Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

  и - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

  - количество произведенной продукции повышенного качества;

  - объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие  выпускает продукцию по сортам и  произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная  цена рассчитывается следующим образом:

Расчет влияния  сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным раньше, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (таблицы 6).

Таблица 6

Влияние сортового состава продукции  на объем выпуска

изделия А в стоимостном выражении

Сорт

продукции

Оптовая цена

1 шт,. руб.

Структура продукции, %

Изменение средней

цены  за счет

структуры, руб.

план

факт

Δ

1

2

3

6000

5000

2500

50

30

20

70

20

10

+20

-10

-10

+1200

-500

-250

Итого

5000

100

100

X

+450


 

В связи с  улучшением качества продукции (увеличением  доли продукции I сорта и уменьшением  соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию  А выше плановой на 450. руб., а стоимость всего фактического выпуска - на 2268 тыс. руб. (450 руб. * 5040 партий).

Аналогичные расчеты  можно делать по всем видам продукции, по которым установлены сорта.

 

 

    1. Анализ факторов производства продукции и оценка их влияния.

Изучив  динамику и выполнение плана по производству продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема:


 



 





 


 

 

 

 

Рисунок 1.4.  Схема факторной системы  объема произведенной продукции

 

Всегда особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции.

Таблица 7

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Валовая продукция, руб.

293 400

328 100

Численность персонала, чел.

52

42

Годовая выработка, руб.

5 642

7 812


 

Их можно  объединить в три группы:

  1. обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: 42 * 7812 = 328100 (на примере рассматриваемого предприятия)

 

ВП = ЧР * ГВ

 

Δ ВП чр = (42 – 52) * 7 812 = - 78 120

 Δ ВП гв = (7 812 – 5 642) * 52 = 112 840

БФ = -78 120 + 112 840 = 34 720

 

Можно сделать вывод, что валовой выпуск продукции  в отчетном году сократился на 78 120 рублей за счет снижения численности рабочих предприятия и выпуск увеличился на 112 840 рублей за счет повышения выработки.

  1. обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

 

Таблица 8

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Валовая продукция, руб.

293 400

328 100

ОПФ, руб

97 800

102531.25

ФО

3

3.2


 

 

ВП = ОПФ * ФО

 

102531.25 * 3.2 = 328100

Δ ВП опф = (102531.25 – 97 800) * 3.2 = 15 160

Δ ВП фо = (3.2 - 3) * 97 800 = 19 560

БФ = 15 160 + 19 560 = 34 720

 

  1. Аналогично рассчитывается влияние факторов в следующей модели: обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

 

ВП = МЗ * МО

 

113137.931 * 2.9 =328100

 

где ЧР – численность  рабочих,

ГВ – годовая выработка,

ОПФ – основные производственные фонды,

ФО – фондоотдача,

МЗ – материальные запасы,

МО – материалоотдача.

Расчет  влияния данных факторов на объем  валовой продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

 

 

    1. Резервы роста производства продукции.

Основные источники  резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рисунке 1.5.


 




 

 



 

 

 



 

 



 

 

Рисунок 1.5 Источники резервов увеличения объема продукции

 

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

         

 

где , , - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;

 РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

 РФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

- возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По  второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно/час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

 

 

По  третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

 

 

б) сверхплановые  отходы материалов делятся на норму  их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

 

 

в) планируемое сокращение нормы  расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

 

 

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (таблица 9).

 

 

 

 

 

Таблица 9

Резервы увеличения выпуска продукции

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции за счет

трудовых ресурсов

средств труда

предметов труда

Увеличение  количества ресурсов

Более полное использование  рабочего времени

Повышение производительности труда

 Сокращение  сверхплановых отходов сырья  и материалов

Снижение норм расхода сырья и материалов

5268

505

 

-

-

-8345

-

 

-

-

3215

-

-

323

1912

Итого

5773

8345

5450


 

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех  пор, пока не будут выявлены резервы  в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии  резерв увеличения выпуска продукции  ограничен материальными ресурсами  и составляет 5450 тыс. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 тыс. руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 тыс руб. (8345-5450).

При определении  резервов увеличения реализации продукции  необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

 

 

 

Заключение

 

 Предприятия  самостоятельно планируют свою  деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

 Поэтому  анализ работы промышленных предприятий  начинают с изучения показателей  выпуска продукции, который предполагает  следующие этапы:

1) анализ формирования и выполнения производственной программы;

2) анализ объема продукции;

3) анализ ассортимента продукции;

4) анализ структуры продукции;

5) анализ качества продукции;

6) анализ ритмичности  производства;

7) анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

По данным проведенного анализа производства на предприятии  можно сделать следующие выводы: в целом производственная и снабженческая  деятельность предприятия в норме.

Динамику производства невозможно представить однозначно, т.к. большую роль в деятельности предприятия имеет сезонный фактор.

В целом за отчетный год план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 4,3 %. Это свидетельствует  о снижении остатков нереализованной  продукции.

План по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %.

При анализе  структуры продукции, выяснилось, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Выполнение  плана по качеству - 101,5 %.

Также, необходимо сделать  вывод о том, что выпуск продукции  зависит от факторов влияющих на конечный результат. Так валовый выпуск продукции уменьшился за счет сокращения численности рабочих (78 120 рублей), но значительно увеличился за счет увеличения выработки на 1 рабочего (112 840 рублей). Изменения могут произойти, также за счет материалоотдачи, фондоотдачи основных производственных фондов.

Проанализирован хозяйственную  деятельность данного предприятия, в части производства товаров, можно  сделать вывод о хорошей производственной программе, ассортименте и качестве продукции, что в свою очередь  позволяет развиваться предприятию как тактически, так и стратегически в сложившихся условиях рыночной конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ производства продукции