Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермская ГРЭС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является экономический анализ финансовых результатов и мер по повышению конкурентоспособности. прибыльности рассматриваемого предприятия ОАО «Пермская ГРЭС.
В ходе выполнения работы были использованы нормативно-правовые документы, учебные пособия, публикации из экономических журналов.

Файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

Финансирование инвестиций в 2005 году осуществлялось за счет собственных средств ОАО «Пермской ГРЭС», в рамках начисленной амортизации (329,9 млн. руб.). Расчетная величина амортизационных отчислений в 2005 году позволила полностью обеспечить потребности в финансировании требуемого объема финансирования капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Анализ показателей рентабельности

Важное значение, для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности.

Повышение рентабельности продукции является одним из важнейших  условий увеличения прибыли организации.

В условиях рыночной экономики  большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу (или его элементам), источникам средств (или их элементам), общей величине текущих расходов (или их элементам). Рентабельность показывает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.

Наиболее востребованными  показателями рентабельности в оценке результативности бизнеса являются экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и рентабельность продаж.

По данным открытой бухгалтерской  отчетности организации целесообразно  формировать показатель экономической  рентабельности как процентное отношение  прибыли до налогообложения к  средней балансовой величине совокупных активов. Экономическая рентабельность характеризует величину финансового результата организации (без учета фискального изъятия налога на прибыль, являющегося не фактором качества менеджмента, а влиянием налогового законодательства), полученного на каждый рубль экономических ресурсов, которыми располагала компания в отчетном периоде. Положительная динамика экономической рентабельности характеризует повышение отдачи всего комплекса ресурсов организации.

Финансовая рентабельность есть процентное отношение чистой прибыли к средней балансовой величине собственного капитала (чистых активов). Этот показатель отражает уровень генерирования чистого финансового результата (после налога на прибыль) на каждый рубль капитала, принадлежащего собственникам компании, и отражает своеобразную процентную ренту, значение которой собственник (или потенциальный инвестор) может сопоставить с процентной ставкой доходности альтернативных направлений вложения капитала (депозитной ставкой, ставкой доходности рынка ценных бумаг и т.д.).

Различают несколько  групп показателей рентабельности:

1) показатели, характеризующие  рентабельность издержек производства  и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

При анализе рентабельности надо определить отдельные показатели рентабельности в отчетном и предыдущем периодах, установить тенденцию их изменения и определить влияние  отдельных факторов на каждый из показателей рентабельности.

Источником информации для расчета показателей рентабельности являются формы N 1 "Бухгалтерский  баланс" и N 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности.

Рентабельность  продаж

 

Рентабельность продаж представляет собой один из важнейших оценочных критериев эффективности обычной деятельности организации и рассчитывается по данным отчета о прибылях и убытках как отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж. Рентабельность продаж является отражением доли прибыли в стоимостном объеме реализации после покрытия совокупных операционных затрат, связанных с обычными видами деятельности организации. Рост рентабельности продаж свидетельствует о рыночной активности компании, умении осуществлять эффективную политику позиционирования, регулирования цен, относительной экономии затрат.

Этот коэффициент говорит  о прибыльности предприятия, и чем  он выше, тем лучше. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль  получает коммерческая организация  с каждого рубля продаж.

Рентабельность продаж (2005)=953 299 /6 860 261=0,14=14%

На каждый рубль выручки  приходится 14 копеек прибыли, или 14% от выручки составляет прибыль

Рентабельность продаж (2004)= 580 681 / 5 470 182=0,10=10,6%

На каждый рубль выручки  приходится 10 копеек прибыли, или 10,6% от выручки составляет прибыль.

Рентабельность продаж соответствует 112% плана 2005 года. По сравнению  с предыдущим годом рентабельность продаж повысилась , что связано  с ростом среднеотпускного тарифа на электроэнергию.

При анализе рентабельности деятельности ОАО «Пермская ГРЭС» целесообразно рассчитывать и изучать в динамике следующие показатели рентабельности:

Рентабельность  издержек

2. Рентабельность издержек, которая показывает, сколько валовой прибыли предприятие имеет на 1 руб. себестоимости проданных товаров, продукции, и определяется отношением валовой прибыли к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (таблица 3).

Таблица 1. Рентабельность издержек

 

Наименование  показателя       

2004 г.

2005 г.

Темп   
роста, %

1. Валовая прибыль, тыс. руб.         

815 662

1 231 001

66,2 

2. Себест. проданных товаров,     
продукции, работ, услуг, тыс. руб.    

4654520

5629260

82,68

3. Рентабельность  издержек, % (стр. 1 : 
стр. 2 x 100)                         

17,52

21,86

Х  


 

Рентабельность издержек повысилась на 4,34%. (21,86-17,52) в 2005 году по сравнению с предыдущим годом.

Рентабельность  производственной деятельности

  3.  Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на производство реализованной продукции. Рентабельность производственной деятельности ОАО «Пермская ГРЭС» зависит от изменения суммы прибыли от продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов

Таблица 2. Рентабельность производственной деятельности

Наименование  показателя     

2004 г.  

2005 г.  

1. Прибыль от  продаж, тыс. руб.   

815662  

1231001

2. Себестоимость  проданных товаров, 
продукции, работ, услуг, тыс. руб.

4654520  

5629260  

3. Коммерческие расходы, тыс. руб.

18551  

64536  

4. Управленческие  расходы, тыс. руб

216430

213166

5. Рентабельность  производственной  
деятельности, % (стр. 1 : (стр. 2 + 
стр. 3 + стр. 4) x 100)           

16,68   

20,83   


 

Таким образом, повышение  уровня рентабельности производственной деятельности на 4,15% обусловлено повышением прибыли от продаж. Повышение коммерческих расходов и себестоимости проданных товаров отрицательно повлияло на рассматриваемый показатель.   

В условиях рыночной экономики  важно определять и анализировать рентабельность капитала предприятия как в целом, так и отдельных его слагаемых (собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного и др.) для оценки доходности.

  

 Рентабельность капитала

4.Рентабельность всего капитала предприятия характеризует сумму прибыли на 1 руб. капитала предприятия и определяется отношением прибыли до налогообложения (чистая прибыль) к среднегодовой стоимости всего капитала (валюта баланса) . Если темпы роста прибыли выше темпов роста средней величины капитала, то имеет место повышение рентабельности капитала .

Таблица 3. Анализ рентабельности капитала

 

Наименование  показателя

2004 г. 

2005 г. 

Отклонение   
(+, -)   

1. Прибыль               
до налогообложения,      
тыс. руб.              

385512  

547705  

+162193   

2. Средняя величина      
капитала предприятия     
(валюта баланса),        
тыс. руб.              

10058150 

10225434  

+167284  

3. Рентабельность        
капитала, %              
(стр. 1 : стр. 2 x 100)

3,83 

5,35  

+1,52   

4. Выручка от  продажи    
товаров, продукции,      
работ, услуг, тыс. руб.

5470182 

6860261  

+1390079  

5. Прибыль до            
налогообложения  на 1    
руб. выручки от продаж,  
тыс. руб. (стр. 1 :      
стр. 4)                

0,0704  

0,08 

+0,0096 

6. Оборачиваемость       
капитала (число          
оборотов) (стр. 4 :      
стр. 2)                

0,543  

0,671  

+0,128 


 

Рентабельность капитала в отчетном году (2005) составила 5,35% вместо 3,83% в 2004 году, т.е. на 1,52% выше.

В связи с увеличением  прибыли до налогообложения на рубль  выручки от продаж рентабельность капитала повысилась на 0,63% ((0,07983-0,07047) x 0,6709 x 100% = 0,63%). Произошло повышение оборачиваемости капитала в 2005 году, что повысило рентабельность капитала на 0,9% (0,07047 x (0,671-0,543) x 100% = 0,9%).

Общее влияние двух факторов +1,53%.

Проанализировав показатели рентабельности, получили, что в 2005 г. рентабельность издержек и продаж повысилась по сравнению с 2004 г..

В общей сложности рентабельность прибыли ОАО «Пермская ГРЭС, повысилась что свидетельствует о повышении эффективности работы ОАО «Пермская ГРЭС

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли;

Рентабельность собственного капитала (Рскч) по чистой прибыли определяется на основании соответствующих строк Формы 1 ("Бухгалтерский баланс") и Формы 2 ("Отчет о прибылях и убытках"):

 

                                           стр. 190Ф2

    Рскч = --------------------------------------------------------------------------

           0,5 (стр. 490 н. г. + стр. 490 к. г..) Ф1

 

Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли (2004)=

144 448/0,5*(8 860 314+8 819 331)=144 448/8 839 822,5=1,63%

Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли (2005)=

262 158/0,5*(8 819 331+8 910 170)= 262 158/8 864 750.5=2,95%

Наблюдается повышение  данного показателя, что свидетельствует  о росте эффективности деятельности акционерного общества, прирост +1,32% за счет увеличения чистой прибыли.

Нормативное значение показателя "рентабельность собственного капитала по чистой прибыли" должно быть ориентировано на уровень банковского депозитного процента. Действительно, размещение собственных средств на банковском депозите является альтернативой их использования в предпринимательской деятельности, и следовательно, уровень банковского депозитного процента является минимальным нормативным уровнем доходности предпринимательского бизнеса, если не привлекаются заемные средства.

Нормативное значение показателя рентабельности собственного капитала по чистой прибыли составляет 6,8%=9/100*(1-24/100)

Полученные в ходе анализа показатели рентабельность собственного капитала по чистой прибыли  ОАО «Пермская РГЭС» ниже нормативного значения, что может быть обусловлено :

- капиталоемкостью производства;

- низким оборачиваемостью  капитала в связи с особенностями  производства электроэнергии;

-  ограниченна возможность  продажи продукции на свободном  рынке (большая часть  производимой  электроэнергии продается по  фиксированным ценам).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение .

Как уже отмечалось выше, благодаря анализу обеспечивается оптимальный ход процесса управления на всех его стадиях (от разработки планов и программ хозяйственной  деятельности до контроля за исполнением  принятых решений) в любой функциональной сфере деятельности организации. Следовательно, анализ можно рассматривать как систематизирующее, упорядочивающее звено системы управления коммерческой организацией. Комплексный экономический анализ , с одной стороны, обеспечивает информационную прозрачность управленческих процедур для возможности принятия эффективных решений (реализация информационной функции), а с другой стороны, выполняя упорядочивающую и коммуникативную функции, обеспечивает исполнение принятых решений. В то же время анализ является основой функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления.

Экономический анализ –  элемент управления производством , этап производственной деятельности. Он имеет широкое практическое применение в управлении хозяйственной деятельности. С его помощью  обеспечиваются количественная и качественная оценки всех происходящих изменений в управляемом объекте, позволяет выявит те причинно-следственные связи и взаимозависимости между отдельными параметрами  объекта , носящие скрытый, глубинный характер. По результатам анализа вскрываются недоиспользованные резервы и возможности, позволяющие  улучшить развитие предприятия. Экономический анализ выступает как основа для выработки и принятия управленческих решений.

Информация о работе Анализ финансовой отчетности ОАО «Пермская ГРЭС»