Анализ маркетинговой деятельности на примере КУП Минскхлебпром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере РУПП «Могилевхлебпром», и разработка предложений по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на указанном предприятии.
Для реализации данной цели определены следующее задачи:
• рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
• дать экономическую характеристику предприятия, на материалах которого выполняется курсовая работа;
• глубоко изучить методику проведения анализа маркетинговой деятельности предприятия;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты анализа маркетинговой деятельности
1.1 Понятие и содержание маркетинговой деятельности организации
1.2 Методика анализа маркетинговой деятельности
2 Анализ маркетинговой деятельности исследуемой организации
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов
2.3 Оценка риска невостребованной продукции
2.4 Анализ рынков сбыта продукции
2.5 Анализ ценовой политики организации
2.6 Анализ конкурентоспособности продукции
3 Основные направления и резервы повышения эффективности маркетинговой деятельности организации
Заключение
Приложения

Файлы: 1 файл

АХД Маркетинговой деятельности КУП Минскхлебпром с приложениями внутри.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический уровень продукции;

- выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Одна из главных задач анализа - изучить динамику нижеперечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции. Итак:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес сертифицированной продукции;

в) удельный вес продукции высшей категории качества;

г) средневзвешенный балл продукции;

д) удельный вес забракованной продукции;

е) удельный вес экспортируемой продукции.

Проведем анализ по двум первым показателям, которые  характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

А) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске:

При этом удельный вес новой продукции составил 45,8% в 2012 г. и прогнозируется 46,8% в 2013 г., для чего запланирована работа по освоению новых видов упаковки, по совершенствованию упаковочных материалов для хлебобулочных и кондитерских изделий. Кроме того, предприятием будет увеличен объем выпуска товаров в мелкой расфасовке (вафли). На 2013 г. на предприятии разработаны мероприятия по повышению качества, освоению новых видов изделий и импортозамещающей продукции, что позволит выпустить новых видов изделий на сумму 48,7 млрд.руб., что составит не менее 46% общего выпуска продукции.

В планируемом году на приобретенной автоматической отсадочной итальянской машине MIMAC будет освоен выпуск отсадного печенья, в том числе глазированного и декорированного в красочной упаковке.

Будет налажен также выпуск новых видов изделий – пончиков, берлинеров на закупленных новых линиях по выпуску этих изделий.

Впервые предприятие приступит к производству тарталеток и вафельных стаканчиков.

Освоение этих изделий даст дополнительно товарной продукции на сумму 150 млн.рублей.

Для удовлетворения спроса отдельных групп населения на продукцию профилактического назначения на предприятие вырабатывается до 90 наименований диетических хлебобулочных изделий, в том числе 30 наименований диабетических изделий. Особое внимание к группе диетических, в том числе диабетических изделий, вызвано ростом заболеваний среди населения и их профилактикой. Планируется выпускать широкий ассортимент новых диетических и диабетических изделий, выводящих радионуклиды из организма, а также предназначенных для людей, страдающими нарушением обмена веществ, кишечно-желудочными заболеваниями. Так, рост диетических изделий составит 227 тн или 1,6% к уровню прошлого года.

В 2013 году предприятие должно быть ориентировано на увеличение выпуска продукции профилактического назначения с использованием картофельной клетчатки, яблочной клетчатки, премиксов витаминно-минеральных, фитокомпозиций, концентрата лактулозы, цельного зерна пшеницы, пшеничных отрубей, зародышевых хлопьев пшеницы, йодказеина, морской капусты и т.д.

Также на 2013 г. необходимо разработать мероприятия по техперевооружению, развитию и модернизации мощностей, являются одним из главных факторов повышения качества продукции, снижения затрат, повышения конкурентоспособности, выпуска новых видов изделий.

В общем положительная динамика удельного веса новой продукции также должна отразиться на ценовой политике предприятия, т.к. широта и глубина ассортимента говорят о производственном потенциале предприятия, с одной стороны, и о возможном коммерческом успехе на рынке — с другой.

Б) удельный вес сертифицированной продукции:

В настоящее время на предприятиях выпускается сертифицированная продукция:

-пряничные изделия;

- печенье овсяное;

- вафли весовые;

- безалкогольные напитки;

- плодово-ягодные вина;

- макаронные изделия;

-повидло; 

-мармелад;

-заменитель цельного молока (ЗЦМ);

- соки фруктовые.

На предприятиях КУП« Минскхлебпром», согласно Положения о производственных лабораториях предприятий хлебопекарной промышленности, осуществляется входной контроль основного и дополнительного сырья, внутренний и внешний контроль качества выпускаемой продукции, технологического процесса.

Постоянный и правильно организованный контроль производства дает возможность следить за качеством полуфабрикатов, не допуская отклонений от физико-химических показателей, позволяет обеспечить выпуск готовой продукции, отвечающей требованиям ТНПА. Контроль за качеством выпускаемой продукции осуществляют работники производственных лабораторий на основании действующих ТНПА, схем контроля и соответствующих инструкций.

С 2008 года на всех предприятиях КУП «Минскхлебпром» внедрена и сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. В 2010 году планируется расширение действия сертификатов и подготовка производств к внедрению и сертификации систем управления безопасностью пищевых продуктов HACCP.

Так, основными планируемыми мероприятиями по повышению качества и освоению импортозамещающей продукции на 2013 г. можно назвать следующие:

- освоение новых технологий (4,5,6 стадий) производства заварных сортов хлеба с добавлением квасов хлебопекарных, сухофруктов, фитокомпозиций – для расширения ассортимента, увеличения сроков хранения;

- производство вафельных изделий с новыми развесами в новой упаковке с красочной художественной отделкой, с использованием новых видов сырья – для расширения ассортимента импортозамещающей продукции, более полного удовлетворения спроса покупателей;

- производство полуфабрикатов кондитерских выпеченных – для увеличения объемов реализации кондитерских изделий;

- производство тортов, пирожных, изделий мучных кондитерских диетических и обогащенных – для расширения ассортимента изделий профилактического назначения;

- освоение хлебобулочных и кондитерских изделий повышенной пищевой и биологической ценности – для расширения ассортимента изделий, обогащенных премиксами витаминно-минеральными, фитокомпозициями;

- проведение работ по увеличению сроков годности кондитерских изделий.

Анализ последних 4 показателей представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Анализ показателей качества продукции

Показатель

2011 г.

2012 г.

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,70

0,75

0,74

Удельный вес, %:

     

- продукции высшей  категории качества

75,0

76,0

78,0

- экспортируемой продукции

0,76

0,20

0,23

- забракованной продукции

0,55

0,40

0,50


 

Как видно  из таблицы за 2012 год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества.

По экспортируемой продукции в текущем году, несмотря на то, что план был перевыполнен, в сравнении с прошлым годом  этот показатель намного меньше.

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Удельный вес забракованной продукции фактически оказался больше на 0,1%, чем запланированный. А выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Необходимо изучить причины понижения качества и допущенного брака продукции и разработать мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции могут быть, например,  плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Кроме того, важными  направлениями повышения конкурентоспособности  продукции являются - совершенствование  процесса товародвижения, организация  торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции.

 

3. Основные направления и резервы   повышения   эффективности        маркетинговой деятельности  КУП «Минскхлебпром»

 

Для определения  основных тенденций изменения рынка  в будущем и изучения динамики развития рынка сбыта проанализируем соотношение объемов  реализации хлебобулочной продукции по группам потребителей за  2008, 2009,  2010 и 2012 году на примере Минских производств №2, №3, №4 КУП«Минскхлебпром», что позволит выявить резервы на 2013 год.

Анализ структуры  реализации х/б изделий за последние 5 лет позволяет сделать вывод о продолжающемся свертывании реализации продукции в секторе рынка государственных торговых предприятий, так за 2008-2012 год произошло сокращение данного сектора на 10%, причем сектор розничной торговли частной формы собственности увеличился на 10%. Т.о., частная торговля является самым крупным рыночным сектором сбыта хлебобулочной продукции КУП «Минскхлебпром».  Следует обратить внимание, что в динамике за 5 последних лет абсолютный объем хлебобулочной продукции, реализуемый через государственную торговлю сократился на 18%, в то время как, объем продаж через частную торговлю обеспечил «перекачивание» утраченных объемов лишь на 10%.  Данная ситуация сложилась в результате сложности контроля за деятельностью предприятий с негосударственной формой собственности, имеющих возможность реализовывать через свою торговую сеть продукцию предприятий-конкурентов предлагающих более дешевую продукцию, но уступающую по качеству продукции КУП «Минскхлебпром». Кроме того, конкуренты привлекают к сотрудничеству торговую сеть негосударственной формы собственности условиями оплаты, возврата по черствости и удобными графиками доставки. Немаловажным фактором является цена.

Основными конкурентами КУП «Минскхлебпром» по г. Минску по булочным изделиям является хлебозавод ОРСа железной дороги (в среднем на 50-70 рублей с одного изделия), продукция Белыничского хлебозавода кооперативной промышленности привлекает покупателя внешним видом (хорошо поднявшиеся, мягкие, не крошливые хлеба), а ОДО «Родны хлеб» г.Славгород завоевал часть рынка, упущенную КУП «Минскхлебпром», удобными графиками завоза и мобильностью реакции на дополнительные заявки торговых организаций. Рынок хлебов частично завоеван ЧТУП «Паранит», чья продукция сильно уступает по качеству продукции КУП «Минскхлебпром», но более дешевая.

Прогнозируемый  объем поставок за пределы области  не был выполнен из-за прекращения  во втором полугодии экспортных поставок, в связи с использованием предприятиями  отрасли в основном сырья отечественного производства (мука, сахар, маргарин и другие), цены на которое выше действующих в РФ и Украине. Это и приводит к неконкурентоспособности отечественной продукции по ценовому фактору. Вторая и, пожалуй, основная причина падения экспорта – это сложность взыскания платежей за продукцию, отгруженную по контракту с отсрочкой платежа.

Определив тенденцию  изменения сегментации, а также  факторы влияния, действующие в  этих сегментах, можем запланировать  на 2013 год реализацию хлебобулочных  изделий, представив данные в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Выполнение плана реализации 2012-2013 гг.

Группы потребителей

Выполнение 2012 год

План реализации на 2013 год

Планируемый прирост  тыс. тонн + / -

Предприятия системы  ОПС

3191

3250

59

ТОРИ

5142

5245

103

Торговля государственная

2255

2300

45

Торговля частная

7874

8050

176

Тюрьмы, в/части

201

205

4

Общепит

301

305

4

Фирменная торговля

711

740

29

Районы Минскойобласти

997

1035

38

Реализация за пределы  Минскойобл. в т.ч. РФ

291

350

59

ИТОГО:

20962

21480

518


 

Исчисленная ранее доля рынка хлебобулочной продукции Минской области, занимаемая КУП «Минскхлебпром» (порядка 73,4%) и стабилизация рыночных сегментов, дает возможность более точного и обоснованного планирования реализации в 2013 году.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности на примере КУП Минскхлебпром