Анализ государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
изучить содержание и основные формы государственного долга;
рассмотреть сущность государственного кредита, как одной из основных форм государственных заимствований, в социально-экономическом аспекте;

Файлы: 1 файл

02 Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время преобладающую часть в структуре государственного внешнего долга занимает задолженность перед международными финансовыми организациями (72,66%), наименьший удельный вес имеют гарантии предоставляемый Российской Федерацией в иностранной валюте (0,99%).

 

2.2 Анализ государственного внутреннего  долга Российской Федерации

 

Государственный внутренний долг Российской Федерации представляет собой долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»). Внутренние заимствования РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства могут быть выражены в трех формах: кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ: государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ: других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (например, долговых обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления).

Долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Управление государственным внутренним долгом РФ, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами. Обслуживание внутренних заимствований РФ производится ЦБ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Правительство РФ ежегодно не позднее мая текущего года должно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга РФ за предыдущий финансовый год. На основании этих данных, представленных на официальном сайте Министерства финансов РФ, проанализируем структуру и динамику внутренних заимствований РФ.

Как изображено на рис. 5, внутренние заимствования государства на всём протяжении рассматриваемого периода возрастают, за исключением 2001 г. и 2002 г. На 1 января 2001 г. государственные внутренние заимствования составляли 557,42 млрд. руб., что меньше на 20,81 млрд. руб. или на 3,6%, чем за предыдущий период. На следующий год снижение государственного внутреннего долга составило 23,91 млрд. руб. или 4,29% по сравнению с предшествующим годом и стало равняться 533,51 млрд. руб. Таким образом, за 1994-2009 г.г. государственный внутренний долг увеличился с 3,57 млрд. руб. до 2094,73 млрд. руб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Динамика государственного внутреннего долга

Российской Федерации с 1993 по 2010 г.г.

С 2008 г. наблюдается резкий рост внутренних займов государства. На 1 января внутренний долг составил 1301,15 млрд. руб., что на 236,27 млрд. руб. больше чем в предыдущем периоде. За 2009 г. внутренние обязательства выросли на 594,91 млрд. руб. Данные увеличения связаны с вплотную добравшимся до России мировым кризисом. Финансовые ресурсы, заимствованные у  населения и юридических лиц внутри страны, будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также предприятиями, отобранными и отнесёнными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны. [42]

Максимальное значение внутренних заимствований равняется 2094,73 млрд. руб. и соответствует 2010 г., минимальное составляет 3,57 млрд. руб. и приходится на 1993 г. (рис. 5).

Для финансирования федерального бюджета до середины 90-х годов использовались преимущественно кредиты ЦБ РФ. В 1995 г. было принято решение о прекращении практически кредитования Центробанком Правительства, и вся тяжесть покрытия бюджетного дефицита была перенесена на финансовый рынок. Однако уже в 1998 г. законодательные органы были вынуждены принять решение о предоставлении кредитов ЦБ РФ на  покрытие бюджетного дефицита. В законах о федеральном бюджете на 1999 г. и на 2000 г. принимались аналогичные решения. В частности, Законом о федеральном бюджете на 2000 г. предусмотрено выделение в целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета разрешить ЦБ РФ приобрести государственные ценные бумаги при их первичном размещении на сумму 30 млрд. руб.

Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый рынок означали развитие рынка государственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпущенных займов за счёт новых выпусков (рефинансирование долга) вели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка ценных бумаг.

Эмитентом ценных бумаг от имени РФ выступает Минфин РФ. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса РФ изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

На протяжении 1993-2010 г.г., в среднем, большая часть внутренних заимствований Российской Федерации была выражена в государственных ценных бумагах. Однако, как показали расчёты и как изображено на рис. 6, не всегда доля ценных бумаг в общей структуре долга была преобладающей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Динамика доли государственных ценных бумаг

от общей суммы внутренних заимствований РФ с 1993 г. по 2010 г.

По данным аналитической таблицы, представленной в приложении, минимальный удельный вес государственных ценных бумаг в общей структуре государственных обязательств был зафиксирован на 1 января 1994 г. и соответствовал 1,92%. Максимальная доля рассматриваемой категории приходилась на 1 января 2004 г. и равнялась 97,31%. Как видно на рис. 8, с 1997 г. государственных внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, занимает преобладающую часть в общей структуре долга. На 1 января 2010 г. доля ценных бумаг в общей сумме долга составила 87,7% (рис. 6).

Как изображено на рис. 7, абсолютная величина государственного долга, выраженного в ценных бумагах, на протяжении рассматриваемого периода возрастает, за исключением 2002 г., когда величина анализируемой категории снизилась по сравнению с предыдущим периодом на 20,78 млрд. руб. или на 3,91% и соответствовала 511,05 млрд. руб. Максимальное значение рассматриваемого вида государственного внутреннего долга соответствует 1 января 2010 г. и равняется 1837,17 млрд. руб., минимальное приходится на 1 января 1993 г. и составляет 0,09 млрд. руб.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Динамика государственного долга, выраженного

в ценных бумагах РФ с 1993 г. по 2010 г.

Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита РФ до августа 1998 г. занимали ГКО и ОФЗ. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые были выпущены в 1993 г. ГКО – краткосрочный заёмный инструмент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и на двенадцать месяцев.

Реализация ГКО осуществлялась со скидкой с номинала. В целях упрощения расчётов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погшение производится ЦБ РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счёт разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки. Основным недостатком этих ценных бумаг был исключительно короткий период их обращения – до одного года. Однако они сыграли важную роль в становлении отечественного рынка государственных ценных бумаг.

Именно на базе ГКО проходил наладку весь механизм выпуска размещения, регулирования и погашения государственных ценных бумаг, впервые создаваемый в России. ГКО стали тем инструментом, на котором учились работать с ценными бумагами коммерческие банка, население и другие инвесторы. Около пяти лет ГКО обеспечивали финансирование дефицита федерального бюджета и оставались основным заёмным инструментом РФ на внутреннем рынке.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился ещё двумя облигациями – облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) (несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном) и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпущенными в целях активного привлечения средств населения. Они выпускались в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре месяца, а затем в шесть. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпускались сроком на один год, позднее – на два, а после финансового кризиса 1998 г. появились ОФЗ со значительно большими сроками.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг привело к значительному изменению его состава и структуры в сторону увеличения доли долгосрочных ценных бумаг снижения, а позднее и отказу от выпуска краткосрочных ценных бумаг.

Как видно из таблицы, представленной в приложении, с 1 января 2007 г. на рынке РФ в обращении отсутствуют ГКО и все рыночные ценные бумаги представлены исключительно ОФЗ,

По срокам ОФЗ могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами ОФЗ могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Владелец облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

Минфин РФ на основании данных Генеральных условий принимает условия эмиссии ОФЗ и решение об эмиссии отдельного выпуска. ОФЗ одного выпуска равны между собой по объёму предоставляемых их владельцам прав.

Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ. Все сделки с ОФЗ заключаются и исполняются в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ через уполномоченные им организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской деятельности с РФЗ (далее – уполномоченные организации).

Денежные расчёты по сделкам с ОФЗ осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

ОФЗ выпускаются в документарной форме с обязательным централизованных хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые ОФЗ каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты, которого устанавливаются Министерством финансов РФ. Владельцы ОФЗ не имеют права требовать выдачи их на руки.

ОФЗ с амортизацией долго впервые были выпущены в 2002 г. Как и все ОФЗ, эти облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет) государственными ценными бумагами. Однако в отличие от ранее выпущенных погашение их номинальной стоимости осуществляется частим в даты, установленными решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированного на каждый купонный период отдельного выпуска облигации или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного доходов величина процентной ставки и купонного дохода по всем купонам объявляются не позднее, чем за два рабочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. С 2007 г. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) отсутствуют.

По состоянию на 1 января 2010 г. номинальная стоимость всех обращающихся на рынке облигаций РФ складывается следующим образом:

– Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 706,37 млрд. руб.

– Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 863,38 млрд. руб.

На 1 января 2010 не облигаций с переменным (ОФЗ-ПК) и фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) не зарегистрировано.

Кроме свободно обращающихся на рынке государственных ценных бумаг, Минфин для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов выпускает нерыночные ценные бумаги. В настоящее время нерыночные ценные бумаги представлены государственными сберегательными облигациями (ГСО). Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 г. №262 определены Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций. Облигации являются именной федеральной государственной ценной бумагой, выраженной в рублях, выпускаются в документарной форме и подлежат централизованному хранению.

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, который хранится в депозитарии. ГСО могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Облигации не могут приобретать нерезиденты РФ. Владельцами облигаций могут быть следующие юридические лица:

Информация о работе Анализ государственного долга РФ