Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:19, дипломная работа
Цель работы: изучение финансового состояния ООО «Древмаш», результатов его деятельности, расчет финансовых показателей, разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определение характеристики финансовой деятельности и понятия финансового анализа, его целей и задач;
- изучение основных методов и методик финансово-экономического анализа
Введение 3
1.Содержание и значение финансового анализа в деятельности
организации 6
1.1. Общая характеристика финансовой деятельности. Понятие финансового анализа 6
1.2. Цели и задачи финансового анализа 12
1.3. Основные методы и методика финансово-экономического
анализа 17
1.4. Информационное обеспечение финансового анализа 25
2. Анализ и оценка финансовой деятельности ООО «Древмаш» 29
2.1.Организационно-экономическая характеристика
ООО «Древмаш» 29
2.2.Анализ финансового состояния организации 31
2.2.1. Анализ финансовой устойчивости 36
2.2.2. Оценка показателей ликвидности и платежеспособности 42
2.2.3. Анализ показателей деловой активности (оборачиваемости) 48
2.3. Оценка финансовых результатов деятельности организации 52
3. Мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Древмаш» 58
3.1. Мероприятия по управлению кредиторской и дебиторской задолженностью компании 59
3.2. Факторинг, как мера улучшения финансового состояния 60
Заключение 70
Список литературы 73
- грамотная ценовая политика (удерживать цены на уровне конкурентов и как можно дольше их не повышать);
- удержание постоянных клиентов за счет повышения качества обслуживания, предоставления дополнительных бесплатных услуг и разработки программы лояльности;
- поиск новых рынков сбыта, стимулирование продаж; слияние, поглощение и кооперация с целью наращивания мощности бизнеса и увеличения возможностей.
Для исследуемой организации ООО «Древмаш» возможно применение следующих мероприятий для улучшению финансового состояния:
- Определение
оптимального объема
- Нормирование и планирование оборотных средств;
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
По результатам анализа основным отрицательным фактором в работе организации, является высокий размер дебиторской и кредиторской задолженности. Потому мы рассмотрим мероприятия по сокращению их размера.
3.1. Мероприятия по управлению кредиторской и дебиторской задолженностью компании
Доля высокой дебиторской задолженности говорит о том, что исследуемое нами предприятие предоставляет покупателям коммерческий кредит. При этом с одной стороны стимулируется сбыт продукции, с другой – за год инфляция обесценивает часть денег. Например, за год дебиторская задолженность в 10476 тыс. руб. при 7% инфляции (прогноз Минфина РФ на 2012г.) обесценится на 733 тыс. руб., не считая альтернативных издержек при размещении денег в финансовые вложения.
Затраты на финансирование дебиторской задолженности оцениваются исходя из стоимости собственного и заемного капитала. Чтобы погасить дебиторскую задолженность организации приходится брать краткосрочные кредиты, а это добавляет дополнительные расходы. В итоге получается «замкнутый круг»: рост дебиторской задолженности приводит к увеличению кредиторской задолженности, что и отражено в бухгалтерском балансе. Поэтому необходимо сократить уровень дебиторской задолженности, так как организация ООО «Древмаш», получив эти деньги, могла бы погасить существующую кредиторскую задолженность.
Для уменьшения суммы дебиторской задолженности необходимо:
1. Оформить взаимозачеты,
2. Пересмотреть условия
- Уменьшить в договорах срок платежа за выполняемые работы, реализуемую продукцию и другие оказываемые услуги.
- Предусмотреть в договорах штрафные санкции за несвоевременную оплату
3. Создать резервный фонд по сомнительным долгам
4. Применить процедуру факторинга
Для исследуемой организации можно порекомендовать применение процедуры факторинга, т.е. продать дебиторские долги банку, осуществляющему факторинговые операции, или другим финансовым организациям (факторинговым фирмам), и тогда высвободится сумма, которую можно присоединить к обороту.
3.2. Факторинг как мера
улучшения финансового
Факторинг – это комплекс услуг, предоставляемых поставщикам и производителям товаров (услуг) по финансированию и управлению дебиторской задолженностью.
Факторинг регулируется главой 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского Кодексом РФ. В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития, факторингом может заниматься любая организация, имеющая достаточные ресурсы для финансирования под уступку права требования.
Основные участники сделки по факторингу:
- Фактор (банк, факторинговая компания);
- Поставщик/Производитель товаров (клиент);
- Покупатель товаров, работающий на условиях отсрочки платежа (дебитор).
Факторинговые компании, практически всегда связаны а с банками. Это очевидно: необходимая техническая, информационная и методологическая база для проверки и поставщиков, и покупателей у финансовых учреждений есть (им без разницы, кого оценивать, – будущего заемщика по кредиту или будущих факторинговых клиентов).
В зависимости от отношений между поставщиком, покупателем и факторинговой компанией выделяются следующие основные виды факторинга (что законодательно эти виды не прописаны, они носят больше терминологический характер):.
1) Факторинг с регрессом (англ. recoursefactoring) — вид факторинга, при котором поставщик обязан вернуть денежные средства факторинговой компании в случае, если покупатель (дебитор) в оговоренное договором время не исполнил полностью обязательства по платежам (за поставку и вознаграждение фактору).
С одной стороны, факторинг с регрессом не очень интересен поставщикам: в случае неплатежеспособности дебитора (покупателя) убытки в конечном итоге придется нести кредитору. С другой стороны, комиссия фактора при таком виде финансирования существенно ниже, к тому же производитель не изымает собственные средства из оборота, что бывает критично для определенных производственных процессов.
2) Факторинг без регресса (англ.
nonrecoursefactoring) — вид факторинга, при
котором факторинговая
В России наиболее распространен факторинг с регрессом.
Услуги по факторингу включают:
- Финансирование поставщика — банк выплачивает до 90% от суммы поставки в адрес покупателей, находящихся в любой точке России
-Учет дебиторской
- Управление дебиторской
- Предоставление дополнительной
отсрочки, т.е. право пользования
денежными средствами по
Факторинг, по своей сути, – своеобразная форма кредитования конкретного покупателя под конкретную поставку, при этом кредитование беззалоговое, соответственно, риски покрытия возможных убытков вследствие неплатежей дебиторов как бы возвращаются «в случае чего» обратно поставщику.
При факторинге дебиторской задолженности фирма теряет право собственности на них ввиду их фактической продажи факторинговой фирме (фактор-фирме) (часто эту роль играет дочерняя банковская компания). Продажа обычно осуществляется "без оборота", что означает, что фирма-продавец не несет обязательств по той дебиторской задолженности, которую не удалось собрать фактор-фирме. Последняя имеет кредитный отдел и проводит кредитные проверки счетов. На основании проведенного им кредитного анализа фактор-фирма может отказаться приобрести некоторые счета, которые, как она полагает, являются слишком рискованными. Путем факторинга фирма часто освобождается от расходов, связанных с наличием у нее кредитного отдела и процессом сбора (инкассации) дебиторской задолженности.
Следовательно, факторинг может служить инструментом для привлечения субподрядчика (аутсорсинга) для сбора дебиторской задолженности и кредитования. Любой счет, который отказывается приобрести фактор-фирма, заключает в себе неприемлемую степень кредитного риска, если, конечно, фирма не пожелает признать этот риск своим и не отгрузит нужные товары.
Факторинговые операции производятся на основании контрактов, которые заключаются между фактор - фирмой и клиентом. Контракт часто заключается на один год, включает в себя условие об автоматическом возобновлении и может быть аннулирован только в случае подачи за 30-60 дней предварительного уведомления. Хотя обычная практика при использовании факторинга заключается в уведомлении клиентов о том, что их счета были проданы и платежи по ним должны напрямую передаваться фактор-фирме, во многих случаях такое уведомление не делается. Клиенты продолжают переводить платежи на счет фирмы, которая, в свою очередь, индоссирует их в пользу агента. Такая практика часто скрывается, чтобы клиенты не могли узнать, что их счета были проданы45.
Услуга заключается в предоставлении клиенту финансирования (до 100% от суммы поставленного товара) под уступку права требования к дебитору за отгруженный товар в пользу фактора, в день подачи товарно-транспортных документов в банк (надлежащим образом заверенные копии).
Договор о факторинговом обслуживании является двусторонним, и заключается между поставщиком товаров (клиент) и банком (фактор).
Продавец должен предоставить в банк за подписью покупателя (дебитора) уведомление (по форме банка), согласно которому, все оплаты за отгруженный товар будут осуществляться на счет банка.
По окончанию периода отсрочки платежа (согласно договору поставки между продавцом и покупателем), дебитор перечисляет денежные средства (в размере 100 %), за полученный ранее товар на счет банка;
Банк, из полученных средств (100 %), производит удержание суммы выплаченного финансирования (90 %) и причитающихся банку комиссий (согласно условиям генерального договора по факторингу);
Образовавшийся остаток денежных средств, перечисляется на расчетный счет клиента.
Таким образом, продолжая работать со своими покупателями на условиях отсрочки платежа (до 120 к.д. включительно), Поставщик получает деньги по факту отгрузки, устраняя тем самым дефицит оборотных средств.
Общая схема принципа факторинговой операции представлена на (рис.10), где цифры обозначают порядок осуществления операций.
Рис 10. Схема факторинга
Этапы факторинговой сделки выглядят следующим образом:
1) Продавец (клиент) отгружает товар покупателю (дебитору) на условиях отсрочки платежа;
2)Товарно-транспортные
3) Банк, на основании полученных
документов, осуществляет выплату
финансирования клиенту, в размере
90 % от суммы уступленных
Усложняет схему необходимость подписания трехстороннего договора между факторинговой компаний, поставщиком и потребителем (как правило, чем больше сторон задействовано в подписании юридических документов, тем больше времени это занимает).
Остановимся на его основных преимуществах, сопоставляя с кредитом, кредитной линией и овердрафтом. Прежде всего следует отметить сниженные требования к клиенту по сравнению с классическими продуктами. Так, при факторинге не требуется оформления залога, что делает его доступным даже для тех компаний, которые не имеют основных средств либо их основные средства уже находятся в залоге у банков. Также упрощена и сокращена во времени процедура принятия решения о начале факторингового обслуживания: достаточно предоставления документов в электронном виде. При этом договор факторинга заключается на неопределенный период. "Нельзя не отметить принципиальные отличия в установлении лимитов при факторинговом обслуживании от классического подхода банков при определении сумм кредита, кредитной линии или овердрафта. Факторинг является по своей сути финансированием под обеспечением активов (активом является дебиторская задолженность, качество которой оценивает фактор).46
Поставщику или производителю, безусловно, удобно, что он получает деньги сразу по факту получения продукции или услуг потребителем. В данном случае неважно, кто платит: клиент или фактор. Таким образом, не происходит вымывание оборотных средств, риски кассовых разрывов минимизируются. Применение факторинговых схем даёт поставщику дополнительное конкурентное преимущество: он, по сути, предоставляет товарный кредит (ну, или поставку с рассрочкой платежа).
Аналогично, удобно и покупателю, который может увеличить объемы закупок и заработать дополнительный маржинальный доход. По совокупности перечисленных факторов получается рост объемов и продаж, и производства. Но краеугольным камнем в этой схеме становится вопрос: «а кто будет платить за предоставленные факторинговой компанией ресурсы?». И здесь вопрос исключительно договоренностей между поставщиком и потребителями: как правило, чем дольше срок рассрочки – тем больше ставка за пользование деньгами факторинговой компании. Обычно, на практике, часть комиссии оплачивает поставщик (и это регулируется на уровне скидок), часть – покупатель (чтобы был стимул не затягивать со сроками окончательного платежа).
Интерес факторинговой компании понятен – она получает комиссионное вознаграждение за предоставленные деньги.
Безусловное преимущество факторинга перед обычным кредитованием – более высокая скорость рассмотрения документов и более «мягкие» требования и к документации, и к финансовому состоянию предприятия. Компенсируется это более высокой (по сравнению с банковскими кредитами) ставкой финансирования (раза в полтора-два больше в зависимости от срока отсрочки платежа). К слову говоря, законом ставки факторингового обслуживания не нормированы, они определяются по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: факторинг, в наиболее простом понимании, – это продажа дебиторской задолженности, а точнее передача агентских функций по её управлению третьей стороне.
Произведем расчет факторинга для организации ООО «Древмаш».
Организации, оказывающие факторинговые услуги в Вологде, представлены в (табл.10).
Таблица 10 | |
Предложение на рынке факторинговых услуг | |
Организация |
Условия факторингового договора |
ОАО «Финансовый партнёр» |
Комиссия – 3%; Плата за кредит – 25% |
Банк «Центрокредит» |
Комиссия – 3,5%; Плата за кредит – 20% |
Пробизнесбанк |
Комиссия – 3%; Плата за кредит – 15% |
Информация о работе Анализ и оценка финансовой деятельности организации