Анализ и управление пассивами организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что пассивы предприятия являются главной экономической базой создания и развития предприятия, которая в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала.
Целью настоящей курсовой работы является анализ управления пассивами предприятия.
Исходя из цели, определим задачи работы:
- изучение теоретических аспектов управления пассивами предприятия;
- анализ управления пассивами в СХПК «Алга».
Объектом курсовой работы является ООО «Алга», предметом - изучение пассивов предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Пассивы, являясь бухгалтерским  термином, по сути, представляют собой  капитал предприятия, который в  свою очередь является экономической  базой создания и развития предприятия, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала.

Пассивы предприятия характеризует  общую стоимость средств в  денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формированием  его активов.

При осуществлении финансового  управления руководство предприятия  вынуждено не только использовать собственные  средства, но и прибегать к привлечению  заемного капитала. Причина состоит  в ограниченности собственных источников финансирования — невозможность  нулевых дивидендов, невозможность  или нерациональность размещения дополнительной эмиссии акций. Принятие решения  о привлечении заемного капитала — это часто вынужденное решение.

Принципиальное отличие  собственного и заемного капитала —  разная требуемая доходность, что  связано с разным уровнем риска  для владельцев этого капитала.

Структура финансовых источников:

- доля собственного капитала  с разбивкой на уставный капитал,  добавочный капитал, нераспределенную  прибыль;

-  доля долгосрочных финансовых источников (доля заемного капитала);

- доля краткосрочных финансовых  обязательств (банковские ссуды  до года;

- доля спонтанного финансирования (кредиторская задолженность и  задолженность по заработной  плате и налогам).

При принятии решения об использовании любого ресурса важным моментом является оценка его стоимости (или цены): как дорого обойдется  его привлечение. Эта оценка необходима и для финансовых ресурсов. Отдельные  компоненты финансовых ресурсов имеют  различную стоимость, так как  приобретаются на различных рынках (фондовом, денежном, товарном). Компоненты финансовых ресурсов можно оценить  по структуре финансовых источников. Балансовая оценка финансовых ресурсов и их структура — это правая часть баланса. Источник любого увеличения активов — возрастание одной  или нескольких компонент финансовых средств.

Актуальность темы состоит  в том, что пассивы предприятия являются главной экономической базой создания и развития предприятия, которая в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала.

Целью настоящей курсовой работы является анализ управления пассивами  предприятия.

Исходя из цели, определим  задачи работы:

- изучение теоретических  аспектов управления пассивами  предприятия;

- анализ управления пассивами в СХПК «Алга».

Объектом курсовой работы является ООО «Алга», предметом - изучение пассивов предприятия.

При написании данной курсовой работы использовались законы, нормативно-правовые  акты, бухгалтерская финансовая отчетность СХПК «Алга» за 2009-2011 гг.

 

 

 

 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ   ПАССИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

    1. Содержание, состав и структура пассивов организации

 

Пассивы предприятия - все  официальные требования по отношению  к предприятию, обязательства и  источники средств предприятия.

Пассивы предприятия состоят  из собственного капитала и заемного капитала (обязательств перед различными кредиторами).

Структура собственного капитала зависит от организационно-правовой формы организации. В него входят две категории средств - инвестированный  капитал (в том числе часть  прибыли, направленная на расширение хозяйственной  деятельности) и нераспределенная прибыль.

Собственный капитал состоит  из следующих составляющих: 

1. Уставной капитал - совокупность  вкладов (долей) учредителей (участников), выраженную в денежной форме,  в имущество организации при  ее создании для обеспечения  деятельности в размерах, определенных  учредительными документами. Размер  уставного капитала определяет: 

- начальную величину капитала  для начала предпринимательской  деятельности;

- долю каждого учредителя  организации в управлении ею;

- распределяемую прибыль,  причитающуюся каждому учредителю;

- минимальный размер имущества  организации, гарантирующий интересы  ее кредиторов;

2. Добавочный капитал  - это один из внутренних источников  средств организации, который  образуется за счет изменения  стоимости активов, которое связано  с необходимостью проведения  эпизодической переоценки имущества  до текущей рыночной стоимости.  Может также включать стоимость  имущества, внесенного учредителями, сверх суммы зарегистрированного  уставного капитала. 

3. Нераспределенная прибыль  - это прибыль, оставшаяся в  распоряжении организации за  минусом выплат собственникам,  создания резервов и других  изъятий в соответствии с законодательством. 

4. Резервный капитал - часть нераспределенной прибыли,  зарезервированной на цели, установленные  законодательством и учредительными  документами организации. Основная  цель - покрытие чистого убытка  хозяйственной деятельности организации  и стоимости облигаций организации.  По сути это некоторый страховой  фонд. 

5. Целевое финансирование - источник средств организации,  предназначенный для осуществления  мероприятий целевого назначения. Поступают от других организаций  и лиц, а также из бюджетов  различных уровней. 

Обязательства предприятия - часть стоимости имущества, приобретенного за счет обязательства вернуть поставщику, банку или другому кредитору  деньги или ценности, эквивалентные  стоимости такого имущества. Обязательства  подразделяют на долгосрочные (срок погашения  более 1 года) и краткосрочные: 

1. Долгосрочные обязательства  - это кредиты и займы (в том  числе полученные путем выпуска  облигаций). Разделяются суммы самих  кредитов и займов и причитающиеся  по ним проценты. 

2. Краткосрочные обязательства  - это кредиты, займы и текущая  кредиторская задолженность (задолженность  персоналу по оплате труда,  бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам,  резервы предстоящих расходов).

 

 

 

 

    1. Методика анализа и управления пассивами организации

 

Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют  определить, какие изменения произошли  в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных  заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, кому обязано  за них предприятие.

Методика проведения анализа пассива баланса такая же, как актива, т.е. целесообразно использовать горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ.

Горизонтальный анализ (временной) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествущих  периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя.

Управление ликвидностью предприятия  предполагает такое размещение финансов предприятия, которое позволит в  случае необходимости быстро расплатиться по обязательствам.

К обобщающим показателям  оценки ликвидности и платежеспособности предприятия относятся следующие  коэффициенты (табл. №1).

 

                                                                                                              Таблица 1

Показатели анализа ликвидности 

и платежеспособности предприятия  и их методика расчета

Показатель

Расчетная формула

Нормативное значение

1) коэффициент абсолютной  ликвидности

0,2-0,4


 

2) коэффициент промежуточной  ликвидности

0,6-0,8

3) коэффициент текущей  ликвидности

≥2

4) коэффициент общей ликвидности  (платежеспособности)

≥1


 

Различают 4 типа финансовой устойчивости:

Первый – абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид:S={1,1,1}). Такой  тип финансовой устойчивости характеризуется  тем, что все запасы предприятия  покрываются собственными оборотными средствами, т.е. организация не зависит  от внешних кредиторов, отсутствием  неплатежей и причин их возникновения, отсутствием нарушений внутренней и внешней финансовой дисциплины.

Второй – нормальная финансовая устойчивость (показатель типа финансовой устойчивости имеет  следующий вид:S={0,1,1}). В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных  средств также и долгосрочные привлеченные средства.

Третий – неустойчивое финансовое положение (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий  вид:S={0,0,1}), характеризуемое нарушением платежеспособности, при котором  сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской  задолженности, ускорения оборачиваемости  запасов.

Четвертый – кризисное  финансовое состояние (показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий  вид:S={0,0,0}), при котором предприятие  находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные  ценные бумаги и дебиторская задолженность  не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

 

Таблица 2

Показатели анализа финансовой устойчивости предприятия 

и их методика расчета

Показатель

Расчетная формула

Нормативное значение

1) коэффициент финансовой независимости

0,4-0,6

2) коэффициент финансовой устойчивости

>0,6

3) коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными оборотными  средствами

≥0,1

4) коэффициент обеспеченности запасов  собственными оборотными средствами

≥0,2


 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПАССИВАМИ В СХПК «АЛГА»

 

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика СХПК «Алга»

 

Предприятие  СХПК «Алга» представляет собой  сельскохозяйственный производственный кооператив и ведёт свою деятельность на основании действующего законодательства РФ о сельскохозяйственной кооперации №193 от 08.12.1995 года. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Алга» создан путём реорганизации в форме преобразования Закрытого акционерного общества СХПК «Алга» с условием добровольного  объединения паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков и иного имущества. Кооператив создан без ограничения сроков его деятельности. Кооператив является юридическим лицом и действует на основе устава и принятые в него согласно соответствующим его положений о членстве, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, расчётный, валютный и иные счета.

 Управление кооператива  осуществляют:

        - Общее  собрание членов кооператива;

       - Правление  кооператива;

       - Председатель  кооператива

       - Наблюдательный  совет  

Кооператив имеет самостоятельный  баланс, расчётный, валютный и иные счета, фирменное наименование, печать, штампы.

         Высшим органом управления кооператива  является его общее собрание. На общем собрании каждый член  имеет один голос. Член кооператива  не внёсший паевой взнос, не  имеет право участвовать в  голосовании. Общее собрание проводится  не реже одного раза в год  для рассмотрения и утверждения  годового отчёта и баланса,  избрание членов наблюдательного  совета, правления и утверждение  кандидатуры председателя.

Информация о работе Анализ и управление пассивами организации