Анализ и управление затратами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:11, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование теоретических подходов и методических рекомендаций по совершенствованию анализа и управления затратами.
Объектом данного исследования являются затраты предприятия на производство продукции.
Предметом исследования является процесс управления затратами.
Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы.
При написании работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов.

Файлы: 1 файл

Заказ.docx

— 152.31 Кб (Скачать файл)

Введение

В условиях экономической свободы предприятия  вынуждены самостоятельного формировать  учетную политику в соответствии с особенностями бизнеса. Вопросы в выборе вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. Таким образом, основной задачей для предприятий, в условиях самофинансирования стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции. Поэтому вопросы анализа и  управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.

Целью данного реферата является исследование теоретических подходов и методических рекомендаций по совершенствованию анализа и управления затратами.

Объектом  данного исследования являются затраты  предприятия на производство продукции.

Предметом исследования является процесс управления затратами.

Работа  состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературы.

При написании  работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных  и зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты управления затратами

1.1. Понятие затрат и их классификация

Под затратами  обычно понимаются явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. выраженные в денежной форме фактические  затраты, обусловленные приобретением  и расходованием разных видов  экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг [1,c.15]. Любое коммерческое предприятие в процессе своей деятельности совершает затраты на производство и реализацию продукции, расширение производства, воспроизводство основных фондов, социальную политику и т.д. 

Для эффективной  организации системы учета затрат необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет  не только лучше планировать и  учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между  отдельными видами затрат и исчислять  степень их влияния на уровень  себестоимости и рентабельности производства. 

Целью классификации  затрат в управленческом учете является оказание помощи руководителю в принятии правильных, обоснованных решений. Поэтому  суть процесса классификации затрат – это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель. Управленческий учет призван достигать  намеченной цели через свои функции. У каждой функции имеется свое назначение, цель, задачи, а также  методы, приемы и способы их достижения. 

Обобщенно классификацию затрат предприятия  применительно для управленческого  учета можно представить в следующем виде (таблица 1) [1,c.25]. 
                  Таблица 1. Классификация затрат в управленческом учете

Классификационные признаки с учетом функций управления

Виды затрат

1

2


 

продолжение таблицы 1

1

1

1. Процесс принятия управленческих  решений 

Явные и альтернативные;  
релевантные и нерелевантные;  
эффективные и неэффективные 

2. Процесс прогнозирования 

Краткосрочные и долгосрочные 

3. Процесс планирования 

Планируемые и непланируемые 

4. Процесс нормирования 

Стандарты, нормы и нормативы  и отклонение от них 

5. Процесс организации 

По местам и сферам возникновения;  
функциям деятельности и центрам ответственности 

6. Процесс учета 

Одноэлементные и комплексные;  
по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные;  основные и накладные;  прямые и косвенные;  текущие и единовременные 

7. Процесс контроля 

Контролируемые и неконтролируемые 

8. Процесс регулирования 

Регулируемые и нерегулируемые 

9. Процесс стимулирования 

Обязательные и поощрительные 

10. Процесс анализа 

Фактические; прогнозные, плановые; сметные;  
стандартные; общие и структурные; полные и частичные 


 

Важным  моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика  и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия  подразделяются на явные и альтернативные (обусловленные отказом от одного товара в пользу другого); релевантные (значительные затраты, которые зависят от конкретного рассматриваемого управленческого решения) и нерелевантные; эффективные и неэффективные (потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей). 

Для максимизации прибыли необходимо так организовать производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. При выполнении этой задачи важное значение придается процессу анализа и прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. 

Непланируемые затраты - это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др.

Планируемые затраты (производительные расходы  предприятия, обусловленные его  хозяйственной деятельностью и  предусмотренные сметой затрат на производство) в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в  плановую себестоимость продукции. 

В процессе организации формируются структуры  управления, центры возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление  и поведение лица. По центрам возникновения  затраты группируются и учитываются  в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных  подразделений предприятия, т.е. по центрам ответственности (рисунок 1)[3,c.65]. Учет по центрам ответственности «привязывает» учет затрат к организационной структуре предприятия. 

Рисунок 1. Общая схема  классификации затрат по местам их возникновения

Относительно  сфер и функций деятельности предприятия  затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие. Такая  группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором  затраты вначале собираются в  разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом по объектам калькуляции. 

Функциональный  учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и  усилению взаимосвязи и взаимозависимости  между центрами затрат, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах. Это помогает руководству принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и так же способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Функционирование  эффективной системы учета затрат предприятия несет основную ответственность  за информационное обеспечение процессов  принятия и выполнения необходимых  управленческих решений.  
Для осуществления учетных процедур затраты предприятия группируются по составу, экономическому содержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению к объему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции и т.д. 

Для целей  экономического анализа затраты  группируются на фактические, прогнозные, плановые, сметные и т.д. В ходе анализа исследуется как общий  объем затрат, так и их структура.  
Применение данной классификации затрат в разрезе управленческих функций позволит повысить эффективность управленческого учета и возможности выявления резервов повышения результативности производственной и коммерческой деятельности. 

 

1.2. Сущность понятия управления затратами

 

Термин "управление" предполагает наличие  механизма, обеспечивающего возможность  правильного определения плановых значений, точного определения текущих  фактических значений, возможность  оперативного влияния на процесс  формирования фактических значений управляемых показателей. 

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата [3.c.30]. Кроме того, управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов предприятия, их экономия и максимизация отдачи на всех этапах производственного процесса[3,c.31]. Постановка процесса управления затратами на предприятие заключается в признании затрат, их учете, группировке и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

Предметом управления затратами являются затраты  предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система. 

Особенности затрат как предмета управления: 

  • Динамизм. Затраты находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни; 
  • Многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами; 
  • Трудность измерения, учета и оценки – абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует. 

Цель  анализа и управления затратами – это построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию и в разрезе подразделений, что позволит выявить реальный финансовый результат работы предприятия.

Важнейшими  задачами управления затратами являются: 

  • повышение эффективности деятельности предприятия; 
  • определение затрат по основным функциям управления; 
  • расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом; 
  • расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции; 
  • подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений; 
  • выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат; 
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия; 
  • выбор методов нормирования затрат; 
  • приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции. 

Все вышеперечисленные  задачи управления затратами должны решаться в комплексе – только такой поход принесет плоды и  будет способствовать резкому росту  эффективности работы предприятия. 

При рассмотрении управления затратами как процесса, выделяют следующие этапы: 

  • планирование и прогнозирование затрат (прогнозные расчет себестоимости, составление калькуляции, сметы затрат); 
  • организация управления затратами (устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами; определяются центры возникновения затрат и центры ответственности; разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами); 
  • непосредственно учет затрат (бухгалтерский, управленческий учет, мониторинг центров возникновения затрат); 
  • анализ и контроль затрат с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно - коммерческой деятельностью предприятия.

Соблюдение  всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической  конкурентоспособности предприятия  в современных условиях. 

 

 

 

 

 

 

2. Методика совокупности средств в анализе и управлении затратами предприятия

2.1. Приемы и методы операционного  менеджмента, используемые в управлении  затратами

Ключевыми элементами операционного анализа  являются: операционный рычаг, порог  рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие  операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов  деятельности предприятия при изменении  объема производства.

Чем больше уровень постоянных издержек, тем  больше сила воздействия операционного  рычага [13, с.11].

В практических расчетах для определения силы воздействия  операционного рычага используют следующую  формулу:

, где

  • валовая маржа – это общий доход от объема продаж предприятия, за вычетом стоимости проданных товаров, деленное на общую выручку, выраженный в процентах;
  • прибыль - конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разность между выручкой и затратами.

Информация о работе Анализ и управление затратами