Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:38, курсовая работа
Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия;
- изучить порядок формирования и распределения прибыли, а также изложить методику ее анализа;
- провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыль от реализации как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции, рассчитать показатели;
- рентабельности;
- определить основные пути повышения эффективности деятельности и финансовых результатов предприятия.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………………6
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов предприятия…6
1.2 Механизм формирования прибыли предприятия…………………..12
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия и рентабельности…………………………………………………………………….16
2. Анализ финансовых результатов на примере предприятия ООО «Автозаводстрой»……………………………………………………………….....21
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автозаводстрой»…..21
2.2 Основные показатели деятельности ООО «Автозаводстрой»……..22
2.3 Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия.…….28
2.4 Факторный анализ прибыли предприятия……………………....…….35
2.5 Оценка рентабельности деятельности предприятия……………….....41
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………..45
3.1 Зарубежный опыт управления финансовыми результатами и повышения эффективности деятельности предприятия……………………45
3.2 Авторские пути повышения прибыли ООО «Автозаводстрой»….…52
Заключение……………………………………………………………………62
Список литературы……………………………………………………..…….67
Приложение А ………………………………………………………………..69
Приложение Б ………………………………………………………………...70
Приложение В ………………………………………………………………..71
Приложение Г ………………………………………………………………...72
Приложение Д ………………………………………………………………….73
В настоящее время существуют различные методики анализа финансовых результатов. Шеремет А.Д. приводит методику факторного анализа чистой прибыли предприятия. Основу факторного анализа составляет наиболее простая модель факторного анализа изменения чистой прибыли [19, с. 180]:
DPчистая = DD - DS (2)
где: DPчистая – изменение чистой прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным;
DD – изменение доходов;
DS – изменение расходов.
Факторный анализ можно детализировать, выделив доходы и расходы по обычной деятельности и прочие доходы и расходы.
Источниками информации при анализе финансовых результатов и прибыли являются: Бухгалтерский баланс (форма №1), Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), Бизнес-план организации.
Бочаров В.В. предлагает свою модель зависимости прибыли от факторов. Прибыль от продаж (Ппр) можно представить в виде зависимости от следующих факторов:
а) Уровня рентабельности продаж (Rпр).
б) Коэффициента оборачиваемости оборотного капитала (Коб).
в) Изменения остатков оборотного капитала (Сок).
Данную зависимость прибыли можно представить виде факторной модели:
Прибыль от продаж = Уровень рентабельности продаж * Коэффициент оборачиваемости оборотного капитал* Изменения остатков оборотного капитала (3)
где:
Прибыль от продаж (стр. 050 ф.№2)
Rпр= ------------------------------
Выручка от продаж стр. (стр. 010 ф.№2)
Выручка от продаж (стр. 010 ф.№2)
Коб= ------------------------------
Средние остатки оборотного капитала (стр. 290 ф.№1)
Показателями эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности.
Существует множество показателей рентабельности. Чуева Л.Н. и Чуев И.Н. считают: «Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности» [18, с. 261]. Выбор коэффициента зависит от того, какие показатели используются в расчетах.
Рентабельность продаж = ------------------------------
Чистая прибыль (стр.190 ф.№2)
Рентабельность активов = ------------------------------
Фондорентабельность = ------------------------------
Рентабельность соб. капитала = ------------------------------
Ковалев В.В. рассматривает рентабельность не с позиции доходности, а с позиции экономического эффекта. «Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта».
Экономическая эффективность = ------------------------------
Ковалев В.В. считает, что «коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат».
В отличие от традиционной методики экономического анализа финансовых результатов, маржинальный анализ использует в качестве основы маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) - это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н), либо выручка минус переменные затраты:
МД = П + Н (11)
Отсюда:
П = МД – Н (12)
Построение модели взаимоотношения объема производства, себестоимости и прибыли иногда более узко трактуется как анализ критической точки безубыточности. Критическая точка (точка безубыточности) – «это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли» [11, с. 171].
То есть, под критической понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытка.
Для ее вычисления существует три метода расчета:
-метод уравнения;
-метод маржинального дохода;
-графического изображения.
Суть метода уравнения состоит в том, что любой отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) можно представить в виде уравнения:
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль
или:
Цена единицы * Количество – (переменные расходы * количество) –постоянные = Продукции единиц на единицу единиц расходы = чистая прибыль (13).
Прежде чем рассчитать данное уравнение необходимо выяснить, что является переменными затратами, а что постоянными.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально уровню (объему) производственной деятельности. То есть увеличение уровня производственной деятельности в два раза вызовет увеличение совокупных переменных затрат также в два раза. Следовательно, совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.
В свою очередь постоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства за определенный период времени. К таким затратам относятся: амортизационные отчисления, заработная плата руководителей и т.п.
Совокупные постоянные затраты остаются неизменными для всех уровней объемов производства, а постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с увеличением объема производства.
Маржинальный доход равен выручке от реализации за минусом переменных затрат. Маржинальный доход на единицу продукции равен цене минус удельные переменные расходы.
Критическая = ------------------------------
точка Удельный маржинальный доход
2. Анализ финансовых результатов на примере предприятия
ООО «Автозаводстрой»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автозаводстрой»
История создания компании началась в 1971 году, когда на основании приказа Министерства энергетики было создано управление строительства «Автозаводстрой».
В 2007 году произошла реорганизация и было создано ООО «ПСК «Автозаводстрой», зарегистрированое 27 июля 2007 года с уставным капиталом в размере 10 000 руб. Предприятие выполнило объем работ более 4-х млрд. руб.
Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
2.2 Основные показатели деятельности ООО «Автозаводстрой»
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Автозаводстрой» за период 2008 - 2010 гг.
Показатели |
Ед.изм |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
Отклонение (+, -) | |
2009 г. к 2008 г |
2010 г. к 2009 г. | |||||
Выручка от продажи продукции |
Тыс.руб |
690875 |
1168558 |
1183773 |
477683 |
15215 |
Себестоимость проданной продукции |
Тыс.руб |
660591 |
1085759 |
1110487 |
425168 |
24728 |
Затраты на 1 руб. проданной продукции |
Коп. |
0,95 |
0,93 |
0,94 |
-0,02 |
0,01 |
Прибыль от продажи продукции |
Тыс.руб |
30284 |
82799 |
73286 |
52515 |
-9513 |
Рентабельность продукции |
% |
4,58 |
7,63 |
6,60 |
3,05 |
-1,03 |
Как видно из таблицы 2.1, в 2010 году по сравнению с 2008 годом экономические показатели деятельности ООО «Автозаводстрой» заметно возросли.
Отмечается значительный рост выручки от продажи продукции и услуг, в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 477683 тыс.руб. или на 169,1%, в 2010 г. по сравнению с 2009 годом на 15215 тыс. рублей или на 1,3%. Поскольку переменные затраты растут прямо пропорционально объему выпущенной продукции (оказанных услуг) увеличение выручки от реализации повлекло за собой увеличение себестоимости в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 425168 тыс.руб. или на 164,3%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 24728 тыс.руб. или на 2,3%.
Для расширенного воспроизводства получение прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста товарной продукции опережали темпы роста себестоимости. Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились на 3,05 коп., так как рост товарной продукции (169,1%) превысил темпы роста себестоимости (164,3%). Значительное снижение роста затрат на 1 руб. товарной продукции привело к увеличению прибыли от продаж на 52515 тыс. руб. или на 273,4%.
При росте товарной продукции в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 101,3% темпы роста себестоимости составили 102,3%, что привело к увеличению затрат на 1 руб. товарной продукции. В результате роста затрат на 1 руб. товарной продукции прибыль от реализации продукции имела тенденцию к снижению.
В 2010 году прибыль от продаж ООО «Автозаводстрой» составила 82799 тыс. рублей, что в сравнении с 2009 годом меньше на 9513 тыс. руб. или на 11,5%. Снижение экономических показателей деятельности ООО «Автозаводстрой» повлекло за снижение показателей рентабельности продукции, так рентабельность продукции в 2010 г. составила 6,6%, что ниже показателя 2009 г. на 1,03%, что, несомненно, является отрицательным моментом.
Таким образом, проанализировав динамику основных показателей можно сделать вывод о том, что наиболее результативным периодом функционирования предприятия ООО «Автозаводстрой» является 2009 год.
Для оценки финансово-хозяйственной деятельности проведем экспресс-анализ финансового состояния ООО «Автозаводстрой». Результаты экспресс-анализа финансового состояния ООО «Автозаводстрой» за 2008 – 2010 гг. представим в таблице 2.2.
На основе выполненных в таблице 2.2 расчетов можно сделать следующие выводы о финансовом состоянии ООО «Автозаводстрой» за 2008 – 2009 гг.:
- валюта баланса за