Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:38, курсовая работа
Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия;
- изучить порядок формирования и распределения прибыли, а также изложить методику ее анализа;
- провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыль от реализации как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции, рассчитать показатели;
- рентабельности;
- определить основные пути повышения эффективности деятельности и финансовых результатов предприятия.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………………6
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов предприятия…6
1.2 Механизм формирования прибыли предприятия…………………..12
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия и рентабельности…………………………………………………………………….16
2. Анализ финансовых результатов на примере предприятия ООО «Автозаводстрой»……………………………………………………………….....21
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автозаводстрой»…..21
2.2 Основные показатели деятельности ООО «Автозаводстрой»……..22
2.3 Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия.…….28
2.4 Факторный анализ прибыли предприятия……………………....…….35
2.5 Оценка рентабельности деятельности предприятия……………….....41
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………..45
3.1 Зарубежный опыт управления финансовыми результатами и повышения эффективности деятельности предприятия……………………45
3.2 Авторские пути повышения прибыли ООО «Автозаводстрой»….…52
Заключение……………………………………………………………………62
Список литературы……………………………………………………..…….67
Приложение А ………………………………………………………………..69
Приложение Б ………………………………………………………………...70
Приложение В ………………………………………………………………..71
Приложение Г ………………………………………………………………...72
Приложение Д ………………………………………………………………….73
Для того чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, выполним их пересчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации, результаты перерасчета представим в таблице 3.1.
На рисунке 3.1 представлена структура фактических затрат на произ-водство продукции ООО «Автозаводстрой» в пересчете на 1 руб. товарной продукции в 2010 г.
Рисунок 3.1 – Структура фактических затрат на производство продукции в пересчете на 1 руб. товарной продукции в 2010 г.
В качестве базового показателя приняты плановые показатели 2010 г.
Как показывают данные таблицы 3.1, на предприятии ООО «Автозаводстрой» имеются резервы снижения себестоимости продукции за счет незначительного уменьшения материальных затрат и прочих затрат.
Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции равно:
(0,32 + 0,09) - (0,3 + 0,086) = 0,024 руб.
Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2010 г. составила 1110487 тыс. руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. товарной продукции равна:
1110487 - (1110487 * 0,024) = 1083835,3 тыс. руб.
Таким образом, за счет снижения себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме:
1110487 – 1083835,3 = 26651,7 тыс. руб.
Следовательно, возможная прибыль от продаж с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 10% (80614,6 тыс. руб.) и снижения себестоимости (26651,7 тыс. руб.) составит:
73286 + 80614,6 + 26651,7 = 180552,3 тыс. руб.
А это в свою очередь положительно скажется на повышении рентабельности расходов по обычным видам деятельности.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж может быть использована следующая формула:
, (3.6)
где PR – резерв роста рентабельности;
Пф – фактическая сумма прибыли;
РП – резерв роста прибыли от продаж;
СВ – возможная себестоимость продукции с учетом выявленных резервов;
Иф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Подставив все известные данные в формулу (3.6), вычислим резерв увеличения рентабельности производственной деятельности ООО «Автозаводстрой» за счет действия названных выше факторов:
Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 10%, снижении на 0,024 руб. затрат на 1 руб. товарной продукции, предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 180552,3 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость затрат) на 10,05%.
На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рента-бельности ООО «Автозаводстрой» можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли:
Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ООО «Автозаводстрой», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:
Заключение
Проведенное теоретическое исследование и практический анализ формирования и рационального использования прибыли предприятия, позволили нам сделать следующие выводы.
Прибыль — основная цель предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Она является интегральным (обобщающим) критерием конкретной производственно-торговой деятельности.
Прибыль — основной внутренний источник образования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие организации. Она создает высокий уровень самофинансирования его развития, что повышает конкурентные позиции на товарном и финансовом рынках. Она выступает основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Оно быстрее выходит из кризисного состояния, если имеет высокий потенциал генерирования прибыли.
Основным источником формирования финансовых результатов торгового предприятия являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). Предприятиям оптовой и розничной торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок).
Общим для всех показателей прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказываются меньше расходов, имеет место убыток. При анализе формирования прибыли необходимо вскрыть все причины и факторы, вызвавшие убыток. Прибыль предприятие получает в том случае, если доходами покрываются расходы.
При анализе формирования прибыли необходимо вскрыть все причины и факторы, вызвавшие убыток. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материальные ресурсы, нормы амортизационных отчислений. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности за 2008 – 2009 гг. показали, что предприятие достигло высоких показателей деятельности. Выручка увеличилась на 69,1%, прибыль от продаж на 173,4%, чистая прибыль на 842,6%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции или оказываемых услуг. Показатель рентабельности продаж по общей прибыли увеличился - на 2,7%, а рентабельность продаж по чистой прибыли на 3,12%. Краткосрочные обязательства предприятия увеличились на 11,1%, и темпы их роста не превышают темпы увеличения выручки от реализации. Это свидетельствует о платежеспособности предприятия. Также в данный период 2008 – 2009 гг. предприятию ООО «Автозаводстрой» удалось добиться выполнения «золотого» правила эффективного бизнеса:
В 2009 – 2010 гг. финансовое состояние ООО «Автозаводстрой» ухудшилось, об этом свидетельствует снижение показателей финансовой деятельности предприятия, так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%. Снижение показателей прибыли повлекло за собой уменьшение показателя рентабельности продаж по общей прибыли - на 0,9%, а рентабельности продаж по чистой прибыли на 1,73%. Как следствие, наблюдается рост краткосрочных обязательств на 22,9%, и темпы их роста превышают темпы увеличения выручки от реализации. Наблюдается также темп роста дебиторской задолженности и запасов и они существенно выше темпов роста выручки, следовательно, происходит излишнее отвлечение денежных средств в оборотных активах, это свидетельствует об ухудшении платежеспособности предприятия ООО «Автозаводстрой» в 2010 году.
Анализ динамики прибыли показал, что, несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» в 2009 году, наблюдается спад деловой активности к 2010 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2010 г. от показателей 2009 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ООО «Автозаводстрой» на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.
Результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воз-действие всех исследуемых элементов в 2009 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ООО «Автозаводстрой» увеличилась на 14983 тыс. руб. В 2010 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж ООО «Автозаводстрой» в 2010 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.
Высокие значения показателей рентабельности в 2009 году свидетельствуют об эффективности деятельности ООО «Автозаводстрой» в данный период. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. все показатели рентабельности ООО «Автозаводстрой» снизились, однако были не ниже уровня 2008 года. Это свидетельствует об улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в 2010 году в сравнении с 2008 годом.
Оценка безубыточности производства продукции подтверждает факт, что на протяжении трех лет предприятие ООО «Автозаводстрой» имеет безубыточный оборот от основной деятельности. В 2008 г. предприятие ООО «Автозаводстрой» преодолело порог рентабельности при достижении объема продаж на сумму 71610,9 тыс.руб., в 2009 г. – 62263,2 тыс. руб., в 2010 г. – 81911,2 тыс. руб. Рост точки безубыточности обеспечен прежде всего с увеличением постоянных затрат, что требовало повышения выручки от продажи продукции и услуг и воздействием на рыночный спрос с помощью эффективной маркетинговой политики. Положи-тельным моментом на протяжении анализируемого периода в деятельности предприятия можно считать достаточно высокие показатели зоны безопасности и запаса финансовой прочности.
На основе проведенного анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности ООО «Автозаводстрой» можно сделать выводы о том, что на исследуемом предприятии имеются следующие резервы повышения прибыли:
Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ООО «Автозаводстрой», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:
Все выше перечисленные мероприятия позволят увеличить прибыль от основной деятельности на предприятии ООО «Автозаводстрой».
Список литературы
1. Аврашков, Л.О. нормативной базе для финансово – экономического состояния предприятия // Аудитор. – 2008. №2. – С. 26 – 33.
2. Бюзин, А.Я. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - М.:ИНФРА-
М, 2008.- 345с.
3. Воронин, С.О. методике расчета рентабельности в реальном секторе экономики // Общество и экономика. – 2007. - №2. – С. 84 – 99.
4. Воронова, Е.Ю. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»: количественный и стоимостный подходы // Аудитор. – 2007. – №10. – С. 46 – 52.
5. Грачев, А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: - М.: Финансы и статистика, 2008.- 245с.
6. Зимакова, Л.А. Методические и практические основы управленческой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №1. – С. 7–16.
7. Лумпов, Н. А. Формула прибыли: учет различных видов деятельности // Финансовый менеджмент. – 2007. -№6. – С. 5 -24.