Анализ финансовых результатов ОАО «МТС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) на примере ОАО «МТС».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность финансовых результатов;
изложить методику анализа финансовых результатов;
выявить пути улучшения финансовых результатов;
дать краткую характеристику предприятия;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ..............................……………………..............5
1.1. Сущность финансовых результатов …………………………………………..5
1.2. Методика анализа финансовых результатов ………………………………...8
1.3. Пути повышения финансовых результатов ……………...………………….16
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «МТС» .............................20
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «МТС» ..……………………....20
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «МТС» ….…………28
2.3. Рекомендации по финансовому оздоровлению ОАО «МТС» ...................…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....……………………………………………………………….…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)



 

Основным источником данных для проведения анализа состава  и динамики  прибыли является форма №2 "Отчёт о прибылях и убытках". Далее рассчитывается абсолютное отклонение и темп роста по каждому показателю. После этого проводится сравнительный анализ, смотрят динамику показателей, причины изменений и делается вывод о составе и динамике прибыли.

Мы ознакомились с  методикой анализа состава, динамики и структуры прибыли перейдем к анализу прибыли от реализации продукции.

Прибыль отчетного периода  отражает общий финансовый результат  производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя [12, c. 164].

Для выявления влияния факторов на прибыль от реализации используется методика факторного детерминированного анализа прибыли, где в качестве факторов, влияющих на прибыль используются следующие:

  1. объем реализации;
  2. структура реализуемой продукции;
  3. уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции;

Эта методика используется в том случае, если на предприятии  показатели объема реализации продукции  отчетного года не пересчитывались  по себестоимости и оптовым ценам  базисного периода.

Проведение факторного анализа прибыли включает следующие этапы:

  1. Общее изменение прибыли:

                                                     ДР=Р10,                                                  (1.1)

где Р1 – прибыль отчетного года;

       Р0 – прибыль предыдущего года.

2. Изменение прибыли за счет изменения объема реализованной продукции определяется по формуле:

                                                    ДР102 – 1),                                          (1.2)

где Р0 – прибыль предыдущего года;

      К2 – коэффициент, характеризующий изменение себестоимости.

Этот показатель (К2) может определяться по формуле:

                                               

,                                                         (1.3)

где S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период;

         S0 – себестоимость реализованной продукции предыдущего года.

3. Изменение прибыли за счет  изменения структуры и ассортимента  реализованной продукции определяется  по формуле:

                                              ДР201 – К2),                                              (1.4)

где Р0 – прибыль предыдущего года;

       К1 - коэффициент, характеризующий изменение объема реализации продукции (работ, услуг).

       К2 – коэффициент, характеризующий изменение себестоимости.

                                                  

,                                                     (1.5)

где Q1 – фактический объем реализации за отчетный год;

      Q0 – объем реализации продукции предыдущего года.

4. Изменение прибыли  за счет изменения затрат на 1 рубль реализованной продукции  (работ, услуг) определяется по  формуле [15, c. 112]:

                                                  ДР3=Q1 (S1/Q1 – S0/Q0)                                        (1.6)

Мы рассмотрели методику анализа прибыли от реализации работ, услуг. Теперь рассмотрим методику анализа рентабельности деятельности предприятия.

Рентабельность – показатель, который характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. Проиллюстрируем порядок изучения показателя рентабельности активов по данным анализируемой организации.

Рентабельность основных производственных фондов (ОПФ). Показатель рентабельности основных производственных фондов (называемый иначе показателем фондорентабельности) представим в виде следующей формулы [4, c. 98]:

         Рентабельность ОПФ = ЧП / ср. стоимость ОПФ * 100%.             (1.7)

Рентабельность оборотных  активов. Рентабельность оборотных  активов (иначе — текущих или  мобильных активов) может быть выражена при помощи следующей формулы:

                  Рентабельность ОА = ЧП / ср. величина ОА * 100%.           (1.8)

Рентабельность инвестиций. Рентабельность инвестиций предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность  использования всего имущества  предприятия. Среди показателей  рентабельности инвестиций предприятия  выделяют 5 основных: 

1. Общая рентабельность  инвестиций, показывающая какая  часть балансовой прибыли приходится  на 1 руб. имущества предприятия,  то есть насколько эффективно  оно используется. 

2. Рентабельность инвестиций по чистой прибыли.

3. Рентабельность собственных средств, позволяющих установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования [16 , c. 213].

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: 

Рск=П*100/Среднегодовая стоимость СК,

                                Рск=Рпродаж*Оа*Т,                                                 (1.9)

где Рпродаж – рентабельность продаж – маржа (отношение прибыли  от продаж к объему продаж);

       Оа – оборачиваемость активов;

        Т – отношение активов к собственному капиталу.

Рентабельность собственного капитала называют еще рентабельностью чистого  или акционерного капитала. Этот показатель отражает, как вознаграждаются акционеры  в течение года. На показатель рентабельности собственного капитала обращают внимание все: аналитики, кредиторы, руководители, акционеры. Важно добиваться положительной динамики этого коэффициента.

4. Рентабельность активов - это  один из важнейших комплексных  показателей, позволяющих оценить  результаты основной деятельности предприятия. Он исчисляется по следующей формуле:

                              Рак=П/средняя сумма активов*100                            (1.10)

Для оценки влияния различных  факторов на рентабельность активов  можно использовать другую формулу:

Рак=(Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов) * 100  

           Рак=(Прибыль/выручка)*(Выручка/средняя сумма активов)              (1.11)

В данном случае средняя  сумма активов представляет совокупный капитал предприятия. Указанный  коэффициент должен быть одним из основных инструментов руководителя в управлении предприятием. Он не только является главным показателем эффективности деятельности предприятия, но и объединяет весь набор элементов, которые отражают различные стороны работы предприятия (оперативную, финансовую и др.) [17, c. 101]. 

5. Рентабельность оборота отражает  зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками  и исчисляется по формуле:

                       Рент.ОБ.=Приб.до нач.%*100/Валовая выручка             (1.12)

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

                Число Об. Капитала = Валовая Выручка / Активы.              (1.13)

Чем выше валовая выручка  фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует, что

                   Уровень Об. Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала        (1.14)

Рентабельность продукции. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат [12, c. 214].

Расчет выполняется  по формуле:

                                     Рпр.= П/З*100=(Ц–С)/С=Ц/С-1,                          (1.15)

где П – прибыль; 

       З – размер текущих затрат или используемых ресурсов;

     Ц – цена единицы продукции; 

     С - себестоимость.

 Рентабельность продаж - это коэффициент (а при умножении  на 100 – показатель рентабельности в процентах) показывает, какую сумму прибыли от продаж получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

                                       Рпродаж=П/В*100=(Ц-С)/Ц,                              (1.16)

где В–выручка от реализации.

Повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж [8, c. 145].

Чтобы повысить уровень  доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры  рынка, наблюдать за изменениями  цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции [14, c. 123].

Таким образом, мы рассмотрели методику анализа рентабельности деятельности предприятия. Далее рассмотрим пути повышения финансовых результатов.

1.3. Пути повышения финансовых результатов

Проблема повышения  финансовых результатов является важнейшей  для любого коммерческого предприятия, так как именно в финансовом результате заключается выраженный в денежной форме итог хозяйственной деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений. Финансовый результат указывает на прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, который образуется в процессе ее предпринимательской деятельности в отчетном периоде. Улучшение финансовых результатов зачастую указывает на такие важные процессы, как увеличение прибыльности предприятия, реализация запланированных показателей, осуществление инноваций, а также общее повышение эффективности деятельности предприятия.

Как известно, в бухгалтерском  учете финансовый результат определяется путем подсчета и сведения всех доходов  и расходов предприятия за отчетный период. При этом различают два  вида финансовых результатов: прибыль  и убыток.

Под убытком, в данном случае, понимаются денежные потери, уменьшение материальных и финансовых ресурсов предприятия в результате превышения расходов над доходами.

В свою очередь прибыль  определяется как превышение доходов  предприятия, полученных от реализации производимых товаров и услуг, над расходами на их производство и сбыт. Именно получение прибыли в качестве финансового результата предпринимательской деятельности и является основной целью, ради которой эта деятельность осуществляется. От величины прибыли зависит рентабельность предприятия, то есть степень ее эффективности.

В течение многих лет  существования экономической науки  было разработано множество различных  теорий источников образования прибыли. По традиции их принято делить на объективные  и субъективные.

Объективным теориям  являются те, которые объясняют происхождение  прибыли определенными внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного  равновесия. К ним относятся взгляды  на происхождение прибыли А. Смита, Дж. С. Милля, К. Маркса.

Субъективные теории связывают получение прибыли  с существованием дополнительного  фактора производства - «предпринимательского  таланта»: именно наличие такого таланта  способствует успешности его владельца  в предпринимательской деятельности, то есть личностные качества становятся источником дохода. К этой группе теорий относятся воззрения Ж.-Б. Сэйя, Й. А. Шумпетера и др.

Как показывает практика, существует определенный набор наиболее эффективных стратегий улучшения  финансовых результатов предприятия, которое заключается, как уже сказано, в увеличении его прибыльности в денежном выражении и повышении рентабельности. Эти стратегии рассчитаны, прежде всего, на те отрасли, которые ориентированы на конечного потребителя, то есть те, для которых решающее значение имеют объёмы производства и реализации продукции, определяемые спросом, а также снижение уровня себестоимости, возможное без ущерба для качества потребительских товаров. Итак, к данным стратегиям относятся следующие:

Информация о работе Анализ финансовых результатов ОАО «МТС»