Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
Переход к рыночной
экономике требует от предприятий
повышения эффективности
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
1.1.- 1.2. Значение и объекты анализа производства продукции. Цель, задачи и источники информации анализа производства продукции.
Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного анализа выпуска продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:
1) оценки выполнения
степени плана производства
2) оценки динамики выпуска продукции;
3) оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставки, качества и комплексности продукции;
4) установление
причин снижение объема
5) количественной оценки резервов роста выпуска продукции.1
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция - это стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min-max, представляющих релевантный ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска продукции.
Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.
Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.
Оптимальным считается такой объем производства, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях конъюнктуры рынка в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.
Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.
Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста
объема производства, повышение качества
продукции непосредственно
Рис.1.1. Структура объектов анализа
Информационной базой для анализа объемов производства продукции может быть:
1) Статистические показатели (Формы бухгалтерского баланса);
2) оперативные отчеты;
3) планы-графики производства;
4) планы экономического
и социального развития
5) различные виды сопроводительной документации.
Объекты анализа:
- объем выпуска товарной, реализованной
продукции (выручки от продаж); физический
объем производства и реализации по номенклатуре
и ассортименту;
- изменение остатков готовой продукции
на складе;
- показатели выполнения договорных обязательств;
- показатели выполнения плана и динамики
производства и реализации;
- показатели ассортимента и структуры
производства и реализации;
- показатели ритмичности производственной
деятельности и отгрузки продукции;
- показатели качества и конкурентоспособности
продукции.
Задачи анализа:
- оценка выполнения плана производства
и реализации продукции, оценка динамики
производства и реализации по периодам;
выявление положительных и отрицательных
тенденций и причин выявленных тенденций
в степени выполнения плана и динамики
по периодам;
- оценка влияния факторов внутренней
и внешней среды на производственную деятельность
и сбыт продукции;
- выявление хозяйственных
резервов увеличения объемов
производства и реализации;
- разработка мероприятий экономического
характера по внедрению выявленных резервов
для целей планирования и прогнозирования.
Источники информации:
- бизнес-план, производственная программа
на год с разбивкой по кварталам, оперативные
планы-графики производства и реализации
продукции;
- документы финансовой отчетности: «Бухгалтерский
баланс», «Отчет о прибылях и убытках»;
- оборотные ведомости по счету 43; данные
складского аналитического учета;
- документы статистического наблюдения:
«Основные сведения о деятельности организации»,
«Сведения о производстве и отгрузке продукции»,
«Основные сведения о деятельности организации»;
- отчеты о производстве (в натуральном
и стоимостном выражении); данные о производственной
мощности предприятия (данные планово-экономического
отдела); данные отдела сбыта о заключенных
договорах и объемах поставок;
- прайс-листы, рекламные проспекты конкурентных
фирм, материалы выставок, аналитические
материалы маркетологов и т.д.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условия рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных и условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Рассмотрим следующую схему изменения объема реализации продукции.
|
Рисунок 1.1 – Схема факторной системы объема реализации продукции
Расчет влияния факторов (стоимость выпуска продукции, остатки готовой продукции на складах, остатки отгруженной продукции) на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции.
Особое внимание нужно уделить изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
ВП = ЧР * ГВ,
РП = Дрп * ЧР * ГВ,
Где ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ – среднегодовая
выработка продукции одним
Дрп – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
2) обеспеченность хозяйства основными средствами производства и интенсивность их использования:
ВП = ОСП *ФО,
РП = Дрп * ОСП * ФО,
Где ОСП – среднегодовая сумма основных средств производства предприятия;
ФО – фондоотдача основных средств;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ * МО,
РП = Дрп * МЗ * МО,
Где МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции;