Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Расчет влияния  данных факторов на объем валовой  и реализованной продукции можно  произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем изучают  причины изменения среднегодовой  выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи и их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов в отчетном периоде.

Основные источники  резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рисунке 1.2.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 1.2 – Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем группам ресурсов. Максимальный резерв не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

В сложившихся  условиях необходимо увеличить размер дотаций на производство продукции; защитить отечественного производителя через систему таможенных тарифов на импортную продукцию, создать и реализовать целостную программу производства системы машин для механизации помещений.

Современные условия  хозяйствования позволяют предприятиям полную самостоятельность в вопросах производства и реализации продукции: планирование и организация технологического процесса, объемы производства, структура продукции, контрагенты и направления реализации и др. Правильно выбранная стратегия производства и соответственные объемы выпуска продукции обеспечивают желанный объем реализации и финансовые результаты, которые соответствуют масштабам этой деятельности. При этом необходимо учитывать, что производственная деятельность предприятия находится под влиянием общей экономической ситуации, отраслевых пропорций и платежеспособности спроса населения.

 

  1. Анализ производства продукции.

2.1. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и  реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 1 – Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2012 г.

Квартал

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

Базисные

Цепные

I

10500

100

100

10500

100

100

II

11000

104,8

104,8

10634

101,3

101,3

III

12000

114,3

109,1

11951

113,8

112,4

IV

12500

119,0

104,2

12300

117,1

102,9


 

Из таблицы  видно, что к концу 2012 года объем производства увеличился на  19 %, а объем реализации  - на 17,1 %.  Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на ноябрь месяц, поэтому и повышается объем производства в ноябре, т.е. IV квартале).

Для большей наглядности  динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически (рисунок 3).

Рисунок 1.3 - Динамика производства и реализации продукции за 2012 г.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным:

Таблица 2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2012 г.

Продукция

Объем производства, тыс.руб.

Объем реализации, тыс.руб.

план

Факт

+, -

%  к плану

план

факт

+, -

%  к плану

А

16465

16540

75

100,46

16280

17092

812

104,99

Б

9790

10600

810

108,27

9680

9685

5

100,05

В

9345

9600

255

102,73

9240

9331

91

100,98

Г

8900

9260

360

104,04

8800

9277

477

105,42

Итого

44500

46000

1500

103,37

44500

45385

885

101,99


 

Из таблицы  видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 3,37 %, а по реализации - на 1,99 %.  Это свидетельствует о повышении  остатков нереализованной продукции.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для  государственных нужд. Это гарантирует  предприятию сбыт продукции, своевременную  ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2012 г. (на примере двух изделий), тыс. руб.

Изделие

Покупатель

План поставки по договору

Фактически  отгружено

Недопоставка  продукции

Зачетный объем  в пределах плана

А

1

5400

5900

 

5400

 

2

5480

5292

- 188

5400

 

3

5400

5900

 

5400

Б

1

4700

4600

- 100

4700

 

2

4980

5085

 

4700

ИТОГ

 

25960

26777

-288

25600


 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитываем делением разности между плановым объемом  отгрузки по договору (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):

К д.п. = (ОП пл - ОП н): ОП пл = (25960 - 288): 25960 = 0,99 или 99 %.

Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

 

2.2. Анализ ассортимента, структуры и ритмичности производства продукции.

Результаты  финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом  и структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно вести работу по формированию товарного ассортимента. Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношения между «старыми» и «новыми» товарами, товарами массового, серийного и единичного производства, «наукоемкими» и «обычными». Основная цель ассортиментной концепции заключается в том, чтобы сориентировать предприятие на выпуск товаров, которые по своей структуре, потребительским свойствам и качеству наиболее полно соответствуют потребностям покупателей. Товаропроизводитель занят не просто созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры. Формирование ассортимента и структуры выпуска продукции должно учитывать и эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

В процессе анализа необходимо выяснить, как хозяйствующий субъект  выполняет план по ассортименту в  натуральном и стоимостном выражении, какова динамика выпуска отдельных видов изделий.

В процессе анализа необходимо установить выполнение плана и динамику по производству сертифицированной  продукции. Дать оценку выполнения задания  по сертифицированной продукции.

Особое внимание необходимо уделить изучению выполнения плана по выпуску новых видов изделий, которые могут выступать как дополнение к существовавшему в прошлом периоде ассортименту, либо как замена выпускаемой продукции. По результатам проведенного анализа сделать выводы. Следует изучить выполнение плана по изделиям, которые являются объектом кооперированных поставок согласно заключенным договорам.

Выполнить задание по ассортименту означает выпустить изделия по заданной номенклатуре.

Оценка выполнения плана  по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас%).

Существует несколько  способов расчета среднего процент  та выполнения задания по ассортименту.

Наиболее точно характеризует  степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т.е. в счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию.

Продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Данный способ расчета  приемлем в том случае и на тех  предприятиях, где номенклатура выпускаемой  продукции невелика.

Оценка выполнения задания  по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению его выполнения. Всю совокупность причин, влияющих на данный показатель, можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним причинам относят  конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние  активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

В тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции велика, а  следовательно, невозможно воспользоваться  первым способом расчета, используют более простой способ.

Информация о работе Анализ производства продукции