Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа
Цель работы — проанализировать объем произведенной и реализованной продукции, а так же разработать комплекс мер по увеличению производства и сбыта продукции на исследуемом предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
— дать понятие произведенной и реализованной продукции;
— дать технико-экономическую характеристику фабрики;
— проанализировать основные финансовые показатели деятельности;
— проанализировать поведение своих потребителей (анализ спроса);
― провести анализ основных конкурентов (анализ предложения);
— производство и реализация изделий медицинского назначения и медицинской техники;
— оптовая торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с лицензионными условиями (получение, хранение и оптовая торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения) с правом приобретения, хранения, отпуска и реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ядовитых и сильно действующих лекарственных средств, а так же спирта этилового медицинского;
— розничная реализация, мелкооптовый отпуск готовых лекарственных средств, лекарственных препаратов, товаров и изделий медицинского назначения, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ядовитых и сильно действующих лекарственных средств, а так же спирта этилового медицинского;
— деятельность по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений;
— техническое обслуживание медицинской техники;
— транспортно- экспедиционные и складские услуги;
— осуществление рекламной деятельности;
— организация и проведение выставок;
— консультационные услуги по общим вопросам управления;
Более подробная информация
о предмете деятельности
2.3 Анализ покупателей фармацевтической продукции
Исследование фармацевтического рынка с точки зрения предпочтений потребителей в условиях нестабильной экономики имеет важное значение для определения рыночной стратегии компаний-производителей и дистрибьюторов медикаментов.
В отличие от статистических исследований, которые констатируют те или иные показатели и явления (объемы продаж, динамика рынка и т. д.), потребительские исследования в большей степени направлены на прогнозирование тенденций развития рынка в ближайшем будущем [12]. Проведем исследование спроса покупателей, который может повлиять на покупку продукции ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» (Рисунки 2.2—2.6)
Рисунок 2.2 – Возрастая структура потребителей (года), покупающих лекарства, в %
Анализируя данные рисунка 2.2 видно, что на долю населения от 18 до 25 лет приходится 12% покупки медикаментов, в группу от 25 до 35 лет входит 14% людей. В возрасте от 35 до 45 лет покупка медикаментов составляет 17%, а в группе от 45—65 лет — 21%. Наибольшую долю в покупке фармацевтических продуктов составляют люди в возрасте свыше 60 лет — 36% [16].
Рисунок 2.3 – Факторы, оказывающие наибольшее влияние при выборе лекарственных средств, в %
Анализ ответов на вопросы относительно факторов выбора при покупке медикаментов позволил выявить ряд тенденций. Наибольшим доверием в массовом сознании по-прежнему пользуются советы врача (60,0%), но и достаточно большой удельный вес занимает реклама, при просмотре которой у людей остается положительное либо отрицательное мнение о препарате (25,82%) [24].
Цена оказывает большое влияние при выборе лекарственного препарата с одинаковыми свойствами. Факторы, оказывающие влияние на полупку лекарственного средства, представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Факторы, имеющие решающее значение при приобретении лекарственных препаратов
В ходе анализа было выявлено, что меньшее количество потребителей руководствуются прежде всего эффективностью препаратов и отсутствием побочных эффектов (20 и 13% соответственно). Для некоторых имеет значение известность фирмы-производителя, наличие различных лекарственных форм (по 4–5%). Остальные мотивы — привычка, новизна, дизайн упаковки, влияние рекламы и другие в сумме набрали не более 8% [12].
Реклама — это неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном счете, лучше для экономики ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика». Реклама продукции оказывает достаточно большое влияние на спрос фармацевтической продукции, таблица 2.5
Таблица 2.5 - СМИ, которые оказывают наибольшее влияние при выборе препарата
Анализ показал, что только 7,4% опрошенных заявили о том, что услышанное мнение ведущих врачей оказывает на них большое влияние, в то время как 22,2% полностью отрицали влияние средств массовой информации общей направленности на их решение приобрести или использовать лекарственный препарат. Наибольшее внимание потребители уделяют рекламным объявлениям на телевидении и радио, наименьшее — в популярных газетах и журналах.
Важнейшим элементом исследования стала оценка причин изменения решений о покупке потребителями непосредственно в аптеке, рисунок 2.6
Рис. 2.6 - Причины изменения решения о покупке ЛС в аптеке.
Основной причиной покупателей ЛС считают отсутствие необходимого препарата в аптеке, при этом 40% называют эту причину чаще всего. Также очень большой процент респондентов отказывается от покупки из-за неприемлемой стоимости препарата и чаще всего это делают около 30%. Есть покупатели, которые считают, что причиной изменения их решения являются консультации фармацевта, причем почти 20% отметили, что это происходит чаще всего. Остальные ответы заняли 5% и 4% соответственно [13].
2.4 Исследование основных конкурентов организации на рынке фармацевтики Краснодарского края
Краснодарский край — наиболее развитый в социально-экономическом отношении субъект, входящий в Южный Федеральный округ.
Потенциальную емкость рынка можно определить следующим образом: при определении емкости будет рассматриваться население Краснодарского края (5,3 млн. человек), взрослое население составляет 59,4%, что в абсолютных величинах составит: 5 300 000 чел. * 0,594 = 3 148 200 человек. Итак, потенциальная емкость нашего рынка составляет 3 148 200 чел. [4] .
Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений осуществляется 1159 аптечными организациями, которые снабжаются 77 оптовыми фирмами. В крае работают 52 аптечные сети, объединяющие более 82,3% субъектов розничного сегмента рынка. Гомеопатическая медицинская помощь населению оказывается шестью гомеопатическими специализированными медицинскими центрами, три из них находятся в г. Краснодаре.
Конкуренты ― это двигатель развития. Именно сильные конкуренты
заставляют регулярно развивать бизнес-предложения, оптимизировать бизнес-процессы компании, предоставлять клиентам услуги высокого качества, разрабатывать специальные акции и другие элементы клиентского обслуживания. Жесткая конкурентная среда не позволяет расслабиться и заставляет эффективно развиваться [26].
Результаты исследования основных конкурентов, производящих фармацевтическую продукцию, можно представить в таблице 3.4
Таблица 2.1 – Доля компаний Краснодарского края, производящих фармацевтическую продукцию
№ п/п |
Наименование |
Адрес |
Доля, % |
1 |
ООО «УНИФАРМ» |
353560, Краснодарский край, г Славянск-на-Кубани, ул Проточная, д 177 |
34 |
2 |
ООО «ЭКОРИФ» |
354000, Краснодарский край, г. Сочи, Курортный пр-т, д. 56/10 |
18 |
3 |
ФЛ ЗАО «ЛАРА ФАРМА ТРЕЙДИНГ» |
350058, Краснодар г., Старокубанская ул., д. 116 |
17 |
4 |
ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» |
350059, г. Краснодар, ул. Новороссийская 174 |
16 |
5 |
ООО «Витаминкомбинат» |
350031, Краснодар г., пос. Витаминкомбината |
5 |
6 |
ООО «БИОТЕК ФАРМА-ЮГ» |
350020, Краснодар г., Коммунаров ул., д. 268 |
4 |
7 |
ООО «ФАРМА-ПЛЮС» |
350020, Краснодар г., Одесская ул., д. 40 |
3 |
8 |
ООО «АРТ-ЛАЙФ» |
353922, Краснодарский Край, Новороссийск г., Куникова ул., д. 102 |
2 |
9 |
ООО «АТФ» |
352900, Краснодарский Край, Армавир г., ул. Черноморская, д.18 |
0,5 |
10 |
ООО «Ленмедлснаб-Доктор» |
353740, Краснодарский Край, Ленинградская ст., Кооперации ул., д. 141 |
0,5 |
Главной задачей на сегодняшний момент стоящей перед ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» является производство и сбыт качественных лекарственных средств, с целью удовлетворения потребностей покупателей. Для эффективной реализации продукции фабрики необходима информация, которая может быть получена в результате организации предприятием маркетинговых исследований рынка с учетом его отличительных особенностей.
ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» находится на четвертом месте из десяти основных производителей лекарств. Это хороший показатель, но маркетологам компании есть к чему стремиться. Рассмотрим некоторых лидеров по производству лекарственных средств более подробней.
Компания ООО «УНИФАРМ» занимает лидирующее место в производстве медикаментов. Компания ООО «УНИФАРМ» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
— химическое производство;
— производство фармацевтической продукции;
— производство медикаментов (Основной вид деятельности).
В 2011 г. ООО «Унифарм» — инициатор проекта — подписало соглашение о намерениях строительства фармацевтического производства с администрацией Славянского района в 2011 г. Под проект выделен земельный участок площадью 5,2 тыс. м2 в Славянске–на–Кубани. Стоимость строительства фармацевтического завода — 800 млн рублей. Завод рассчитан на производство 200 млн таблеток, 20 млн флаконов для инъекций, 500 тыс. экстрактов, 1 млн л дезинфикантов в год. На сегодняшний день, завод успешно построен и осуществляет свою деятельность.
Компания ООО "ЭКОРИФ" зарегистрирована 9 июня 2001 года. Основным видом деятельности компании является производство фармацевтической продукции, а так же химическое производство. Имеет вспомогательные виды деятельности, такие как:
― торговля розничная, кроме авто-мото, ремонт бытовых изделий;
― торговля оптовая, кроме авто-мото;
― уборка территории (услуги) [16].
ООО «ЭКОРИФ» занимает второе место по объему производства лекарственных препаратов в Краснодарском крае. Компания рассчитана на производство более более 120 наименований лекарственных средств. Доля рынка компании на фармацевтическом рынке Краснодарского края составляет 18%. Годовая мощность предприятия по производству таблеток составляет около 160 млн. таблеток, антибиотиков в капсулах — 15 млн. упаковок, стерильных антибиотиков во флаконах — 12 млн. шт.
ФЛ ЗАО «ЛАРА ФАРМА ТРЕЙДИНГ» зарегистрировано 11 февраля 2002 года. Деятельность ФЛ ЗАО "ЛАРА ФАРМА ТРЕЙДИНГ":
― производство фармацевтических препаратов и материалов;
― производство медикаментов;
― производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения;
В настоящее время ассортимент производимой продукции составляет 110 препаратов, более чем 20 фармакотерапевтических групп. В состав завода входят 12 отделов, 3 лаборатории, 4 основных цеха:
― цех таблетированных лекарственных средств (изготавливает таблетки, покрытые и непокрытые оболочкой, драже, гранулы);
― цех ампульных лекарственных средств;
― фитохимический цех (изготавливает аэрозоли, капсулы, гели, мази,);цех эндокринных препаратов [25].
2.5 Комплексная оценка основных финансовых показателей деятельности компании за 2010—2012 гг
Используя бухгалтерскую отчетность, а так же приложения к бухгалтерскому балансу ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика» за три года, с 2010 по 2012 год, можно сделать анализ основных показателей, влияющих на объем и производство продукции предприятия, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные экономические
показатели деятельности
ОАО «Краснодарская фармацевтическая
фабрика» за 2010—2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. |
Темп роста,% |
2012 г. |
Абс. |
Темп роста,% |
1. Выручка от продаж, тыс. р. |
50136,14 |
80909,77 |
+30773,63 |
161,38 |
51628,02 |
–29281,75 |
63,80 |
2. Себестоимость проданной продукции, тыс. |
25152,90 |
48598,18 |
+23445,28 |
193,21 |
28734,07 |
–19864,11 |
59,10 |
3. Прибыль от продаж, тыс.р. |
7784,38 |
11807,48 |
+4023,10 |
151,68 |
8384,51 |
–2959,68 |
73,80 |
4. Среднесписочная численность персонала, чел. |
120,00 |
95,00 |
–25,00 |
79,17 |
60,00 |
–35,00 |
63,15 |
5. Среднемесячная |
6259,13 |
7068,00 |
+808,87 |
125,70 |
9564,00 |
+2458,00 |
135,31 |
6. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р. |
6200,59 |
6386,12 |
+185,53 |
102,99 |
6409,32 |
+23,20 |
100,36 |
7. Фондоотдача, р. |
8,08 |
12,60 |
+4,52 |
155,94 |
8,05 |
–4,55 |
63,89 |
8. Материальные затраты, тыс. р. |
10300,97 |
12891,00 |
+2590,03 |
125,15 |
26934,00 |
+14043,00 |
208,93 |
9. Материалоотдача, р. |
4,87 |
6,27 |
+1,40 |
128,74 |
1,91 |
–4,36 |
30,46 |
10. Амортизация, тыс. р. |
890,00 |
899,00 |
+9,00 |
101,01 |
898,00 |
–1,00 |
99,88 |
11. Амортизациоотдача, р. |
56,33 |
89,99 |
+33,66 |
159,75 |
57,49 |
–4,31 |
63,88 |
12. Рентабельность продаж, % |
15,50 |
14,59 |
–0,91 |
94,12 |
16,24 |
+1,65 |
111,30 |
13. Рентабельность активов, % |
0,08 |
0,10 |
+0,02 |
166,66 |
0,14 |
+0,04 |
71,42 |
14. Оборачиваемость |
1,25 |
1,30 |
+0,05 |
104,00 |
1,55 |
+0,25 |
119,23 |
15. Оборачиваемость |
9,08 |
9,98 |
+0,90 |
101,09 |
6,36 |
–3,62 |
63,72 |
16. Оборачиваемость |
189,36 |
270,98 |
+81,62 |
143,10 |
134,68 |
–76,30 |
49,70 |