Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 06:06, курсовая работа
Цель работы – раскрыть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) на примере ОАО «МТС».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность финансовых результатов;
изложить методику анализа финансовых результатов;
выявить пути улучшения финансовых результатов;
дать краткую характеристику предприятия;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ..............................……………………..............5
1.1. Сущность финансовых результатов …………………………………………..5
1.2. Методика анализа финансовых результатов ………………………………...8
1.3. Пути повышения финансовых результатов ……………...………………….16
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «МТС» .............................20
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «МТС» ..……………………....20
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «МТС» ….…………28
2.3. Рекомендации по финансовому оздоровлению ОАО «МТС» ...................…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....……………………………………………………………….…36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………
Рассматривая структуру пассива можно сказать, что более 50% занимают долгосрочные обязательства. 49% их состава это заемные средства. Просматривается положительная динамика, долгосрочные обязательства к 2012 г. сократились на 38 889 127 тыс. руб., что связано с уменьшением заемных средств на 35 809 464 тыс. руб.
Капитал и резервы составляю около 25% пассива. Темпы роста положительные в 2011 г. они увеличились на 3 548 543 тыс. руб., а в 2012 на 12 554 972 тыс. руб.
Краткосрочные обязательства составляют около 20% пассива, их большая часть – заемные средства. В 2011 году краткосрочные обязательства увеличились на 29 474 288 тыс. руб., что произошло в результате увеличения доли заемных средств почти в 2 раза. В 2012 году тенденция к снижению и величина краткосрочных обязательств уменьшилась на 2 249 508 тыс. руб. в связи с уменьшением заемных средств на 3 062 810 тыс. руб.
Так как капитал и резервы составляют 25% (в среднем за 3 анализируемых года), а долгосрочные и краткосрочные обязательства – 75% можно сказать, что ОАО «МТС» зависит от заемных средств (заемных средств в 3 раза больше, чем собственных).
Предприятие работает за счет кредитов и заемных средств, так как долгосрочные и краткосрочные обязательства составляют более 70% ( в 2011 – 77%, в 2012 – 73%).
Мы рассмотрели краткую характеристику предприятия, далее перейдем к анализу состава, динамики и структуры прибыли ОАО «МТС».
2.2. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС»
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия следует начинать с изучения «Отчета о прибылях и убытках». При этом проводится горизонтальный анализ, в процессе которого сравнивают отчетный и предыдущие года. Затем по каждому показателю прибыли и убытка выявляют динамику. Также осуществляется вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках», в результате которого определяют долю каждого показателя прибыли в общем объеме выручки от реализации продукции.
В таблице 2.3. предоставлены
результаты горизонтального и
Таблица 2.3.
Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатели |
Значение |
Абсолютное отклонение |
Темпы роста,% | ||||
за 2010 |
за 2011 |
за 2012 |
2011-2010 |
2012-2011 |
2011/2010 |
2012/211 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Выручка |
244998010 |
246965174 |
270828650 |
1967164 |
23863476 |
100,80 |
109,66 |
2. Себестоимость продаж |
120531808 |
124499378 |
142894197 |
3967570 |
18394819 |
103,29 |
114,78 |
3.Валовая прибыль |
124466202 |
122465796 |
127934453 |
-2000406 |
5468657 |
98,39 |
104,47 |
4.Коммерческие расходы |
36010338 |
36569705 |
33241387 |
559367 |
-3328318 |
101,55 |
90,90 |
5.Управленческие расходы |
20040456 |
21300598 |
24502095 |
1260142 |
3201497 |
106,29 |
115,03 |
6.Прибыль от продаж |
68415408 |
64595493 |
70190971 |
-3819915 |
5595478 |
94,42 |
108,66 |
7. Доходы от участия в др.организациях |
20814333 |
23928792 |
9718711 |
3114459 |
-14210081 |
114,96 |
40,62 |
8.Проценты к получению |
3700103 |
3791373 |
3944299 |
91270 |
152926 |
102,47 |
104,03 |
9.Проценты к уплате |
19000001 |
18009483 |
17039868 |
-990518 |
-969615 |
94,79 |
94,62 |
10.Прочие доходы |
3498087 |
70190971 |
10284962 |
66692884 |
-59906009 |
2006,55 |
14,65 |
11.Прочие расходы |
15534683 |
12319661 |
20764542 |
-3215022 |
8444881 |
79,30 |
168,55 |
12.Балансовая прибыль |
61893247 |
64511601 |
56334533 |
2618354 |
-8177068 |
104,23 |
87,32 |
13.Текущий налог |
13258996 |
10382313 |
13385070 |
-2876683 |
3002757 |
78,30 |
128,92 |
14.Чистая прибыль (убыток) |
48634251 |
54129288 |
42949463 |
5495037 |
-11179825 |
111,30 |
79,35 |
После проведения анализа
финансовых результатов ОАО «МТС»
можно сделать следующие
В 2011 году прибыль от продаж снизилась на 6% по сравнению с предыдущим годом, а именно на 3819915 тыс. руб. Это связано с увеличением коммерческих и управленческих расходов на 559367 тыс. руб. и 1260142 тыс. руб., соответственно.
Балансовая прибыль в 2011 г. увеличилась на 2618354 тыс. руб., что связано с значительным увеличением доходов от участия в других организациях на 15%, прочих доходов на 66692884 тыс. руб., процентов к получению на 91270 тыс. руб. и сокращением прочих расходов на 3215022 тыс.руб. и процентов к выплате на 990518 тыс. руб. Увеличение чистой прибыли в 2011 г. на 5495037 тыс. руб. связанно с сокращением текущего налога на 32%.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. выручка увеличилась на 23863476 тыс. руб., себестоимость на 18394819 тыс. руб., валовая прибыль на 5468657 тыс. руб. Прибыль от продаж увеличилась на 5595478 тыс. руб., коммерческие расходы уменьшились на 3328318 тыс. руб., а управленческие увеличились на 3201497 тыс. руб.
Балансовая прибыль в 2012 году сократилась на 8177068 тыс. руб. Это связано с уменьшением дохода от участия в других организациях на 14210081 тыс. руб., прочих доходов на 59906009 тыс. руб. и увеличением прочих расходов на 8444881 тыс. руб. Текущий налог в 2012 г. увеличился на 3002757 тыс. руб., в связи с чем чистая прибыль сократилась на 11179825 тыс. руб.
Несмотря на снижение некоторых показателей в 2012 году, ОАО «МТС» увеличило число своих абонентов на 20 000, открыло около 500 новых офисов по всей России.
Исходя из данных, представленных в таблице 2.4, с помощью простой двухфакторной модели определим как изменилась сумма валовой прибыли за счет каждого фактора в 2011 году.
Таблица 2.4.
Результаты расчетов для определения изменений суммы валовой прибыли в 2011 г., тыс. руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение |
% выполнения плана |
Выручка |
244998010 |
246965174 |
1967164 |
100,8 |
Себестоимость |
120531808 |
124499378 |
3967570 |
103,3 |
Валовая прибыль |
124466202 |
122465796 |
-2000406 |
98,4 |
Валовая прибыль рассчитывается, как выручка за вычетом себестоимости.
ΔВП(В)=ВПусл.1-ВП10=126433366-
За счет того, что выручка в 2011 году выросла на 1967164 тыс. руб., валовая прибыль увеличилась на 1967164 тыс.руб.
ΔВП(С)=ВП11-ВПусл.1=122465796 -126433366=-3967570 тыс. руб.
За счет того, что в 2011 г. себестоимость увеличилась на 3967570 тыс. руб. валовая прибыль сократилась на 3967570 тыс. руб.
Баланс факторов: -3967570+1967164=-2000406 тыс. руб.
Таблица 2.5.
Размер влияния факторов на валовую прибыль в 2011 г., тыс. руб.
Фактор |
Размер влияния |
Удельный вес |
Выручка |
+1967164 |
- 98,3 |
Себестоимость |
- 3967570 |
+198,3 |
Итого |
-2000406 |
100 |
Исходя из данных, представленных в таблице 2.6., с помощью простой двухфакторной модели определим как изменилась сумма валовой прибыли за счет каждого фактора в 2012 году.
Таблица 2.6.
Результаты расчетов,
для определения изменений
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение |
% выполнения плана |
Выручка |
246965174 |
270828650 |
23863476 |
109,7 |
Себестоимость |
124499378 |
142894197 |
18394819 |
114,8 |
Валовая прибыль |
122465796 |
127934453 |
5468657 |
104,5 |
Валовая прибыль рассчитывается, как выручка за вычетом себестоимости.
ΔВП(В)=ВПусл.1-ВП11=146329272-
За счет того, что выручка в 2012 году выросла на 23863476 тыс. руб., валовая прибыль увеличилась на 23863476 тыс.руб.
ΔВП(С)=ВП12-ВПусл.1=127934453 -146329272=-1894819 тыс. руб.
За счет того, что в 2012 г. себестоимость увеличилась на 18394819 тыс. руб. валовая прибыль сократилась на 18394819 тыс. руб.
Баланс факторов: +23863476-1894819=+5468657 тыс. руб.
Таблица 2.7.
Размер влияния факторов на валовую прибыль в 2012 г., тыс. руб.
Фактор |
Размер влияния |
Удельный вес |
Выручка |
+23863476 |
+436,4 |
Себестоимость |
- 18394819 |
-336,4 |
Итого |
+5468657 |
100 |
Оценка прибыльности предприятия производится не только с помощью абсолютных, но и с помощью относительных, показателей. И одним из таких показателей является рентабельность предприятия. Рентабельность предприятия рассчитывается как отношение чистой прибыли к объёму реализации продукции, к сумме затрат по реализации продукции, к сумме активов и величине собственных средств, выраженное в процентах. В таблице 2.8. представлены все вышеперечисленные показатели рентабельности.
Таблица 2.8.
Показатели рентабельности ОАО «МТС» за 2010-2012 гг., %
Показатели |
Значение | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |
1.Рентабельность продаж |
27,92% |
26,16% |
25,92% |
2. Рентабельность издержек |
51,35% |
51,82% |
39,42% |
3. Рентабельность активов |
12,43% |
11,36% |
9,59% |
4. Рентабельность собственного капитала |
47,47% |
51,06% |
36,22% |
5. Фондорентабельность |
18,97% |
17,01% |
15,70% |
На рисунке 2.1. представлена динамика показателей рентабельности ОАО «МТС» за 2010-2012 гг.
Рис 2.1. Динамики показателей рентабельности ОАО «МТС» за 2010-2012 гг.
Прибыль, которую предприятие имеет с каждого рубля продаж, характеризует рентабельность продаж. В период с 2010 года по 2012 год этот показатель снизился на 2%. Но в общем можно сказать, что он довольно высокий, и с одного рубля проданной продукции ОАО «МТС» получило 0,28 рублей в 2010 году, 0,26 рублей - в 2011 и 2012 гг.
В 2010 и 2011 гг. ОАО «МТС» с каждого затраченного рубля на свою деятельность получала прибыли более 0,5 рублей, и это значительный результат. Но в 2012 году эта цифра составила всего 0,4 рублей, но показатель по-прежнему высок.
Из данных таблицы 2.8.
видно, что вкладывая 1 рубль в
имущество организации ОАО «
Высокую прибыль ОАО «МТС» получает с единицы собственного капитала в 2010 году – 0,48 рублей, в 2011- 0,51 рубль, в 2012 – 0,36 рублей.
0,16 рублей ОАО «МТС» получило прибыли в 2012 году с единицы стоимости ОПФ, в 2011 году – 0,17 рублей и в 2010 году – 0,19 рублей.
Проведя анализ рентабельности видно, что ОАО «МТС» работает довольно успешно, получая хорошую прибыль. Показатели рентабельности все положительны и высокие, и, не смотря на небольшое понижение показателей в 2012 году, они все же остались на должном уровне, и предприятие принесло чистой прибыли в размере 42 949 463 тыс. руб. Но есть и слабые места – это снижение балансовой и чистой прибыли в 2012 году.
Исходя из анализа финансовых результатов предложим рекомендации по финансовому оздоровлению ОАО «МТС».
2.3. Рекомендации по финансовому оздоровлению ОАО «МТС»
Рассмотрев краткую характеристику предприятия, показатели оценки структуры баланса, мы выяснили, что предприятие функционирует довольно успешно и приносит стабильный доход, показатели рентабельности высокие, поэтому для улучшения финансовых результатов ОАО «МТС» требуется увеличение прибыли, поиск новых клиентов.
Предложим им несколько рекомендаций по финансовому оздоровлению:
1. Можно открыть такое направление, как домашний цифровой Интернет и цифровое телевидение, которое идет через wi-fi роутер. За счет уже созданного бренда как «МТС» будет легче продвигать данную услугу на рынке, так как хорошую репутацию они уже заработали. Компания МТС может предлагать услуги кабельного телевидения и кабельного Интернета. Так же, подключаясь к кабельному Интернету клиент может выбрать тариф, который ему подходит. Тарифы могут быть направлены на школьников и студентов, с меньшей стоимостью, но хорошей скоростью, на игроков в компьютерные игры, которые готовы переплачивать за повышенную скорость(соответственно высокая скорость – высокая цена), и на домашних пользователей, для выбора которым могут быть представлены 3 тарифа: эконом – средняя скорость, низкая цена; базовый – хорошая скорость, средняя цена и золотой – высокая скорость – высокая цена. Так же при подключении кабельного телевидения будет предоставлено 3 пакета каналов – 200, 500 и 1000. Таким образом за счет нового вида услуги увеличится доля рынка, это позволит привлечь новых клиентов следовательно продажи и прибыль возрастут.