Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа
Анализ прибыли и рентабельности необходимы для эффективного управления предприятием. С их помощью руководители предприятия могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности. Успешное финансовое управление направлено на:
выживания предприятия в условиях конкурентной борьбы;
избежание банкротства и кредитных финансовых неудач;
лидерство в борьбе с конкурентами;
обеспечение приемлемых темпов роста экономического потенциала предприятия;
Введение 3-4
Глава 1. Предварительный обзор результатов деятельности
предприятия 5
1.1 Краткая характеристика предприятия 5
1.2 Анализ динамики основных технико-экономических
показателей за 2009-2011гг 6-13
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия 14
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов 15-16
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж
и прибыли до налогообложения 17-21
2.3 Анализ затрат, произведённых организацией 22-23
2.4 Анализ безубыточности 23-24
2.5. Анализ использования прибыли 24
2.6 Факторный анализ рентабельности продаж 24-31
2.7 Факторный анализ экономической рентабельности 31-35
Глава 3. Предлагаемое мероприятие по повышению рентабельности
предприятия 36-37
Заключение 38-39
Список литературы 40
На втором месте по удельному весу после амортизации находятся затраты на оплату труда. Они увеличились в отчетном году по сравнению с базисным на 45,2%.
Материальный затраты в отчетном году снизились по сравнению с базисным. Следовательно, предприятие не материалоемкое.
Прочие расходы в отчетном году по сравнению с базисным увеличились на 10864 тыс. руб. а темп роста составил 226,19%.
2.4. Анализ безубыточности
Основная задача анализа безубыточности - определить критический объём продукции и запас финансовой прочности предприятия. Расчёт критического объёма продаж можно произвести графически или по формуле:
Вк = =44576/(1- (109491/213708)) = 89152
где: Вк - критический объём продукции;
НЗ - неизменющиеся (постоянные затраты);
ИЗ - изменяющиеся (переменные затраты).
Таблица 6
Показатели |
Прошлый год |
Отчётный год |
Откл., (+,-) |
Темп роста, % |
Выручка от продаж, тыс. руб. (В) |
114307 |
213708 |
99401 |
186,9 |
Всего затрат, тыс. руб., |
98386 |
154067 |
55681 |
156,6 |
Постоянные затраты |
22340 |
44576 |
22236 | |
Переменные затраты |
76046 |
109491 |
33445 | |
Прибыль от продаж, тыс. руб. (Пп) |
24079 |
72330 |
48251 |
300,4 |
Выручка в точке безубыточности, тыс. руб. (Вк) |
74446 |
89152 |
14706 |
119,8 |
К выручке от продаж, % |
65 |
41,7 |
-23,3 |
- |
Зона финансовой прочности для предприятия в отчетном году составил 213708 – 89152 = 124556 тыс. руб., в базисном году 114307 – 74446 = 39861тыс. руб.
Рис. 8. Точка безубыточности предприятия
2.5. Анализ использования прибыли
ЧП = [В – С – КР – УР + %получ – %уплач + ПрД – ПрР] – ОНА + ОНО – НП
Чистая прибыль
– это та сумма прибыли,
которая остается в
Чистая прибыль направлена на выплату дивидендов по акциям.
2.6. Анализ показателей рентабельности
Рентабельность – это прибыльность, выраженная в процентах.
Различают следующие показатели рентабельности:
а) Рентабельность продаж
Согласно данной формуле, на рентабельность продаж могут оказать влияние такие факторы, как:
Для того, чтобы
установить долю влияния каждого
из названных факторов, необходимо,
используя метод «цепных
RB = ((B1-C0-КР0-УР0/B1)-(B0-C0-КР0
В связи с ростом выручки от продаж в отчетном году, рентабельность выросла на 60%.
2) Доля влияния себестоимости:
Rc = ((B1-C1-КР0-УР0/В1)-(В1-С0-КР0
В связи с небольшим ростом себестоимости в отчетном году, рентабельность продаж увеличилась незначительно (5%).
3) Доля влияния коммерческих расходов:
Rкр = ((В1-С1-КР1-УР0/В1)-(В1-С1-КР0
Коммерческие расходы в отчетном году не повлияли на рентабельность продаж.
4) Доля влияния управленческих расходов:
Rур = ((В1-С1-КР1-УР1/В1)-(В1-С1-КР1
В связи с ростом управленческих расходов в отчетном году, рентабельность снизилась на 1%.
Общее влияние всех факторов:
Общее влияние факторов = 8,8+5+0+(-1) = 12,8
б) Анализ отдельных изделий
Рентабельность продаж в значительной степени зависит от рентабельности отдельных изделий.
Уровень рентабельности
отдельных видов продукции
Расчет влияния этих факторов проводится методом цепных подстановок. Для этого составим аналитическую таблицу 7.
Вид продукции |
Цена единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции |
Рентабельность, % |
Отклонения в % | ||||||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Условный |
Отчетный год |
общее |
За счет | ||
цены |
себестоимости | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Услуги по передаче э/э |
290 |
320 |
140 |
190 |
107 |
128,6 |
70 |
-37 |
21,6 |
-58,6 |
Прочие |
80 |
90 |
40 |
46 |
100 |
125 |
96 |
-4 |
25 |
-29 |
Как видно из таблицы 7, что по 2 изделиям произошло снижение рентабельности.
Снижение рентабельности произошло за счет увеличения себестоимости услуг, так как тарифы на электроэнергию растут.
в) Анализ системы показателей
Показатели |
Способ расчета |
За отч. год |
За предыд. год |
Отклонения (+/-) |
Рентабельность продаж |
33,8 |
21 |
12,8 | |
Чистая рентабельность |
146 |
26,6 |
119,4 | |
Экономическая рентабельность |
2,2 |
2,2 |
0 | |
Рентабельность собственного капитала |
2,8 |
2,5 |
0,3 | |
Частные показатели | ||||
Валовая рентабельность |
40,6 |
10 |
30,6 | |
Затрадоотдача |
51,2 |
17,4 |
33,8 |
Для данного анализа составим следующую аналитическую таблицу (таблица 8).
Таблица 8.
Рентабельность перманентного капитала |
2,8 |
2,5 |
0,3 | |
Коэффициент устойчивости экономического роста |
2,8 |
2,5 |
0,3 |
R1 показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На данном предприятии рентабельность продаж увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,8%. Это произошло из-за снижения себестоимости продукции.
R2 – показывает сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки. Данный показатель на предприятии увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 119,4%, что связано с увеличением прибыли от продаж, и увеличением доходов и уменьшением расходов от прочей деятельности в структуре выручки.
R3 – показывает эффективность использования всего имущества предприятия. На данном предприятии эффективность использования имущества увеличилось не изменялась.
R4 – показывает эффективность использования собственного капитала. В 2011 году уровень рентабельности собственного капитала на данном предприятии повысился по сравнению с предыдущим годом на 0,3 %.
R5 – показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки. Данный показатель увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 30,6%, что связано со снижением себестоимости продукции в структуре выручки.
R6 – показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат. Данный показатель в отчётном году увеличилось на 33,8% по сравнению с базисным годом. Это связано со значительным увеличением выручки от продаж на 99401 тыс. руб. Одновременно с этим снизилась и себестоимость производимой продукции, что позволило столь же значительно вырасти валовой прибыли.
R7 – показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. В отчетном году по сравнению с базисным показатель увеличился на 0,3% из-за незначительного увеличения чистой прибыли.
R8 – показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счёт финансово-хозяйственной деятельности. В отчетном году по сравнению с базисным показатель увеличился на 0,3%.
2.7. Факторный
анализ экономической
Экономическая рентабельность
характеризует эффективность
где:
B – выручка от продаж, тыс. руб.;
M – материальные затраты, тыс. руб.;
U – затраты на оплату труда, тыс. руб.;
A – амортизация, тыс. руб.;
F – стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.;
E – стоимость оборотных активов, тыс. руб.;
По этой формуле можно установить влияние на изменение экономической рентабельности таких факторов, как:
Для анализа необходимо составить аналитическую таблицу (таблица 9).
Таблица 9
Показатели |
Условные обозначения и формулы расчета |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
B |
114307 |
213708 |
99401 |
Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб. |
F |
1248046 |
1168551 |
-79495 |
Стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
E |
1353114 |
1555371 |
202257 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
M |
12747 |
12689 |
-58 |
Затраты на оплату труда, тыс. руб. |
U |
16650 |
24180 |
7530 |
Амортизация, тыс. руб. |
A |
125735 |
126758 |
1023 |
Рассчитываются: |
||||
Материалоемкость Ме |
M/B |
0,1 |
0,06 |
-0,34 |
Зарплатаемкость Зе |
U/B |
0,15 |
0,11 |
-0,04 |
Амортизациеемкость Ае |
A/B |
1 |
0,6 |
-0,4 |
Фондоемкость Фе |
F/B |
10,9 |
5,5 |
-5,4 |
Коэффициент закрепления оборотных средств Кз |
E/B |
11,8 |
7,3 |
-4,5 |
Экономическая рентабельность Rэк. |
0,4 |
4 |
3,6 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия