Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Расчет влияния
данных факторов на объем валовой
и реализованной продукции
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рисунке 1.2.
|
Рисунок 1.2 – Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем группам ресурсов. Максимальный резерв не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
В сложившихся условиях необходимо увеличить размер дотаций на производство продукции; защитить отечественного производителя через систему таможенных тарифов на импортную продукцию, создать и реализовать целостную программу производства системы машин для механизации помещений.
Современные условия хозяйствования позволяют предприятиям полную самостоятельность в вопросах производства и реализации продукции: планирование и организация технологического процесса, объемы производства, структура продукции, контрагенты и направления реализации и др. Правильно выбранная стратегия производства и соответственные объемы выпуска продукции обеспечивают желанный объем реализации и финансовые результаты, которые соответствуют масштабам этой деятельности. При этом необходимо учитывать, что производственная деятельность предприятия находится под влиянием общей экономической ситуации, отраслевых пропорций и платежеспособности спроса населения.
2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 1 – Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2012 г.
Квартал |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
Базисные |
Цепные |
Базисные |
Цепные | |||
I |
10500 |
100 |
100 |
10500 |
100 |
100 |
II |
11000 |
104,8 |
104,8 |
10634 |
101,3 |
101,3 |
III |
12000 |
114,3 |
109,1 |
11951 |
113,8 |
112,4 |
IV |
12500 |
119,0 |
104,2 |
12300 |
117,1 |
102,9 |
Из таблицы видно, что к концу 2012 года объем производства увеличился на 19 %, а объем реализации - на 17,1 %. Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на ноябрь месяц, поэтому и повышается объем производства в ноябре, т.е. IV квартале).
Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рисунок 3).
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным:
Таблица 2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2012 г.
Продукция |
Объем производства, тыс.руб. |
Объем реализации, тыс.руб. | ||||||
план |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
факт |
+, - |
% к плану | |
А |
16465 |
16540 |
75 |
100,46 |
16280 |
17092 |
812 |
104,99 |
Б |
9790 |
10600 |
810 |
108,27 |
9680 |
9685 |
5 |
100,05 |
В |
9345 |
9600 |
255 |
102,73 |
9240 |
9331 |
91 |
100,98 |
Г |
8900 |
9260 |
360 |
104,04 |
8800 |
9277 |
477 |
105,42 |
Итого |
44500 |
46000 |
1500 |
103,37 |
44500 |
45385 |
885 |
101,99 |
Из таблицы
видно, что за отчетный год план по
выпуску готовой продукции
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.
Особо важное значение
для предприятия имеет
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Таблица 3
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2012 г. (на примере двух изделий), тыс. руб.
Изделие |
Покупатель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
А |
1 |
5400 |
5900 |
5400 | |
2 |
5480 |
5292 |
- 188 |
5400 | |
3 |
5400 |
5900 |
5400 | ||
Б |
1 |
4700 |
4600 |
- 100 |
4700 |
2 |
4980 |
5085 |
4700 | ||
ИТОГ |
25960 |
26777 |
-288 |
25600 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):
К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (25960 - 288): 25960 = 0,99 или 99 %.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.
2.2. Анализ ассортимента, структуры и ритмичности производства продукции.
Результаты
финансово-хозяйственной
В процессе анализа необходимо
выяснить, как хозяйствующий субъект
выполняет план по ассортименту в
натуральном и стоимостном
В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной продукции. Дать оценку выполнения задания по сертифицированной продукции.
Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существовавшему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам.
Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.
Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас%).
Существует несколько способов расчета среднего процент та выполнения задания по ассортименту.
Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.
Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Данный способ расчета приемлем в том случае и на тех предприятиях, где номенклатура выпускаемой продукции невелика.
Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению его выполнения. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.
Внутренними причинами являются
низкий уровень организации
В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции велика, а следовательно, невозможно воспользоваться первым способом расчета, используют более простой способ.