Анализ формирования и распределения прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Содержание работы

Введение 3
1. Прибыль как конечный результат деятельности предприятия 5
1.1 Понятие и виды прибыли 5
1.2 Методика анализа распределения чистой прибыли 12
1.3 Расчет резервов увеличения прибыли 12
2. Анализ прибыли БКУТП Оптовая база «Бакалея» 15
2.1 Краткая характеристика БКУТП Оптовая база «Бакалея» 15
2.2 Динамика основных показателей БКУТП Оптовая база «Бакалея».15
2.3 Анализ состава и динамики прибыли БКУТП Оптовая база
«Бакалея» 17
2.4 Анализ налогооблагаемой прибыли БКУТП Оптовая база
«Бакалея» 18
2.5 Факторный анализ формирования чистой прибыли предприятия 19
2.6 Прогнозирование прибыли от реализации продукции 20
3. Анализ распределения и резервов увеличения прибыли БКУТП
Оптовая база «Бакалея» 22
3.1 Анализ распределения прибыли БКУТП Оптовая база «Бакалея» 22
3.2 Анализ резервов увеличения прибыли БКУТП Оптовая база
«Бакалея» 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение 25

Файлы: 1 файл

Анализ формирования и использования прибыли предприятия на примере.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

     где ПБ - балансовая прибыль;

     ПР - прибыль от реализации товаров;

     ПП - прибыль от прочей реализации;

     ВР - внереализационные результаты.

     Количественное  изменение каждого фактора равно  влиянию этого фактора на изменение балансовой прибыли.

     Чистая  прибыль – сумма прибыли, которая  остается в распоряжении предприятия  после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Величина суммы чистой прибыли зависит от факторов изменения прибыли до налогообложения и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей ее сумме, а именно доли налогов, экономических санкций и др. (рисунок 2).

     Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширение производства, работники заинтересованы в повышении их доли в использовании прибыли, а государство стремится получить как можно больше прибыли в бюджет. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, отчислений в фонды предприятия. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовая отчетность ф.2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия.

     Механизм  анализа формирования и распределения  прибыли представлен на рисунке 3. 

     1.2 Методика анализа  распределения чистой  прибыли 

     В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли в динамике и выяснить факторы, определяющие распределение прибыли. Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть3:

  • изменение суммы чистой прибыли (ЧП);
  • изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли (Дотч):

 

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        (2)

     Способом  абсолютных разниц можно рассчитать, как изменялась сумма отчислений в соответствующий фонд за счет:

     а) доли отчислений от чистой прибыли

      (3)

     б) суммы  чистой прибыли

      (4)

     Зная  факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:

      (5)

     Полученные  результаты покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли. 

     1.3 Расчет резервов  увеличения прибыли 

     Под хозяйственными резервами понимают возможности повышения эффективности  деятельности предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

     Резервы роста прибыли – это количественно  измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения внереализационных убытков, совершенствования структуры продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением. В общем виде резервы увеличения прибыли можно представить на рисунке 4.  

     

     Рисунок 4 - Схема подсчета резервов роста  прибыли 

     При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.

     Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:

      (6)

     где – резерв увеличения суммы прибыли;

     П –  плановая сумма прибыли на единицу  i-ой продукции;

     РПi – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

     Для выявления и подсчета резервов роста  прибыли за счет снижения себестоимости  может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу для сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный; достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран. При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

      (7)

     где – резерв снижения себестоимости продукции за счет i – го вида ресурсов;

      – фактический уровень использования  i-го вида производственных ресурсов;

       – потенциальный (возможный) уровень использования i-го вида производственных ресурсов.

     Обобщающая  количественная оценка общей суммы  резерва снижения себестоимости  продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

      (8)

     где - общая величина резерва снижения себестоимости продукции. Результаты анализа прибыли за отчетный период (год) используются для определения направлений поиска резервов ее роста на последующий период. Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

      (9)

     где ΔУДi - изменение удельного веса каждого сорта;

     Цiпл - отпускная цена соответствующего сорта;

      - возможный объем реализации  продукции.

 

      2. Анализ прибыли  и рентабельности  БКУТП Оптовая  база «Бакалея» 

     2.1 Краткая характеристика  БКУТП Оптовая  база «Бакалея» 

     БКУТП Оптовая база «Бакалея» располагается  по адресу: Могилевская область, г. Бобруйск, ул. Ново-шоссейная, 39-а.

     В соответствии с уставом, БКУТП Оптовая база «Бакалея» является правопреемникам ГП Бобруйская межрайонная база по оптовой торговле бакалейными товарами «Бакалея. Имущество предприятия относится к государственной форме собственности и находится в коммунальной собственности Могилевской области (областная коммунальная собственность). Государственным органом, уполномоченным управлять предприятием и закрепленным за ним имуществом, является Управление торговли, общественного питания и потребительских товаров Могилевского облисполкома. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба и указанием наименования, а также др. необходимые печати и штампы.

     Предприятие вправе от своего имени заключать  договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Основной целью деятельности Предприятия является извлечение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей жителей Могилевской области, города Бобруйска в продовольственных товарах. В соответствии с целями деятельности и законодательством РБ предметом деятельности Предприятия является оптовая торговля продовольственными товарами, в том числе следующие виды деятельности:

     1. оптовая  торговля пищевыми продуктами, напитками  и табачными изделиями; в том  числе: оптовая торговля алкогольными и другими напитками; оптовая торговля табачными изделиями;

     2. грузовой  сухопутный транспорт;

     3. хранение  и складирование;

     4. транспортно-экспедиционная  деятельность.

     Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя их спроса на товары, продукцию, оказываемые работы и услуги. 

     2.2 Динамика основных  показателей БКУТП  Оптовая база «Бакалея» 

     Рассмотрим  динамику показателей результатов  деятельности БКУТП Оптовая база «Бакалея» за 2005-2007 гг. (таблица 2).

     Таблица 2 – Динамика показателей финансовых результатов деятельности БКУТП Оптовая база «Бакалея» за 2005-2007 гг.

Показатели Ед. изм. 2005 г. 2006 г. Изменение, +,- Темп роста, % 2006 г. 2007 г. Изменение, +,- Темп роста, %
Выручка от реализации продукции, работ, услуг млн. руб. 9003 17696 +8966 196,6 17696 31008 +13312 172,6
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 8964 17560 +8596 204,3 17560 30753 +13193 175,1
Среднесписочная численность чел. 102 132 +20 129,4 132 138 +6 104,5
Фонд  заработной платы млн. руб. 304,0 691,0 +387,0 227,6 691,0 889,4 +198 128,7
Удельный  вес ФЗП в выручке % 3,4 3,9 +0,5 - 3,9 2,9 -1 -
Среднемесячная  зарплата руб. 233662 425126 +191464 181,9 425126 533756 +108630 125,6
Дебиторская задолженность млн. руб. 206 278 +72 135,1 278 531 +253 191,0
Кредиторская  задолженность млн. руб. 244 478 +234 196,0 478 1015 +537 212,3
Прибыль за отчетный период тыс. руб. 35950 131 449 +95 499 365,6 131449 189000 +57 551 143,8
Рентабельность (убыточность) предприятия % 0,4 7,4 +7 - 7,4 6,1 -1,3 -

Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли на предприятии