Анализ эффективности использования оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ эффективности использования оборотных активов и разработка рекомендаций по улучшению эффективности их использования на примере ООО «Вектор».
В соответствии с вышеуказанной целью, задачами курсовой работы являются:
1) изучить теоретические и методические аспекты функционирования оборотных активов, факторы повышения эффективности их использования;
2) проанализировать основные экономические и финансовые показатели деятельности ООО «Вектор» за период 2008–2010 гг;
3) провести анализ формирования оборотного капитала за анализируемый период;
4) исследовать эффективность использования оборотных активов предприятия, выявить ее влияние на показатели прибыли;

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические основы анализа оборотных средств 7
1.1. Сущность и задачи оборотных средств 7
1.2. Методика анализа эффективности использования оборотных средств 17
1.3. Методика определения потребностей и оптимального размера оборотных средств 25
2. Анализ эффективности использования оборотных средств предприятия и пути ее 38
2.1. Анализ структуры, динамики и эффективности использования оборотных активов 38
2.2. Анализ потребностей и оптимального размера оборотного актива предприятия 42
2.3. Расчет эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств 49
Заключение 64
Список использованных источников 66

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данных таблицы видно, что рентабельность оборотных активов в 2009 году значительно сократилась. Общая рентабельность активов в 2009 году уменьшилась на 15% по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году она имеет отрицательное значение в силу убыточности производства предприятия.

Чистая рентабельность оборотных активов в 2008 году составила -7%, это означает, что предприятие  получило 7 коп. убытка от продаж в каждого  рубля, вложенного в активы. Снижение чистой рентабельности оборотных активов в 2010 году по сравнению с 2008 годом составило 74,75%.

2.2. Анализ потребностей и оптимального размера оборотного актива предприятия

 

Управление  запасами – это функциональная деятельность, цель которой – довести общую  сумму ежегодных затрат на содержание, запасов до минимума при условии удовлетворительного обслуживания клиентов.

Цель управления запасами – удерживать на минимальном  уровне ежегодную общую сумму  затрат по обеспечению запасами.

На первом этапе  управления следует провести анализ запасов предприятия.

На втором этапе  определяют цели формирования запасов. Запасы товарно-материальных ценностей необходимо создавать на предприятии ООО «Вектор» с целями обеспечения:

  • текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
  • сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции).

На следующем  этапе управления рассматривается  оптимизация размера основных групп  текущих затрат. Происходит деление  совокупных запасов на два основных вида – производственные (запасы сырья) и запасы готовой продукции.

Для оптимизации  размера текущих запасов целесообразно использовать модель «Модель экономически обоснованного размера заказа» – EOQ. Она используется для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм модели EOQ основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

  1. сумма затрат по размещению запасов (включающих расходы по транспортировке и приемке товаров);
  2. затрат по хранению товаров на складе.

Сумма операционных затрат по размещению заказов определяется по следующей формуле:

,        (2.2)

где – сумма операционных затрат по размещению заказов;

 – объем производственного потребления товаров (сырья или мате-риалов) в рассматриваемом периоде;

 – средний размер одной  партии поставки товаров;

 – средняя стоимость размещения  одного заказа.

Сумма операционных затрат по хранению товаров на складе может быть определена по следующей формуле:

,        (2.3)

где – сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;

 – средний размер одной  партии поставки товаров;

 – стоимость хранения единицы  товара в рассматриваемом периоде.

Математически модель EOQ выражается следующей принципиальной формулой :

,      (2.4)

где – оптимальный средний размер партии поставки товаров;

–объем производственного потребления  товаров (сырья или материалов) в  рассматриваемом периоде;

 – средняя стоимость размещения  одного заказа;

 – стоимость хранения единицы  товара в рассматриваемом периоде.

Следовательно, оптимальный средний размер производственного  запаса определяется по следующей формуле:

,           (2.5)

где – оптимальный средний размер производственного запаса (сырья, материалов);

 – оптимальный размер партии  поставки товаров (EOQ). 

Рассмотрим  механизм использования Модели EOQ на конкретном примере, а именно рассмотрев сырье ООО «Вектор», т.е. поставки молока. Расчеты, приведенные в таблице 2.4 показывают, что при таких показателях среднего размера партии поставки и среднего размера запаса сырья операционные затраты предприятия по обслуживанию запаса будут минимальными. С одной стороны предприятию выгодно завозить сырье как можно более высокими партиями, снижая размер операционных затрат по размещению заказов. Но в нашем случае предприятие не может повлиять на размер партии поставки сырья. Дело в том, что сырье для комбината является молоко – скоропортящийся продукт.

 

Таблица 2.4

Расчет оптимального размера текущих запасов молока, тыс. руб.

Показатель

обозначение

2008 г. (план)

1

2

3

Годовая потребность  в молоке

ОПП

105192

Средний размер одной партии заказа

РПП

487

Средняя стоимость  размещения одного заказа

С рз

0,080

Стоимость хранения одной тонны молока

С х

0,032

Сумма операционных затрат по размещению заказа

ОЗ рз

2,7

Сумма операционных затрат по хранению сырья на складе

ОЗ хт

7,79

Оптимальный размер партии поставки сырья

РППо

525,96

Оптимальный средний  размер производственных запасов

П зо

262,98


 

Поставки сырья  ограничены рынком закупки молока, предприятие не может запланировать, сколько молока ему поставят колхозы  и совхозы, а тем более, что  сельское хозяйство сейчас в убытке, молоко поставляется все меньше и  меньше. В связи с этим предприятию приходится искать новых поставщиков молока в отдаленных районах Мордовской республики и за ее пределами для того, чтобы поставки молока не снижались.

Предприятие закупает молока столько и в таких количествах, в которых его везут. Закупка молока происходит ежедневно, так как в хозяйствах нет условий для хранения этого скоропортящегося продукта.

С другой стороны  закупки сырья ограничены производственными  мощностями, т.е. танками под хранение сырья, обеспечивающими режим охлаждения. Кроме того, и в этих танках сырье может храниться не более двух суток.

Для запасов  готовой продукции задача минимизации  операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера поставки).

Рассчитаем  оптимальный размер текущих запасов  сухого молока в 2008 году на ООО «Вектор», для расчета используем те же формулы, что и для запасов сырья (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Расчет оптимального размера текущих запасов сухого молока, тыс. руб.

Показатель

Обозначение

2008 г. (план)

1

2

3

Планируемый объем  производства

ПОП

55000

Средний размер одной партии производства

РПП

422,2

Средняя стоимость  затрат связанных с подготовкой  производства

С рз

0,082

Стоимость хранения одной тонны сухого молока

С х

0,030

Сумма операционных затрат по подготовке

производства

ОЗ рз

14,76

Сумма операционных затрат по хранению товаров на складе

ОЗ хт

7,08

Оптимальный размер партии производства сухого молока

РППо

686,6

Оптимальный средний  размер запасов сухого молока

П зо

348,3


 

Если производить  товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов  в виде готовой продукции (Сх) будут  минимальными. Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.

При таких показателях  среднего размера партии производства пряников и баранок операционные затраты предприятия по обслуживанию запаса будут минимальными. Но дело в том, что предприятие опять же имеет дело со скоропортящимся сырьем, которое нельзя длительное время хранить, поэтому практически нет возможности управлять размерами партией выпуска продукции.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации [18].

На первом этапе  управления дебиторской задолженностью проводится ее анализ за предшествующие годы.

Затем определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по формированию кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безденежная дебиторская задолженность, списываемая, в связи с неплатежеспособностью покупателей и исчислением сроков исковой давности). Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

,           (2.6)

где – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

 – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

 – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

 – сумма прямых финансовых  потерь от невозврата долга  покупателями.

На следующе6м этапе управления дебиторской задолженностью рассчитывается необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность. Этот расчет осуществляется по следующей формуле:

,        (2.7)

где – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

 – планируемый объем реализации  продукции в кредит;

 – коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции,  выра-женной десятичной дробью;

 – средний период предоставления  кредита покупателям, в днях;

 – средний период просрочки  платежей по предоставленному  кредиту, в днях.

Определим необходимую  сумму финансовых средств, инвестируемых  в 2008 году в дебиторскую задолженность по реализации сухого молока, при следующих условиях: планируемый объем реализации молока с предоставлением товарного (коммерческого) кредита – 4412,52 тыс. руб.; планируемый удельный вес себестоимости сухого молока в его цене – 60 %; средний период предоставления кредита оптовым покупателям по реализации сухого молока – 15 дней; средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту – 6 дней.

Подставляя  эти данные в вышеприведенную  формулу рассчитаем необходимую  сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по реализации сухого молока (таблица 2.7).

 

 

Таблица 2.7

Расчет необходимой  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по реализации сухого молока

Показатель

обозначение

2008 г. (план)

1

2

3

Планируемый объем  реализации сухого молока в кредит, тыс. руб.

ОР к

4412,52

Коэффициенты  соотношения себестоимости сухого молока и его цены

К с/ц 

0,60

Средний период предоставления кредита покупателям  сухого молока, дни

ППК с

15

Средний период просрочки платежей по кредиту, дни

ПР с

6

Необходимая сумма  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, тыс. руб.

И дз

154,44


 

По результату расчета видно, что необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность по реализации сухого молока составит 154,44 тыс. руб., а предприятие запланировало продать в кредит сухого молока на сумму 4412,52 тыс. руб., т.е. финансовые возможности предприятия позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме.

Информация о работе Анализ эффективности использования оборотных активов