Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть теоретический вопрос по анализу и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия.......................................................................................................5
1.1. Сущность анализа финансовых результатов……………………………….5
1.2. Методы анализа прибыли................................................................................8
1.3. Анализ динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия……………………………………………………………………...10
1.4. Анализ рентабельности……………………………………………………..12
1.5. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)…17
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………………..19
2.1. Анализ состава и структуры чистой прибыли предприятия………………………………………………………………………………..19
2.2. Индексный анализ влияния факторов на изменение прибыли от продаж...........................................................................................................................22
2.3. Анализ показателей рентабельности…………………………………….24
2.4 Индексный анализ рентабельности………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Анализ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Анализ динамики и структуры финансовых результатов деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям её деятельности.  

   Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Администрацию фирмы интересует одно, налоговые органы – другое, а потенциальных инвесторов - третье. 

   Цель анализа – определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.  

   Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объёма реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 

    В процессе анализа могут использоваться различные показатели прибыли: маржинальная прибыль, прибыль от продаж, балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая (нераспределённая) прибыль, капитализированная (реинвестированная) прибыль, потребляемая прибыль. Часть из них представлена в отчётности, что очень удобно, другие необходимо рассчитывать.  

   При анализе динамики показателей прибыли в первую очередь оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов. 

   Для анализа, оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица, в которой используются данные отчета «О прибылях и убытках», за несколько лет, с последующим вычислением произошедших изменений. 

   При анализе структуры прибыли отчетного периода необходимо проанализировать удельный вес ее отдельных составляющих. Позитивным считается высокий удельный вес прибыли от продаж продукции. 

   В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от продаж является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом. 

   Также желательно в процессе анализа финансовых показателей учитывать инфляцию. 

   Дальнейшему углубленному анализу должны подлежать те слагаемые прибыли, (убытка) отчетного года, которые составляют значительный удельный вес в прибыли (убытке) отчетного года.  

   Таким образом, анализ уровня и динамики финансовых результатов проводится с помощью горизонтального анализа, а анализ структуры - с помощью вертикального анализа, для каждого из которых берутся необходимые показатели, также может применяться факторный анализ для выявления влияния отдельных факторов (показателей) на изменение финансовых результатов.

 

 

 

1.4. Анализ рентабельности предприятия.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предприятия. Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности.

Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно – хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей:

1. Рентабельность продукции:

 

                                                                                                           (1)

 

где Рпр – рентабельность продукции, %;

       Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб.;

       Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

2. Рентабельность продаж:

 

                                                                                                             (2)

 

где Рп – рентабельность продаж, %;

       В – выручка  от продажи продукции, работ, услуг, руб.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

3. Показатели рентабельности  капитала:

3.1 рентабельность собственного  капитала:

 

                                                                                                             (3)

 

где Рск – рентабельность собственного капитала, %;

      Пч – чистая прибыль, руб;

      Кс – средняя величина собственного капитала, руб.

 Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

3.2 рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала:

 

                                                                                                             (4)  

 

где Ри – рентабельность инвестиционного капитала, %;

       Кик – средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов, руб.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок.

3.3 рентабельность всего капитала  предприятия:

 

                                                                                                            (5)

 

где Рок – рентабельность всего капитала, %;

      Бср – средний за период итог баланса-нетто, руб.

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия.

4. Рентабельность оборотных  активов:

 

                                                                                                         (6)

 

где Роб – рентабельность оборотных активов, %;

      АОср – средняя величина оборотных активов, руб.

 

5. Рентабельность основных  средств и прочих внеоборотных  активов:

 

                                                                                                           (7)

 

где АВср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов, руб;

       Рв – рентабельность внеоборотных активов, %.

Показатель отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств.

Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

На рентабельность предприятия оказывают влияние различные факторы. Факторный анализ проводится на основе следующей модели:

 

                                                                                                      (8)

 

где Пп – прибыль от продаж продукции, руб.;

       РП – объем  продаж в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов), руб.;

       Срп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Для факторного анализа рентабельности используем метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а её себестоимость – качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться следующим образом:

 

                                                                                                      (9)

 

Составляющая характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции, а составляющая - влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно так:

 

;                                                                                                     (10)

 

.                                                                                                     (11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырьё, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Методика формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔР) от реализации продукции:

ΔР = Р1 — Р0,

где Р1 — прибыль отчетного года;

Р0 — прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованную продукцию (ΔР1):

ΔР1 = Np1 — Np1,0 = Σp1q1 — Σp0q1,

где Np1 = Σp1q1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);

Np1,0 = Σp0q1 — реализация в отчетном  году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции (ΔР2) (объема продукции в оценке по базовой себестоимости):

ΔР2 = Р0К1 — Р0 = Р0(К1 — 1),

где Р0 — прибыль базисного года;

К1 — коэффициент роста объема реализации продукции.

К1 = S1,0/S0

где S1,0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный год в ценах и тарифах базисного года;

S0 — себестоимость базисного  года.

4. Расчет влияния на прибыль  изменений в структуре реализации  продукции (ΔР3):

ΔР3 = Р0(К2 — К1),

где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам

К2 = Np1,0/Np0,

где Np1,0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного года;

Np0 — реализация в базисном  году.

5. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4):

ΔP4 = S1,0 - S1,

где S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах и условиях базисного года;

S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года.

6. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (ΔР6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

ΔP = P1 – P0 = ΔP1 + ΔP2 + ΔP3 + ΔP4 + ΔP5 + ΔP6

В рамках внутреннего финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям. Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия