Анализ производства и реализации продукции на предприятии лесного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа производства продукции предприятия, и на основе этого анализа выявление резервов расширения выпуска и увеличения объемов реализации, разработка предложений по их рациональному использованию.
В связи с этим при написании работы необходимо решить следующие основные задачи:
1. Характеристика Учебно-опытного лесхоза, анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;
2. рассмотрение теоретических аспектов анализа объема выработанной продукции;
3. анализ динамики выпуска продукции Учебно-опытного лесхоза;
4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема производства продукции.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика основных технико-экономических показателей деятельности УОЛ
1.1.Краткая характеристика Учебно - опытного лесхоза
1.2. Характеристика лесохозяйственной деятельности лесхоза
1.3. Анализ результатов производственно-финансовой деятельности УОЛ
2. Анализ объема выработанной продукции и пути его увеличения
2.1. Теоретические основы анализа объема выработанной продукции и пути его увеличения
2.2.Анализ объема произведенной продукции Учебно-опытного лесхоза и пути его увеличения
3. Выводы и предложения
4. Список использованной литерату

Файлы: 1 файл

курсовая по ахд.docx

— 136.07 Кб (Скачать файл)

Отрицательная разница между  объемом проданной продукции  и выпуском товарной продукции объясняется  низким спросом на продукцию потребителями, в связи с чем растут остатки  нереализованной готовой продукции. Тем не менее, следует отметить, что  эти показатели имеют тенденцию  к уменьшению их разницы.

Качество выпускаемой  продукции часто не соответствует  запросам покупателей. Затраты на производство продукции находятся на высоком  уровне из-за перерасхода материалов, горючего, масел.

За отчетный период подсобное  производство не имело никакой прибыли, выручка от реализации соответствовала  себестоимости проданных товаров.

Одним из важнейших факторов увеличения объема работ является обеспеченность лесхоза основными фондами в  необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное  их использование.

К основным фондам предприятий  лесного хозяйства относятся  все средства труда, кроме земли  и леса.

В зависимости от назначения основные фонды делят на производственные и непроизводственные. Непроизводственные основные фонды прямого участия  в процессе труда не принимают, выполняют  вспомогательную роль. В УОЛ к  ним относятся жилые дома.

Производственные основные фонды делятся на промышленные производственные и производственные фонды других отраслей.

Состав и структура  основных средств лесхоза представлены в табл. 9.

Из таблицы 9 видно, что  основную долю в основных фондах лесхоза (более 70%) составляют здания, т.е. пассивная  часть основных средств. Непроизводственные фонды занимают небольшую долю, всего 14%. Основные средства лесохозяйственного назначения колеблются в пределах 30%.

За анализируемый период изменения в структуре основных фондов произошли незначительные. Стоимость  основных фондов за три года уменьшилась  на 678,8 тыс. руб., снижение стоимости  обусловлено выбытием транспортных средств.

Промышленные производственные основные фонды непосредственно  участвуют в выпуске продукции. В УОЛ к ним относятся:

1. трелевочные тракторы - ТТ-4М, ТДТ-55А, трелевочные тракторы  с манипулятором - ТБ-1М, ЛП-18А;

2. лесовозные автомобили - УРАЛ-375, ЗиЛ-131, КаМАЗ, МАЗ;

3. оборудование нижних  складов - башенный кран БКСМ-4, раскряжевочная установка ЛО-15С;

4. деревообрабатывающие  станки и оборудование - лесопильные  рамы Р-63-4А, Р-63-4Б, пилы АЦ-ЗС  и т.д.

Производственные фонды  других отраслей в УОЛ представлены главным образом тракторами, почвообрабатывающими и лесопосадочными машинами, бульдозерами и др. ср., предназначенными для выполнения комплекса лесохозяйственных, лесомелиоративных  и иных работ.

В лесхозе к ним относятся: культиватор КЛБ-1,7, сеялка СЛН-1, ССР-1-2, лесопосадочная машина, плуги ПКЛ-70-3, ПКЛ-70-40, плуг навесной, выкопочный плуг, бороны ЗИГ-ЗАГ, опрыскиватели, корчеватели, кусторезы СЕКОР-3, лесопосадочная машина, лесной диск - ДЛКТ.

Основные средства учебно-опытного лесхоза имеются в достаточном  количестве, но с большим процентом  изношенности и требуют обновления за счет капитальных вложений из бюджета, так как нет собственных средств  на приобретение.

Далее проведем анализ показателей  движения и технического состояния  основных фондов (табл. 10).

Таблица 10

Показатели движения и  технического состояния основных средств  УОЛ

Показатели

Уровень показателя

Отклонения

2003

2004

2005

2004-2003

2005-2004

Коэффициент обновления

0,016

0,022

0,003

0,006

-0,019

Коэффициент выбытия 

0,003

0,008

0,002

0,005

-0,006

Коэффициент прироста

0,132

0,151

0,158

0,019

0,007

Коэффициент износа

0,706

0,676

0,657

-0,012

-0,009

Коэффициент годности

0,294

0,324

0,343

0,012

0,011


Сведения из таблицы показывают, что техническое состояние основных средств удовлетворительное: коэффициент  обновления очень низкий, прирост  основных фондов незначительный, почти  на 70% основные фонды изношены.

Анализ использования  основных фондов предприятия осуществляется на основе показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.

Показатель фондоотдачи  – это важнейший экономический  показатель использования основных фондов, который определяется как  отношение стоимости продукции, работ, услуг к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов. Он показывает, сколько приходится продукции в денежном выражении  на 1 руб. основных производственных фондов.

Показатель, обратный фондоотдаче, называется фондоемкостью, этим показателем  характеризуется доля основных фондов, приходящихся на единицу произведенной  продукции и работ.

Показатель фондовооруженности определяет насыщенность производственного  процесса основными фондами и  определяется как отношение среднегодовой  стоимости основных производственных фондов к численности работников организации.

Рассмотрим использование  основных производственных фондов лесхоза (табл. 11).

Таблица 11

Эффективность использования  основных фондов лесхоза

Показатель

Уровень показателя

Отклонения

2003

2004

2005

2004/

2003

2005/

2003

2005/

2004

Фондовооруженность,

тыс. руб./чел.

283,4

284,2

284,5

0,8

0,1

0,3

Фондоотдача, руб./руб.

0,15

0,17

0,22

0,02

0,07

0,05

Фондоемкость, руб./руб.

6,58

5,86

4,58

-0,72

-2,00

-1,28


За период 2003-2005 гг. стоимость  основных фондов возросла всего на 0,3% при росте реализованной продукции  и выполненных работ 44%. В связи  с этим фондоотдача возросла на 7 коп. или на 46,7%, а фондоемкость снизилась  на 30,4%. Рост фондоотдачи и соответственное  уменьшение фондоемкости продукции  свидетельствуют о достаточно эффективном  использовании основных фондов в  лесхозе.

Увеличение фондовооруженности в 2005 году произошло за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств и снижения численности  работников лесхоза. Рост фондовооруженности оценивается положительно в работе организации.

Анализ использования  труда и заработной платы начинается с изучения выполнения плана по численности  и составу работников, т.е. обеспеченности предприятия кадрами (табл. 12).

Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий  уровень производительности труда  имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения  эффективности производства.

Исходя из данных таблицы 12, в лесхозе наблюдается постепенное  снижение среднесписочной численности  по лесохозяйственной и предпринимательской  деятельности, вследствие уменьшения финансирования из бюджета и не достаточности  собственных средств.

Фонд заработной платы  в 2004 году увеличился по сравнению с 2003 годом на 1253,7 тыс.руб. в связи  с ростом минимальной заработной платы. Также произошло незначительное увеличение фонда заработной платы  в 2005 году и составило 1374,7 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата работника лесхоза составила  в 2004 году – 3437 руб., в 2005 году – 4222 руб., что на 22,8% больше уровня предыдущего  года. В том числе заработная плата  работника лесного хозяйства  – 4100 и 4793 руб. соответственно в 2004 и 2005 годах (рост 16,9%), работника учебно-производственных мастерских – 2804 и 3704 руб. (рост – 32%).

В лесхозе наблюдается  высокий уровень текучести кадров, что объясняется сезонностью  работ, тяжелыми условиями труда  и низкой заработной платой.

В 2003-2005 гг. балансовой прибыли  у лесхоза нет.

Затраты на 1 руб. товарной продукции  Учебно-производственных мастерских составили 0,95 руб. в 2004 году и 1,00 руб. в 2005 году.

Данные о себестоимости  и рентабельности отдельных видов продукции приведены в табл. 13.

В 2003 году производство всех видов продукции было прибыльно. Наибольшая рентабельность отмечена по дверным и оконным блокам (110 и 102% соответственно), тарным комплектам (106%) и хлебным лоткам (109%).

В 2004 году по таким видам  продукции как пиломатериалы, рентабельность составила 20,7%, половая рейка - 28,9%, плинтус - 25,9%. В 2004 году убыточно производство штакетника.

В 2005 году по таким видам  продукции как пиломатериалы  рентабельность составила 11,9%, вагонка  и половая рейка - 2,1%, штакетник -28,2%. Рост себестоимости отдельных видов  продукции вызвал убыточность производства: филенчатые двери с блоками -12,1%, тарные комплекты -19,5%, плинтус -4,7%.

Падение рентабельности в 2005 г. на основные виды продукции УОЛ  связано, прежде всего, с превышением  затрат на производство и реализацию работ и услуг над общим  объемом выручки от реализации продукции.

Данные, приведенные в  таблице 13 показывают, что доходы предприятия  значительно сократились. У предприятия  наблюдается очень низкая рентабельность вследствие превышающего роста затрат над темпами роста выручки  от реализации продукции. В целом  можно сделать вывод, что УОЛ  работает для того, чтобы покрыть  свои расходы.

На предприятии должна вестись активная работа по снижению себестоимости производства и реализации готовой продукции, экономии сырья  и материальных ресурсов; поддержанию  дисциплины производства.

2. Анализ объема выработанной  продукции и пути его увеличения

2.1. Теоретические основы  анализа объема выработанной  продукции и пути его увеличения

Объем выпуска и объем  реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет большое значение. Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли предприятия. Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

1) оценки степени выполнения  плана реализации продукции и  производственной программы; 2) оценки  динамики выпуска и реализации  продукции;

3) оценки выполнения договоров  по объему, ритмичности поставки, качеству и комплектности продукции;

4) установление причин  снижения объектов производства  и неритмичности выпуска;

5) количественной оценки  резервов роста выпуска и реализации  продукции, разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Основными показателями объема производства является товарная, валовая  и реализованная продукция. Объекты  анализа, предлагаемые Любушиным Н.П. представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Объекты анализа  объема произведенной продукции

Валовая продукция – это  стоимость всей произведенной продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Перспективный анализ выпуска  и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется  при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции  Любушин Н.П. предлагает проводить  в несколько этапов:

1. Изучение динамики выпуска  валовой и товарной продукции  в сопоставлении с объемом  реализованной продукции.

2. Анализ выполнения производственной  программы по ассортименту.

3. Анализ структуры продукции  и влияния структурных сдвигов  на выполнение производственной  программы.

4. Оценка точки безубыточности  и запаса финансовой прочности  предприятия.

Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции  проводится с помощью показателей: базисных темпов роста; цепных темпов роста; среднегодовых темпов роста (прироста).

Анализ динамики проводится как в текущих, так и в сопоставимых ценах. Объектами анализа при  этом являются валовая, товарная, реализованная  продукция, оцененные в стоимостных показателях, а также выпуск продукции в натуральных показателях.

Этап 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана  являлся формой контроля за деятельностью  предприятия со стороны государства  в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие  разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет  оценить: степень выполнения договорных обязательств; качество планирования; качество менеджмента.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции на предприятии лесного хозяйства