Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
изучить содержание и основные формы государственного долга;
рассмотреть сущность государственного кредита, как одной из основных форм государственных заимствований, в социально-экономическом аспекте;
– разработка и совершенствование процедур учета операций по управлению государственным долгом;
– разработка единых процедур оценки эффективности заимствований, а также методологии и процедур анализа портфеля долговых обязательств;
– установление механизмов и процедур взаимодействия в области кассового исполнения федерального бюджета и управления государственным долгом;
– разработка процедур и механизмов взаимодействия Минфина России и Банка России в области взаимоотношений с международными рейтинговыми агентствами;
– разработка процедур и механизмов взаимодействия с международными финансовыми организациями. [34, 62]
2) Создание правовых основ
– Разработка и внесение в установленном порядке для принятия Федеральным Собранием проекта закона о государственном долге.
Указанный законопроект должен включать:
– определение государственного внутреннего и внешнего долга, структуры и форм долговых инструментов;
– полномочия исполнительной и законодательной власти в области заимствований и управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
– основные принципы управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
– порядок принятия решений в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
– процедуры, нормы и правила по управлений государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
– порядок взаимодействия министерств и ведомств по вопросам взаимоотношений с иностранными инвесторами, международными финансовыми организациями, международными рейтинговыми агентствами;
– процедуры и порядок надзора и аудита в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями.
– Изменения в действующее законодательство Российской Федерации (Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативные акты), позволяющие обеспечить:
– правовые основы по оперативному управлению государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями;
– правовые основы в области методологии учета государственных обязательств и активов, связанных с долговыми операциями;
- правовые основы контроля за
долговыми обязательствами
– Упорядочение и кодификация действующих законов и иных нормативно-правовых актов в области управления государственным долгом.
3) Создание единой системы учета государственного долга. Система должна предусматривать:
– единую методологию учета, включая учет долговых обязательств;
– интегрированную автоматизированную базу данных на основе системы аналитического и синтетического учета обязательств по каждому соглашению, выверки расчетов по обслуживанию и погашению долга, расчета и прогноза платежей по погашению и обслуживанию долга;
– систему бухгалтерского и статистического учета долговых обязательств государства, включая их регулярную переоценку по рыночной стоимости;
– систему текущего и последующего контроля за расчетами по погашению и обслуживанию долга, рыночными операциями с задолженностью и активами, связанными с долговыми операциями.
4) Создание системы анализа и управления рисками, связанными со структурой государственного долга и активов
Система должна включать анализ и управление рисками:
– ликвидности;
– риск ограничения доступа к внутреннему и внешнему рынкам капитала;
– риск концентрации платежей в определенном временном отрезке, связанный со структурой долга по срокам погашения;
– изменения стоимости обслуживания долга (процентный риск);
– учет, ведение и управление единой процентной позицией федерального бюджета;
– риск несоответствия фиксированной ставки текущим рыночным ставкам;
– риск изменения плавающих процентных ставок (ставки купона) и премии по государственным долговым обязательствам при их рефинансировании;
– валютным риском - учет и управление единой валютной позицией федерального бюджета.
Система анализа рисков, связанных со структурой государственного долга и активов, связанных с долговыми операциями, должна, в том числе, предусматривать мониторинг и анализ влияния макроэкономических факторов, эволюции платежного баланса, фискальных рисков на способность погашать и обслуживать государственную задолженность (оптимальный размер долга и объем заимствований, оптимальные стоимостные параметры долга и заимствований). [19, 55]
5) Внедрение стратегического и текущего планирования в области управления государственным долгом
Разработка стратегии должна основываться на следующих элементах:
– анализ и прогноз развития экономики, как основы для определения приемлемого уровня государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению;
– анализ и прогноз фискальной и бюджетной политики государства, включая доходы и расходы бюджета;
– анализ и прогноз платежного баланса, движения золотовалютных резервов, движения курсов основных мировых валют;
– прогноз динамики внутреннего и международного финансовых рынков, способности государства осуществлять внешние и внутренние заимствования на приемлемых условиях;
– анализ и прогноз платежей по погашению и обслуживанию государственного долга.
Стратегия должна разрабатываться на срок не менее 5 лет и включать следующие основные моменты:
– политику в области обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга;
– политику в области внутренних и внешних заимствований;
– политику в отношении внутренних и внешних финансовых активов;
– план действий при возникновении кризисных ситуаций.
Стратегия должна утверждаться Правительством и служить основой для последующей разработки текущей годовой политики в области управления государственным долгом и активами, связанными с долговыми операциями, а также используется при разработке проектов законов о бюджете в части планирования расходов на обслуживание и погашение государственного долга и новых заимствований. [25, 14]
Текущая политика в области управления государственным долгом должна разрабатываться ежегодно в рамках долговой стратегии в тесной связи с бюджетным планированием и содержать детальные мероприятия в сфере государственного долга, включая программу действий.
Стратегия управления государственным долгом и разрабатываемые на ее основе ежегодные программы управления долгом должны включать помимо качественных и количественные показатели, позволяющие осуществлять мониторинг их реализации. Анализ результатов реализации годовых программ будет осуществляться ежеквартально, долговой стратегии – ежегодно. Стратегия будет корректироваться с учетом результата мониторинга соответствующих отчетов о реализации годовых программ.
Рассмотренные проблемы в области управления государственным внутренним и внешним долгом, которые существуют в РФ на сегодняшний день, позволили сформулировать мероприятия, способствующие оптимизации государственного долга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.
В соответствии с вышеуказанным делением государственного долга Российской Федерации во второй главе работы был проведён анализ государственных заимствований и его сравнение с другими показателями, позволяющее охарактеризовать платёжеспособность страны, и долговую нагрузку на РФ.
Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР – Россия целиком приняла на себя после распада Союза, и по состоянию на 1 января 1995 г. его величина составляла 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объёма государственного внешнего долга.
С 1995 г. по 1998 г. Российская Федерация продолжала активно проводить внешние заимствования, образовывая тем самым новый российский долг, что является второй частью внешнего долга РФ. Данные заимствования направлялись как на рефинансирование ранее взятых обязательств, так и на другие цели. В результате за вышеуказанный период внешний долг РФ увеличился до 149,3 млрд. долларов США (на 1 января 1999 г.), что является максимальной величиной внешних заимствований за анализируемый период.
После валютно-финансового кризиса и дефолта 1998 г. России как неплатёжеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свились к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить.
Кризис 1998 года показал опасность высоких объёмов задолженности и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 года, Правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними. С 1999 г. и по сегодняшний день наблюдается сокращение внешнего долга и по состоянию на 1 января 2010 г. он соответствует 37,6 млрд. долларов США, что является минимальной величиной за рассматриваемый период и одним из самых низких в Европе, а по относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объёмов ВВП страны. Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г., государственный долг Великобритании составил 68,2% ВВП, Германии – 72,5%, Франции – 77,4%, Канады – 81,6%, СГА – 83,2%, Италии – 115,8%, Японии – 217,6%.
Наибольший объём в структуре внешних заимствований Российской Федерации до 2005 г., включительно, приходился на кредиты правительств иностранных государств, а с 2006 г. и по сегодняшний день наибольший удельный вес имеют государственные ценные бумаги, которые включают в себя Еврооблигации и Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). На государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, приходится 72,66% от общей величины внешнего долга.
Наименьший удельный вес в структуре государственных внешних заимствований соответствует гарантиям, предоставляемые РФ в иностранной валюте.
Размер государственного долга в абсолютном выражении не даёт полного представления о состоянии экономики и платёжеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объёма государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из таких показателей является соотношение долга к экспорту.
Результаты расчётов по вышеуказанному показателю показывают, что его максимальное значение близкое к критическому приходится на начало 1999 г., что связано со значительным превышением государственного внешнего долга над экспортом РФ. Затем наблюдается его сокращение, что обусловлено уменьшением государственных внешних заимствований и увеличением экспорта РФ. Однако по состоянию на 1 января 2010 величина рассматриваемого показателя выросла, что связано со значительным снижением экспорта, вызванным последствием мирового финансового кризиса. Но данное увеличение находится в оптимальных рамках.
При сравнении государственных и частных заимствований РФ, до 2005 г. наблюдается преобладание первых в общей структуре долга страны. С 2005 г. негосударственный долг растёт стремительными темпами и по состоянию на 1 января 2010 г. на него приходится 92% от общей величины обязательств России, доля государственного долга соответствует 7,9%.
Анализ государственных внутренних заимствований с 1993 г. по 2010 г. показывает положительную динамику. За рассматриваемый период его величина выросла с 3,57 млрд. руб. до 2094,73 млрд. руб.
В большей своей части внутренний долг РФ выражен в государственных ценных бумагах. На 1 января 2010 г. они составляют 87,7% от общей величины внутреннего долга и представлены следующими видами государственных ценных бумаг:
– Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) (на них приходится 48% от общей величины государственных ценных бумаг);
– Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) (38%);
– Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) (7%);
– Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой (7%).
Кроме государственных ценных бумаг, внутренние заимствования РФ, выражены также в государственных гарантиях. На протяжении рассматриваемого периода их доля в общей сумме долга не значительна. На 1 января 2010 г. их удельный вес соответствует 12%.