Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности необходимы для эффективного управления предприятием. С их помощью руководители предприятия могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности. Успешное финансовое управление направлено на:
выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и кредитных финансовых неудач;
лидерство в борьбе с конкурентами;
обеспечение приемлемых темпов роста экономического потенциала предприятия;

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Предварительный обзор результатов деятельности
предприятия 5
1.1 Краткая характеристика предприятия 5
1.2 Анализ динамики основных технико-экономических
показателей за 2009-2011гг 6-13
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 14
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 15-16
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж
и прибыли до налогообложения 17-21
2.3 Анализ затрат, произведённых организацией 22-23
2.4 Анализ безубыточности 23-24
2.5. Анализ использования прибыли 24
2.6 Факторный анализ рентабельности продаж 24-31
2.7 Факторный анализ экономической рентабельности 31-35
Глава 3. Предлагаемое мероприятие по повышению рентабельности
предприятия 36-37
Заключение 38-39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

мой эконом.анализке.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

2. 1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов

Прежде чем изыскивать резервы увеличения прибыли организации, необходимо дать общую оценку изменения прибыли в отчётном году по сравнению с предыдущим годом.

Для этого необходимо воспользоваться данными формы  № 2 (отчёт о прибылях и убытках) и составить аналитическую таблицу (табл. 2).

 

Таблица 2 – Анализ уровня и динамики финансовых результатов предприятия за 2010-2011 гг.

Показатели

Фактически  за предущий год, тыс. руб.

Фактически  за отчётный год

Темпы роста  к предыдущему году, %

в действующих  ценах, тыс. руб.

в ценах предыдущего  года, тыс. руб.

в фактичес-кой  оценке

в сопостави-мой  оценке

Прибыль (убыток) до налогообло-жения

 

32688

 

53224

 

48385,5

 

162,8

 

148

Прибыль от продаж

24079

72330

65754,5

300

273

Удельный вес  прибыли от продаж в прибыли до налогообло-жения, %

 

 

73,7

 

 

135,9

 

 

135,9

 

 

184,4

 

 

184,4


 

 Как видно  из данных таблицы 2 прибыль  до налогообложения в отчетном  году значительно выше прибыли до налогообложения в предыдущем году, то же самое и прибыль от продаж. Темпы роста их следующие:

- по прибыли  до налогообложения в действующих  ценах 162,8%;

- в сопоставимых  ценах 148%;

- по прибыли  от продаж в действующих ценах  300%;

- в сопоставимых  значительно ниже – 273%;

- удельный вес  показателя прибыли от продаж  составляет 73,7% в прошлом году, 135,9% - в отчетном году в действующих  и сопоставимых ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Факторный анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения

Для анализа необходимо составить аналитическую таблицу (табл. 3), используя форму № 2 (отчёт о прибылях и убытках).

На прибыль  от продаж оказывают влияние следующие  факторы:

  1. количество проданной продукции;
  2. изменение цен на реализованную продукцию;
  3. себестоимость проданных товаров;
  4. коммерческие расходы;
  5. управленческие расходы.

Таблица 3

Показатели

За отчётный период, тыс. руб.

За предыду-щий  период,  тыс. руб.

Откл. (+,–), тыс. руб.

Уровень в % к  выручке в отчётном году

Уровень в % к  выручке в предыду-щем периоде

Откл. (+,–), %

1

2

3

4

5

6

7

Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (В)

 

 

213708

 

 

114307

 

 

99401

 

 

100

 

 

100

 

 

0

Себестоимость (производственная) проданных работ (С)

 

154067

 

98386

 

55681

 

72

 

86

 

-14

Валовая прибыль

86850

11428

75422

40,6

10

30,6

Коммерческие  расходы (КР)

-

-

-

-

-

-

Управленческие  расходы (УР)

14520

12651

1869

6,8

11

-4,2

Прибыль (убыток) от продаж (Пп)

72330

24079

48251

33,8

21

12,8

Проценты к  получению (% к получению)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

1

2

3

4

5

6

7

Проценты к  уплате

(% к уплате)

-

-

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях (Др. Д)

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

Прочие операционные доходы (Пр. Д)

 

367

 

-

 

367

 

0,2

 

0

 

0,2

Прочие операционные расходы

 

19473

 

8609

 

10864

 

9,1

 

7,5

 

1,6

Внереализационные

доходы

-

-

-

-

-

-

Внереализационные расходы

-

-

-

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения 

1607

1029

578

19

13

6

Отложенные  налоговые активы

-

-

-

-

-

-

Отложенные  налоговые обязательства 

-

-

-

-

-

-

Текущий налог  на прибыль

16210

-

16210

7,6

0

7,6

Чистая прибыль (убыток) очередного периода

 

34754

 

30358

 

4396

 

16,3

 

26,6

 

-10,3


 

Для факторного анализа необходимо учитывать влияние  инфляции. Для этого рассчитывают индекс цены:

 

В своей работе я буду ссылаться на индекс, который мне предоставила организация за 2011 год – 1,1%.

Затем определим выручку от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах:

Необходимо  определить увеличение выручки от продаж в отчётном году по сравнению с прошлым периодом за счёт роста цен:

 = - = 213708-194280 = 19428 тыс.руб.

За счет роста  цен на выполняемые работы  выручка  увеличилась на 19428 тыс.руб.

Далее проводим факторный анализ.

  1. Расчет влияния фактора «количество реализованной продукции»:

 = ,

где  - рентабельность продаж в базисном периоде.

Фактор «количество  реализованной продукции» оказал положительное  влияние на показатель прибыли от продаж в размере 27030,9 тыс.руб., то есть объем выполненных работ в отчетном году по сравнению с предыдущем годом увеличился.

  1. Расчёт влияния фактора «цена»:

П(ц) = .

За счет роста  цен на выполняемые работы прибыль  от продаж возросла на 6566,7 тыс.руб.

  1. Расчёт влияния фактора «себестоимость проданной продукции»:

П(с) =

,

где УСотч и УСбаз, - соответственно, уровни себестоимости в отчётном и базисном периоде.

Несмотря на то, что значение фактора «себестоимость проданной продукции» имеет отрицательное значение, на прибыль от продаж он оказал положительное влияние, поскольку снижение себестоимости выполненных работ является положительной тенденцией. Прибыль от продаж в отчетном году за счет этого фактора возросла на 11711,98 тыс.руб.

  1. Расчёт влияния фактора «коммерческие расходы»:

П(кр) =

,

где УКРотч и УКРбаз, - соответственно, уровни коммерческих расходов в отчётном и базисном периодах.

Поскольку коммерческие расходы  в отчетном и предыдущем году не имели места, следовательно фактор «коммерческих расходов» не оказал никакого влияния на изменение прибыли от продаж.

  1. Расчёт влияния фактора «управленческие расходы»:

П(ур) =

,

где УУРотч и УУРбаз, - соответственно, уровни управленческих расходов в отчётном и базисном периодах.

Значение фактора «управленческие расходы» получилось отрицательным, что означает положительный результат по отношению к прибыли от продаж. Прибыль от продаж в отчетном году за счет снижения фактора «управленческие расходы» возросла на 8975,7 тыс.руб.

Определим суммарное  влияние факторов на изменение прибыли  от продаж:

П = ∆ ПП (к)+ ∆ Пп(ц) + ∆ Пп(с) + ∆ Пп (кр) + ∆ П П (ур) = 16794,33+40079,88-29919,12 - 0 -8975,7= 48251 тыс.руб.

 

На прибыль  до налогообложения влияют те же факторы, что и на прибыль от продаж, а также факторы от прочей деятельности. Влияние этих факторов на прибыль до налогообложения можно установить балансовым методом (по колонке 5 (абсолютные отклонения) таблица 3).

Все показатели разделим на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличиваем (уменьшаем) показатель фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположенным образом.

К факторам «прямого действия» относятся:

- прочие доходы (увеличили прибыль на 367 тыс. руб.)

К факторам «обратного действия» относятся:

- прочие расходы  (уменьшили прибыль на 19473 тыс. р.)

Далее обобщим  влияние факторов на прибыль от продаж и, следовательно, на прибыль до налогообложения и сведем в таблицу 4.

Таблица 4

Показатели-факторы 

Сумма, тыс. руб.

1. Количество  проданной продукции (работ, услуг)

16794,33  

2. Изменение  цен на реализованную продукцию

40079,88 

3. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг)

- 29919,12  

4. Коммерческие  расходы

                        -    

5. Управленческие  расходы

- 8975,7 

6. Проценты к  уплате

                       -

7. Проценты к  получению

                       -

8. Прочие операционные доходы

               367       

9. Прочие операционные  расходы

- 10864  

Совокупное  влияние факторов на прибыль до налогообложения

16458,09


 

Таким образом, на увеличение прибыли до налогообложения  положительное влияние оказали  рост цен, снижение себестоимости работ и уменьшение прочих операционных доходов по сравнению с предыдущим годом.

 

 

 

 

2.3. Анализ  затрат, произведённых организацией

 

Как было выяснено из предыдущего вопроса, наибольший удельный вес в затратах занимает себестоимость проданной продукции. В связи с этим возникает задача установления структуры себестоимости в отчетном году по сравнению с предыдущим годом. Поэтому необходимо провести подробный анализ затрат на произведенную продукцию по экономическим элементам. Для этого необходимо составить следующую аналитическую таблицу на основании формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» раздела «Расходы по обычным видам деятельности».                 Таблица 5

Элементы затрат

Прошлый год

Отчётный год

Отклонения (+,-)

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

%

Материальные  расходы

12747

11,2

12689

5,9

-58

-5,3

99,5

Расходы на оплату труда

16650

14,6

24180

11,3

7530

-3,3

145,2

ЕСН

303

0,3

450

0,2

147

-0,1

148,5

Амортизация

53784

47

66450

31

12666

-16

123,5

Прочие расходы

8609

7,5

19473

9,1

10864

1,6

226,19

Итого

80557

100

111821

100

31264

-

138,8




 

 

Из таблицы  видно, что наибольшая доля в общей  сумме затрат приходится на амортизацию. Её удельный вес в себестоимости в отчетном году по сравнению с базисным уменьшилось на -16 %. А темп роста составил 123,5%. Следовательно, данное предприятие ввело основные производственные фонды.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия