Анализ финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предложить основные направления их увеличения.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты оценки финансовых результатов предприятия;
- изучить порядок формирования и распределения прибыли, а также изложить методику ее анализа;
- провести оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: прибыль от реализации как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции, рассчитать показатели;
- рентабельности;
- определить основные пути повышения эффективности деятельности и финансовых результатов предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия…………………………………………………………………………6
1.1 Экономическая сущность финансовых результатов предприятия…6
1.2 Механизм формирования прибыли предприятия…………………..12
1.3 Методика анализа финансовых результатов предприятия и рентабельности…………………………………………………………………….16
2. Анализ финансовых результатов на примере предприятия ООО «Автозаводстрой»……………………………………………………………….....21
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Автозаводстрой»…..21
2.2 Основные показатели деятельности ООО «Автозаводстрой»……..22
2.3 Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия.…….28
2.4 Факторный анализ прибыли предприятия……………………....…….35
2.5 Оценка рентабельности деятельности предприятия……………….....41
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия………………………………………………………………………..45
3.1 Зарубежный опыт управления финансовыми результатами и повышения эффективности деятельности предприятия……………………45
3.2 Авторские пути повышения прибыли ООО «Автозаводстрой»….…52
Заключение……………………………………………………………………62
Список литературы……………………………………………………..…….67
Приложение А ………………………………………………………………..69
Приложение Б ………………………………………………………………...70
Приложение В ………………………………………………………………..71
Приложение Г ………………………………………………………………...72
Приложение Д ………………………………………………………………….73

Файлы: 1 файл

Курсовая Анализ финансовых результатов.doc

— 657.00 Кб (Скачать файл)

 

За анализируемый период 2008 — 2010 гг. темпы прироста чистой прибыли составили 842,6% и -44,78%, а в абсолютном выражении чистая прибыль увеличилась в 2009 году на 39813 тыс.руб., а в 2010 году снизилась на 19943 тыс. руб. соответственно.

При этом темп роста прибыли от реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом был заметно ниже, т.е. 173,41%, следовательно, прирост чистой прибыли был обеспечен за счет влияния других факторов, в частности — за счет сокращения отрицательного сальдо прочих доходов и расходов на 502 тыс. руб. в 2009 г. Следует отметить, что несмотря на положительную динамику этого показателя, в 2010 году показатели по чистой прибыли не достигли требуемой величины. Чистая прибыль в 2010 г. составила 24595 тыс. руб., что на 19943 тыс. руб. меньше, чем в 2009 году. Факторы изменения объема чистой прибыли рассчитываются способом сравнения. При этом необходимо учитывать, что изменение налога на прибыль на величину чистой прибыли оказывает влияние, обратное по знаку.

Итак, отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2010 г. от показателей 2009 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.

Прибыль формируется под воздействием самых различных факторов, которые имеют разнонаправленное влияние, увеличивая или уменьшая ее объем. Отрицательное действие одних факторов способно снизить или полностью превзойти положительное влияние других. Негативное воздействие факторов следует рассматривать отдельно, устанавливая конкретную причину каждого для определения основных резервов повышения эффективности, разработки предложений, направленных на повышение прибыли. Поэтому следующим этапом аналитического исследования должно стать определение причин снижающейся динамики и недополучения запланированной величины финансово-хозяйственного результата ООО «Автозаводстрой».

Факторы формирования показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» за 2008 – 2010 гг. представим в Приложении Б.

Влияние на изменение валовой прибыли объема реализации продукции и себестоимости ООО «Автозаводстрой» рассмотрим по абсолютным отклонениям этих показателей. За 2009 год основной прирост валовой прибыли в сумме 477683 тыс. руб. произошел за счет увеличения выручки от реализации, себестоимость способствовала снижению валовой прибыли на 425168 тыс. руб. (Приложение А). В 2010 г. ситуация изменилась в сторону уменьшения себестоимости на 24728 тыс. руб. и незначительного роста выручки от реализации на 15215 тыс.руб., и это стало основным фактором снижения валовой прибыли. Это не могло не сказаться на остальных показателях прибыли: снижение прибыли от реализации на 9513 тыс.руб. было предопределено ростом себестоимости реализованной продукции. Увеличение прочих доходов на 223 тыс. руб. и рост прочих расходов на 12333 тыс. руб. вызвали снижение прибыли до налогообложения на 23064 тыс. руб. В результате чистая прибыль уменьшилась на 19943 тыс. руб. и составила 24595 тыс.руб.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что снижение показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» в 2010 г. объясняется проблемами в сфере сбыта, т. е. имели место внешние факторы, возможно, такие как начавшийся мировой финансовый кризис и как следствие неблагоприятная рыночная конъюнктура, падение спроса на выпускаемую продукцию и т. п.

Несомненно, положительным фактором является снижение себестоимости, доля которой в выручке от реализации снизилась на 1,81%: с 95,62% в 2008 г. до 93,81 % в 2010 г. Снижение доли себестоимости в выручке от реализации за период 2008 – 2010 гг. повлекло за собой:

- увеличение доли прибыли от  продаж на 1,81пункта: с 4,38% в 2008 г. до 6,19% в 2010 г.;

- рост доли прибыли до налогообложения ООО «Автозаводстрой» на 1,92 пункта: с 1,45% в 2008 г. до 3,37 в 2010 г.;

- увеличение доли чистой прибыли на 1,4 пункта: с 0,68% в 2008 г. до 2,08% в 2010 г.

Так как в условиях рыночной экономики главной целью хозяйственно-финансовой деятельности любой организации должна быть прибыль, поэтому необходимо обращать внимание на качество прибыли, что важно для объективной оценки деятельности организации с позиции всех заинтересованных субъектов рыночных отношений.

Качество прибыли зависит от множества факторов, но в целом они характеризуют два признака «качественности» прибыли это стабильность в доходах и адекватность ее оценки. Стабильными можно назвать доходы, которые отличаются относительным постоянством на протяжении длительного периода времени и вследствие этого могут легко прогнозироваться на перспективу. Чем больше стабильность в доходах, тем выше качество прибыли. Стабильность свойственна прежде всею доходам от основной деятельности (прибыли от продаж) по сравнению с другими источниками.

В качестве исследуемого показателя целесообразно использовать показатель прибыли в расчете на одного занятого. Анализ данного показателя выполнен по трем позициям: прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли (см. таблицу 2.5) Выполненный анализ свидетельствует о том, что в 2009 г. показатели прибыли от продаж и чистой прибыли в расчете на одного занятого в ООО «Автозаводстрой» были наиболее высокими за весь рассматриваемый период – соот-ветственно 40,75 тыс.руб./чел. и 21,92 тыс.руб./чел.

          Таблица 2.5 – Анализ прибыли (убытка) ООО «Автозаводстрой» в расчете на одного занятого.

 

 

Показатель

2008 г. тыс. руб.

2009 г. тыс. руб.

2010 г. тыс. руб.

Откл. (+, -)

Темп роста, %

       

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Численность занятых, чел.

1981

2032

2055

51

23

102,6

101,1

Прибыль от продаж, тыс. руб. /чел.

15,29

40,75

35,66

25,46

-5,09

266,5

87,5

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. /чел.

5,07

31,01

19,44

25,94

-11,57

611,7

62,7

Чистая прибыль, тыс. руб. /чел.

2,39

21,92

11,97

19,53

-9,95

918,9

54,6


 

Показатели прибыли в расчете на одного занятого 2010 г. также характеризуются положительной динамикой, но они незначительно ниже показателей 2009 г., однако выше показателей 2008 г., поэтому целесообразно сравнивать между собой результаты 2010 г. с 2008 г.

Также высокое качество прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня затрат, а низкое качество - ростом цен на продукцию без увеличения ее выпуска и продажи в натуральных измерителях.

Таким образом, по данным проведенного практического анализа можно сделать следующий вывод: несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ООО «Автозаводстрой» в 2009 году, наблюдается спад деловой активности к 2010 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям. Отрицательное влияние на величину чистой прибыли в 2010 г. от показателей 2009 г. распределилось следующим образом: 9513 тыс. руб. приходится на сокращение прибыли от реализации, 13596 тыс. руб. составили потери чистой прибыли за счет отрицательного сальдо от прочих доходов и расходов. Уменьшение налога на прибыль ООО «Автозаводстрой» на 3166 тыс. руб. имело также отрицательное влияние.

 

2.4  Факторный анализ прибыли предприятия

Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации.

К внешним факторам относятся:

- рыночно-конъюнктурные факторы (повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров);

  • уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции;
  • хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

  - материально-технические (проведение модернизации и реконструкции     материально-технической базы предприятия);

  - организационно-управленческие (разработка стратегии и тактики деятельности и развития предприятия, информационное обеспечение процесса принятия решения);

  - экономические (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, рентабельности, налоговое планирование);

  - социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Для аналитического исследования прибыли ООО «Автозаводстрой» проведем факторный анализ прибыли от реализации (в числе факторов – статьи калькуляции). Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представим в Приложениях Б - В.

Расчеты проведем при условии роста цен на 13,3 % в 2009 г. и на 14,8% в 2010 г., что отражено в таблице 2.6.

Информация, представленная в таблице 2.6, свидетельствует о том, что выручка от реализации в сопоставимых ценах в 2009 году составила 1031384 (1168558 / 1,133), в 2010 году - 1040222 тыс. руб. (1183773 / 1,138). Если из выручки анализируемого периода вычесть ее величину, скорректированную на индекс цен, то полученная разность укажет на прирост выручки за счет прироста цены реализации. Следовательно, рост выручки за счет увеличения цены составил 137174 (1168558 - 1031384) и 143551 тыс. руб. (1183773 - 1040222) в 2009 и 2010 гг. соответственно. Ценовой фактор, таким образом, играл решающее влияние на общий прирост выручки от реализации в 2009 и в 2010 гг.

Таблица 2.6 – Промежуточные расчеты по факторному анализу прибыли от продаж ООО «Автозаводстрой» за 2008-2010 гг., тыс.руб.

Показатель

2009 г.

2010 г.

Темп инфляции, %

13,3

13,8

Выручка в сопоставимых ценах

1 031 384

1 040 222

Прирост выручки за счет объема

340 509

(128 336)

Прирост выручки за счет цены

137 174

143 551


 

Влияние изменения объема реализованной продукции на сумму выручки рассчитывается разностью между скорректированной выручкой и выручкой предыдущего периода. Прирост объемного фактора в выручке от продаж в 2009 г. составил 340509 тыс. руб. (11031384 - 690875), а в 2010 г. выручка потеряла 128336 тыс. руб. за счет снижения количества реализованной продукции.

Алгоритм расчета влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации ООО «Автозаводстрой» представим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от реализации за 2008-2010 гг., тыс.руб.

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

Прирост прибыли за счет фактора

2009 г.к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Изменение объема продаж

14 983

(9 112)

Изменение цены реализации

6 036

10 192

Изменение себестоимости

31 496

(10 593)

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

52515

(9513)


 

Данные таблицы 2.7 показывают, что результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2009 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ООО «Автозаводстрой» увеличилась на 14983 тыс. руб. В 2010 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж в 2010 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.

Тем не менее объективная оценка влияния себестоимости на прибыль за счет эффективного использования производственных ресурсов может быть дана при наличии информации об уровне и динамике затрат на единицу продукции.

Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что общий подъем прибыли от реализации был вызван прямо или опосредованно ростом цены реализации, поэтому результаты деятельности не являются следствием активной деловой политики, конструктивных управленческих решений.

Далее проведем факторный анализ прибыли от продаж предприятия ООО «Автозаводстрой» (в числе факторов – элементы расходов).

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации представим в Приложениях Г –Д.

Факторы второго порядка (материальные, трудовые, амортизационные, прочие затраты) определяются аналогично.

Расчет влияния их на прирост прибыли от реализации представим в таблице 2.8.

Данные таблицы 2.8 позволяют сделать выводы о причинах снижения прибыли от продаж в 2010 году на 62028 тыс. руб. и определить возможные направления внутреннего анализа в целях более тщательного рассмотрения этих причин. Как следует из данных Приложения 5, все показатели ресурсоемкости в 2009 году (за исключением материалоемкости) увеличились. Это свидетельствует о том, что основной причиной снижения прибыли со стороны затрат явились именно материальные затраты, то есть их рост, опережающий рост выручки. Со стороны выручки негативного влияния на прибыль не выявлено (см. табл. 2.7), поскольку имеет место положительный прирост выручки за счет цен и объема производства. 

        Таблица 2.8 – Расчет влияния факторов второго порядка на прибыль от реализации за 2008-2010 гг., тыс.руб.

Факторы, влияющие на прибыль от продаж

Прирост прибыли за счет фактора

2009 г.к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

Изменение объема продаж

14 983

(9 112)

Изменение цены реализации

6 036

10 192

Материалоемкость

(46 742)

36697

Зарплатоемкость

110958

(41371)

Амортизациоемкость

1168

(1184)

Ресурсоемкость по прочим расходам

(33888)

(4735)

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

52515

(9513)

Информация о работе Анализ финансовых результатов