Анализ финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрения понятия и показателей финансовой устойчивости. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие финансовой устойчивости предприятия;
 рассмотреть методы оценки финансовой устойчивости предприятия;
 акцентировать внимание на факторах, которые могут быть причиной снижения финансовой устойчивости предприятия;
 провести финансово-эконономический анализ деятельности предприятия ОАО «Нур КМ» и охарактеризовать его финансовую устойчивость;
 разработать рекомендации по повышению финансовой устойчивости на основании проведенных расчетов.

Содержание работы

Введение
1 Обзор литературы по теме исследования
2 Организационно-экономические условия предприятия
2.1 Организационная структура и экономическая характеристика ОАО «БашСтройТранс»
2.2 Оценка финансового состояния ОАО «БашСтройТранс»
3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс»
3.1 Анализ состояния финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс»
3.2 Анализ влияния основных факторов на финансовую устойчивость. Факторный анализ
3.3 Пути и резервы повышения эффективности финансовой устойчивости
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие:

а) на снижение или  недостаточный рост выручки;

б) на опережающий  прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается:

  • при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или уменьшения в ней потребности;
  • при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадежным покупателем или не свободно в выборе покупателя;
  • при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Иными словами  или не берут продукцию (услуги), или берут, но не платят, или не пускают  на рынок.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается  в случаях, когда:

  • предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Здесь может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки.
  • предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;
  • предприятие наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
  • предприятие несет убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета  по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Ситуация особо усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками.

В общем и целом  причины неплатежеспособности могут  быть сведёны к двум основным:

  • отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;
  • неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В данном случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй — на приросте массы обязательств.

Специфические же причины неплатежеспособности предприятий  в России формировались десятки  лет и связаны с особенностями  социалистической плановой экономикой, не приемлющей частную инициативу независимых  предпринимателей, ориентированных  на спрос потребителей; частную собственность  и выгоду; конкурентную борьбу по инициативе предпринимателей, вынужденных в  целях максимизации своих доходов  ориентироваться на потребителей (рынок), на снижение собственных издержек и  отсев или банкротство тех, кто  отстает от растущих запросов рынка  по качеству и ассортименту предложения  товаров и услуг. Соответственно развился менталитет, ориентированный:

  • на исполнение планов и смет, но не обученный навыкам управления финансами;
  • на выпрашивание у государства средств, ресурсов при любом подходящем случае, считая это естественным правом;
  • на использование заработанного и полученного на то, на что раньше тратить средства особо не допускалось или строго регламентировалось.

Иными словами, многолетнее  сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представилась соответствующая возможность.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису  и банкротству в условиях реформирования экономики.

 

3.3 Пути и резервы повышения эффективности финансовой устойчивости

 

Слово «резерв» происходит от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает «запас», или от латинского «reservere» – «сберегать», «сохранять». В связи с этим в специальной литературе и практике административно–хозяйственной деятельности термин «резервы» употребляется в двояком значении. Во–первых, резервами считаются запасы ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т.д.), которые необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них. Во–вторых, резервами считаются возможности повышения эффективности производства.

Экономическая сущность резервов повышения эффективности  производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании  все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда  на единицу продукции.

Анализируя  состояние платежеспособности предприятия, нужно рассматривать причины  финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительности  просроченных долгов.

Для того чтобы  изменить сложившуюся ситуацию на предприятии, необходимо разработать и внедрить программу мер по укреплению финансовой устойчивости предприятия.

По результатам  проведенного анализа необходимо отметить следующее: у ОАО «БашСтройТранс» высокий уровень платежеспособности, так как сумма оборотных средств выше размера задолженности.

Предлагаемые  пути повышения финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс»:

Мерой укрепления финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс» является увеличение источников собственных средств за счет:

— привлечение дополнительных инвестиций;

— сохранение и рациональное использование ресурсов;

— увеличение количества рабочих мест;

— сдать свободное  помещение в аренду.

На территории ОАО «БашСтройТранс» находиться пустующее помещение, это упущенный резерв Общества. Это помещение  составляет 57 квадратных метров, в хорошем состоянии, его можно сдавать в аренду, тем самым извлекая прибыль. Если сдавать это помещение за 50 тысяч рублей в месяц, то за год (12*50=600000) выйдет 600 тысяч рублей. Это экономически эффективно и прибыльно для Общества.

Для улучшения финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс» могут быть предложены следующие мероприятия:

  • реструктуризацией краткосрочной кредиторской задолженности в долгосрочную. Это возможно путем рефинансирования обязательств с использованием заемных источников «длинных денег», например, облигационных займов, или долгосрочных банковских кредитов;
  • возможно сокращение дебиторской задолженности и увеличение объемов высоколиквидных активов, достижимое при использовании договора цессии, или схемы факторинга – в таком случае часть активов предприятия перерастет из менее ликвидной в более ликвидную форму, что улучшит платежеспособность предприятия в коротком периоде;
  • основная проблема предприятия – дефицит собственных оборотных средств. Эта проблема может быть решена путем увеличения их объема, либо путем ускорения их оборачиваемости.

Так же одной  из важных проблем на предприятии, является неплатежеспособность заказчиков. То есть предприятие предоставляет  услугу, затрачивает свои ресурсы  и силы, и во время не оплаченные заказы влекут за собой проблемы, так  как предприятию нужно закупать ресурсы на новые заказы, а их предоставленные услуги еще не оплачены. Я считаю, что нужно усовершенствовать  систему оплаты заказчиков. Например, в договоре на заказанную перевозку  нужно указывать дату уплаты, или  устанавливать предоплату. В случае не выполнения заказчик будет оплачивать штраф.

Еще Обществу необходимо повысить эффективность маркетинговой  политики на предприятии. Так же интенсивно использовать рекламу. Реклама является средством информирования о предприятии  заказчикам, необходимо активно ее использовать в виде баннеров, по средствам  телевидения, радиостанций и т.д.

В целях подтверждения  укрепления финансовой устойчивости ОАО  «БашСтройТранс» рассчитаем коэффициент, характеризующий достаточность оборотного капитала и стабильности финансового положения компании – коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Иногда называется коэффициентом покрытия. Это один из важнейших финансовых коэффициентов. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. Хорошим считается значение коэффициента более 2. С другой стороны, значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности.     Его расчет проведем по следующей формуле:    Ктл = Итог раздела II / (стр.610+стр.620+стр.660)     Ктл 08= 24058 / (2250+6827)= 2,7        Ктл 09= 28126/ (2700+16966)= 1,4        Ктл 10= 23063/ 10609= 2,2         Как видно из расчетов, в 2009 году коэффициент текущей ликвидности был гораздо ниже норматива, что сигнализировало о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнение. К 2010 году он почти на уровне с нормой, что придает уверенность в стабильности работы данного предприятия.            В 2010 году коэффициент текущей ликвидности был гораздо ниже норматива, что сигнализировало о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнение. Сейчас он почти на уровне с нормой, что придает уверенность в стабильности работы данного предприятия.  Таким образом, реализация разработанной программы мер по улучшению финансовой устойчивости предприятия позволит ОАО «Донецкая Мануфактура М» увеличить прибыль от основной деятельности на 80 процентов, от оказания дополнительных услуг 3502,70 тысяч рублей и занять устойчивую финансовую позицию с коэффициентом текущей ликвидности и коэффициентом соотношения заемных и собственных средств, равными нормативу.         В целом же предприятие финансово устойчиво как на начало периода, так и на его конец. Стоит отметить сокращение абсолютных показателей, которые, однако, все равно остаются положительными, т.е. в пределах нормы. При этом относительные показатели имеют положительную динамику.

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовая  устойчивость является отражением стабильного  превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия  и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется  в процессе всей производственно–хозяйственной  деятельности и может считаться  главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Финансово устойчивое и успешно функционирующее предприятие  отчисляет налоговые платежи, тем  самым выполняя свои обязательства  перед бюджетами всех уровней  и внебюджетными фондами. Посредством  налогов формируются взаимоотношения  предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Анализ устойчивости финансового состояния на ту или  иную дату позволяет ответить на вопрос, насколько правильно предприятие  управляло финансовыми ресурсами  в течение периода, предшествующего  этой дате. Важно, чтобы состояние  финансовых ресурсов соответствовало  требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия. Недостаточная  финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия  и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная – препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущностью финансовой устойчивости является эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.

Во второй главе курсовой работы дана полная характеристика объекта исследования, проведен анализ основных показателей характеризующих производственно–хозяйственную деятельность и финансово–экономическое состояние предприятия. Можно отметить следующие результаты деятельности ОАО «БашСтройТранс»: выпуск товарной продукции за 2009 год снизилась на 80%, из за неплатежеспособности заказчиков. Но к 2010 году она увеличилась на 15994. 2009 год для Общества оказался не простым, все экономические показатели снижены.

За последний  год в активе баланса произошло снижение внеоборотных активов на 3278 тыс. рублей, и оборотных активов на 5663 тыс. рублей. Увеличение валюты в пассиве баланса было вызвано увеличением краткосрочных займов (на 60,70 процента) и краткосрочной задолженности поставщикам и подрядчикам (на 98,70 процента), задолженность по налогам и сборам увеличилась на 29,26 процентов, остальные изменения незначительны.

Анализ платежеспособности показывал, что вследствие уменьшения долгосрочных кредитов и займов, основным источником формирования оборотных  средств является кредиторская задолженность.

Анализ показателей  финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс» показал, что несмотря на рост показателей производственно–хозяйственной деятельности, финансовая ситуация остается кризисной, так как все коэффициенты находятся далеко от нормы: коэффициент соотношения собственных и заемных средств, превышает норму на 1,10; коэффициент обеспеченности собственными ниже нормы на 0,60.

ОАО «БашСтройТран» обладает низкой ликвидностью баланса из–за нехватки ликвидных активов.

Третий раздел посвящен разработке мероприятий по укреплению платежеспособности предприятия  и в целом улучшению его  финансовой устойчивости.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о том, что в целом ОАО «БашСтройТранс» имеет устойчивое финансовое положение, и удовлетворительную структуру баланса. 

Итак, финансовая устойчивость Общества, ее возможность производить необходимые платежи и расчеты в определенные сроки, зависящая как от притока денежных средств дебиторов, заказчиков фирмы, так и от оттока средств для выполнения платежей в бюджет, расчетам с поставщиками и другими кредиторами фирмы - ключевой фактор ее финансовой стабильности. Недаром в России какое-либо сотрудничество с предприятием, фирмой, банком всегда начинают с оценки его устойчивости. Для руководства фирмы особенно важно проводить систематический анализ устойчивости предприятия для эффективного управления им, для предупреждения возникновения и своевременного прекращения уже возникших кризисных ситуаций.

В рамках данной работы бал рассмотрена деятельность Открытого Акционерного Общества «БашСтройТранс». Был произведен расчет как относительных, так и абсолютных показателей финансовой устойчивости. В целом можно характеризовать рассматриваемое предприятие как финансово устойчивое. Оно обладает излишками всех групп оборотных средств, как в начале, так и в конце рассматриваемого периода. Относительные коэффициенты финансовой устойчивости также в большинстве своем имеют положительную динамику.

Кроме того, в  работе представлен комплекс мероприятий, реализация которых направлена на повышение  финансовой устойчивости и укрепление финансовой стабильности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Валдайцев С.В.Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. Пособие для вузов. [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 720с.
  2. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике. [Текст] – М., «Дело и сервис», 2010. – 400с.
  3. Иванов А.Е. Финансовый менеджмент [Текст]. – Самара.: ИД СГУ, 2006. – 621 с.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 559 с.
  5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432с.
  6. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода. [Текст]- Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2002. - 104с.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки [Текст] — М.: Дело, 2004. — 520 с
  8. Поляков А.Ф. Теория финансов в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / Моск. Ун-т потреб. Кооп.; Саран. Кооп. Ин-т МУПК. [Текст] - М.; Саранск, 2000. - 132с.
  9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь [Текст] — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие [Текст] - Мн.: Новое знание, 2001. - 704 с.
  11. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: прикладные вопросы с анализом деловых ситуаций. [Текст] - К.: Издательский дом «Максимум», 2001. - 600с.
  12. Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. М.В. Романовского. [Текст]- СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.
  13. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. [Текст] - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 413с.
  14. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Проф. Е.И. Шохина. [Текст] - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 408с.
  15. Шуляк П.Н. Финансы предприятий: Учебник. 2 издание. [Текст] - М.: Издат. Дом «Дашков и К», 2000 г. -752 с.
  16. Nota Bene - Экономический интернет-журнал.  Гончаров Д. С., Горожанкин А. Ю. «Показатели анализа финансовой устойчивости предприятия» - 2010г., № 8.
  17. Аудит и финансовый анализ. Филобокова Л.Ю. «Финансовая устойчивость малых предприятий: сущность, методические подходы к оценке» - 2008г., №1.
  18. Экономический анализ: теория и практика. Орлов М.Н. «Финансовая устойчивость предприятия и ее оценка для предупреждения его банкротства» - 2009г., №15.
  19. Финансы и кредит. Гринкевич Л. С., Нечай М.Г. «Создание эффективной системы мониторинга финансовой устойчивости предприятий и моделирование социально-экономических последствий роста тарифов» - 2009г., №34.(370).
  20. Аудит и финансовый анализ. Шекшуев А.В., Ибрагимов Р.С. «Концепция действующего предприятия и его потенциальная финансовая устойчивость» - 2011г., №4.

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости ОАО «БашСтройТранс»