Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Анализ прибыли и рентабельности необходимы для эффективного управления предприятием. С их помощью руководители предприятия могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности. Успешное финансовое управление направлено на:
выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и кредитных финансовых неудач;
лидерство в борьбе с конкурентами;
обеспечение приемлемых темпов роста экономического потенциала предприятия;

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Предварительный обзор результатов деятельности
предприятия 5
1.1 Краткая характеристика предприятия 5
1.2 Анализ динамики основных технико-экономических
показателей за 2009-2011гг 6-13
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 14
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 15-16
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж
и прибыли до налогообложения 17-21
2.3 Анализ затрат, произведённых организацией 22-23
2.4 Анализ безубыточности 23-24
2.5. Анализ использования прибыли 24
2.6 Факторный анализ рентабельности продаж 24-31
2.7 Факторный анализ экономической рентабельности 31-35
Глава 3. Предлагаемое мероприятие по повышению рентабельности
предприятия 36-37
Заключение 38-39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

мой эконом.анализке.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

На втором месте  по удельному весу после амортизации находятся затраты на оплату труда. Они увеличились в отчетном году по сравнению с базисным на 45,2%. 

Материальный  затраты в отчетном году снизились  по сравнению с базисным. Следовательно, предприятие не материалоемкое.

Прочие расходы  в отчетном году по сравнению с  базисным увеличились на 10864 тыс. руб. а темп роста составил 226,19%.

2.4. Анализ  безубыточности

Основная задача анализа безубыточности - определить критический объём продукции и запас финансовой прочности предприятия. Расчёт критического объёма продаж можно произвести графически или по формуле:

Вк = =44576/(1- (109491/213708)) = 89152

 

где: Вк - критический объём продукции;

НЗ - неизменющиеся (постоянные затраты);

ИЗ - изменяющиеся (переменные затраты).

 

Таблица 6

Показатели

Прошлый год

Отчётный год

Откл., (+,-)

Темп роста, %

Выручка от продаж, тыс. руб. (В)

114307

213708

99401

186,9

Всего затрат, тыс. руб.,

98386

154067

55681

156,6

Постоянные  затраты

22340

44576

22236

Переменные  затраты

76046

109491

33445

Прибыль от продаж, тыс. руб. (Пп)

24079

72330

48251

300,4

Выручка в точке  безубыточности, тыс. руб. (Вк)

74446

89152

14706

119,8

К выручке от продаж, %

65

41,7

-23,3

-




 

Зона финансовой прочности для предприятия в  отчетном году составил 213708 – 89152 = 124556 тыс. руб., в базисном году 114307 – 74446 = 39861тыс. руб.

Рис. 8. Точка  безубыточности предприятия

 

 

2.5. Анализ  использования прибыли

 

ЧП = [В – С  – КР – УР + %получ – %уплач + ПрД – ПрР] – ОНА + ОНО – НП

 Чистая прибыль  – это та сумма прибыли,  которая остается в распоряжении  предприятия после уплаты всех налогов. Она ещё носит название нераспределённая прибыль.

Чистая прибыль  направлена на выплату дивидендов по акциям.

2.6. Анализ  показателей рентабельности

 

Рентабельность  – это прибыльность, выраженная в процентах.

Различают следующие  показатели рентабельности:

а) Рентабельность продаж

 

Согласно данной формуле, на рентабельность продаж могут  оказать влияние такие факторы, как:

  • выручка от продаж (В);
  • себестоимость проданных товаров, работ, услуг (С);
  • коммерческие расходы (КР);
  • управленческие расходы (УР).

Для того, чтобы  установить долю влияния каждого  из названных факторов, необходимо, используя метод «цепных подстановок», основываясь на данных из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», выяснить, в какой степени каждый из факторов оказал влияние на изменение рентабельности продаж.

    1. Доля влияния выручки от продаж:

RB = ((B1-C0-КР0-УР0/B1)-(B0-C0-КР0-УР0/В0))*100 = ((213708-125735-12651/213708)-(114307-125735-12651/114307))*100 = (0,4+0,2)*100 = 8,8%

В связи с  ростом выручки от продаж в отчетном году, рентабельность выросла на 60%.

2) Доля влияния себестоимости:

Rc = ((B1-C1-КР0-УР0/В1)-(В1-С0-КР0-УР0/В1))*100 = ((213708-126859-12651/213708)-(213708-125735-12651/213708))*100 = (0,4-0,35)*100=5%

В связи с  небольшим ростом себестоимости  в отчетном году, рентабельность продаж увеличилась незначительно (5%).

3) Доля влияния коммерческих  расходов:

 

Rкр = ((В1-С1-КР1-УР0/В1)-(В1-С1-КР0-УР0/В1))*100 = ((213708-126859-12651/213708)-(213708-126859-12651/213708))*100 = (0,4-0,4)*100 = 0

 

Коммерческие  расходы в отчетном году не повлияли на рентабельность продаж.

 

4) Доля влияния  управленческих расходов:

Rур = ((В1-С1-КР1-УР1/В1)-(В1-С1-КР1-УР0/В1)) = ((213708-126858-14520/213708)-(213708-126858-12651/213708)) = (0,34-0,35)*100 = - 1%

В связи с  ростом управленческих расходов в отчетном году, рентабельность снизилась на 1%.

Общее влияние  всех факторов:

Общее влияние факторов = 8,8+5+0+(-1) = 12,8

 

б) Анализ отдельных изделий

Рентабельность  продаж в значительной степени зависит  от рентабельности отдельных изделий.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения цены и себестоимости единицы продукции:

 

Расчет влияния  этих факторов проводится методом цепных подстановок. Для этого составим аналитическую таблицу 7.

Вид продукции

Цена единицы продукции

Себестоимость единицы  продукции

Рентабельность, %

Отклонения в %

Предыдущий год

Отчетный год

Предыдущий год

Отчетный год

Предыдущий год

Условный

Отчетный год

общее

За счет

цены

себестоимости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Услуги по передаче э/э

290

320

140

190

107

128,6

70

-37

21,6

-58,6

Прочие

80

90

40

46

100

125

96

-4

25

-29




 

 

Как видно из таблицы 7, что по 2 изделиям произошло снижение рентабельности.

Снижение рентабельности произошло за счет увеличения себестоимости  услуг, так как тарифы на электроэнергию растут.

в) Анализ системы показателей

Показатели

Способ расчета

За отч. год

За предыд. год

Отклонения

(+/-)

Рентабельность продаж

33,8

21

12,8

Чистая рентабельность

146

26,6

119,4

Экономическая рентабельность

2,2

2,2

0

Рентабельность собственного капитала

    2,8

2,5

0,3

Частные показатели

Валовая рентабельность

40,6

10

30,6

Затрадоотдача

51,2

17,4

33,8




Для данного анализа составим следующую  аналитическую таблицу (таблица 8).

Таблица 8.

 

 

 

Рентабельность перманентного  капитала

2,8

2,5

0,3

Коэффициент устойчивости экономического роста

2,8

2,5

0,3


 

R1 показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На данном предприятии рентабельность продаж увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,8%. Это произошло из-за снижения себестоимости продукции.

R2 – показывает сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. Данный показатель на предприятии увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 119,4%, что связано с увеличением прибыли от продаж, и увеличением доходов и уменьшением расходов от прочей деятельности в структуре выручки.

R3 – показывает эффективность использования всего имущества предприятия. На данном предприятии  эффективность использования имущества увеличилось не изменялась.

R4 – показывает эффективность использования собственного капитала. В 2011 году уровень рентабельности собственного капитала на данном предприятии повысился по сравнению с предыдущим годом на 0,3 %.

R5 – показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Данный показатель увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 30,6%, что связано со снижением себестоимости продукции в структуре выручки.

R6 – показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат. Данный показатель в отчётном году увеличилось на 33,8% по сравнению с базисным годом. Это связано со значительным увеличением выручки от продаж на 99401 тыс. руб. Одновременно с этим снизилась и себестоимость производимой продукции, что позволило столь же значительно вырасти валовой прибыли.

R7 – показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. В отчетном году по сравнению с базисным показатель увеличился на 0,3% из-за незначительного увеличения чистой прибыли.

R8 – показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счёт финансово-хозяйственной деятельности. В отчетном году по сравнению с базисным показатель увеличился на 0,3%.

2.7. Факторный  анализ экономической рентабельности

 

Экономическая рентабельность характеризует эффективность использования  имущества организации.

где:

B – выручка от продаж, тыс. руб.;

M – материальные затраты, тыс. руб.;

U – затраты на оплату труда, тыс. руб.;

A – амортизация, тыс. руб.;

F – стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.;

E – стоимость оборотных активов, тыс. руб.;

 

По этой формуле  можно установить влияние на изменение  экономической рентабельности таких факторов, как:

  • материалоемкости  ;
  • зарплатаемкость  ;
  • амортизациеемкость  ;
  • фондоемкость  ;
  • коэффициент закрепления оборотных средств  ;

Для анализа  необходимо составить аналитическую таблицу (таблица 9).

Таблица 9

Показатели

Условные обозначения  и формулы расчета

Предыдущий год

Отчетный год

Отклонение

(+,-)

Выручка от продаж, тыс. руб.

B

114307

213708

99401

Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.

F

1248046

1168551

-79495

Стоимость оборотных  активов, тыс. руб.

E

1353114

1555371

202257

Материальные затраты, тыс. руб.

M

12747

12689

-58

Затраты на оплату труда, тыс. руб.

U

16650

24180

7530

Амортизация, тыс. руб.

A

125735

126758

1023

 

Рассчитываются:

     

Материалоемкость Ме

M/B

0,1

0,06

-0,34

Зарплатаемкость Зе

U/B

0,15

0,11

-0,04

Амортизациеемкость Ае

A/B

1

0,6

-0,4

Фондоемкость Фе

F/B

10,9

5,5

-5,4

Коэффициент закрепления  оборотных средств Кз

E/B

11,8

7,3

-4,5

Экономическая рентабельность Rэк.

0,4

4

3,6

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия