска для инвесторов; информация о стабильных доходах инициирует повышение спроса на акции данной организации, т.е. ведет к росту цены ее акций.

Дивиденды по итогам финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Пермская ГРЭС» за 2004 год были рассчитаны в соответствии с методикой расчета дивидендов:

- на выплату дивидендов  направляется не менее 40% процентов  прибыли;

- при расчете величины дивидендов учитывается финансовое состояние, его динамика и рентабельность продаж.

В соответствии с этими  принципами прибыль распределялась следующим образом

Показатель

По итогам 2004 года

Нераспределенная прибыль (тыс.руб.)

144 448

Резервный фонд (тыс.руб.)

7 223

Фонд накопления (тыс.руб.)

-

Дивиденды (тыс.руб.)

137 225

Информация о работе Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермская ГРЭС»