Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа
Основной задачей экономического анализа является познание сущности экономических явлений, установление и количественное измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства. Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности применяются различные способы, выбор которых зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. (рис. 1). Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
Введение 3
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 5
АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 10
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 10
АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ 14
И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 14
АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 20
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 26
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 29
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 29
Заключение 32
Схема причинно-следственной зависимости показателей доходов от перевозки грузов и пассажиров представлена на рис. 5.2 и анализируется по следующей формуле:
где – сумма доходов от перевозок, млн. руб.;
– грузооборот тарифный, млн. ткм;
– пассажирооборот, млн. пасс-км;
, – средняя доходная ставка за 10 тар. ткм и за 10 пасс-км, коп;
, – доходная ставка соответственно по каждому роду груза в гру-
зовом движении и по каждому виду сообщения в пассажир-
ском движении.
Расчет средних доходных ставок представлен ниже (см. табл. 5.1.1 и 5.1.2)
табл. 5.1.1 |
; ; ;
млн. руб.
млн. руб.
Рис. 5.2. Система взаимосвязи
от перевозок грузов и пассажиров
Факторный анализ доходов от перевозок выполняется способом корректировок, результаты расчетов сведены в таблицу 5.2.
Анализ средней доходной
При оценке влияния на доходы от перевозок
грузов структурных изменений
dгр* |
125,63988 |
∆dгр(yi) |
-7,9811 |
∆dпас(yi) |
-1,45114 |
dпас* |
137,75868 |
∆dгр(di) |
-0,10827 |
∆dпас(di) |
-2,96252 |
Влияние изменений структуры перевозок по родам грузов на среднюю доходную ставку определяется следующим образом:
Изменение величины доходов от перевозок грузов за счет изменения структуры перевозок по родам грузов будет рассчитываться по формуле:
Влияние изменений доходной ставки по каждому роду груза на среднюю доходную ставку определяется следующим образом:
Изменение величины доходов от перевозок грузов за счет изменения доходной ставки по каждому роду грузов будет рассчитываться по формуле:
Аналогично рассчитывается отклонение доходов по факторам средней доходной ставки по пассажирским перевозкам.
табл. 5.2 | |||||||
Показатель |
Доходы за базовый период |
Индекс изменения объема перевозок, % |
Доходы скорректи-рованные на объем перевозок |
Доходы за отчетный период |
Изменение доходов за отчетный период | ||
Всего |
в том числе в связи | ||||||
с изменением объема пере-возок |
средней доход-ной ставки | ||||||
Всего доходов от перевозок |
13835,280 |
0,984 |
13617,238 |
12833,935 |
-1001,345 |
-218,042 |
-783,303 |
Доходы от перевозок грузов |
12400,027 |
0,984 |
12199,595 |
11461,036 |
-938,991 |
-200,431 |
-738,559 |
Доходы от перевозок пассажиров |
1435,253 |
0,988 |
1417,852 |
1372,899 |
-62,354 |
-17,401 |
-44,953 |
Итого по грузовым и пассажирским перевозкам |
13835,280 |
- |
13617,447 |
12833,935 |
-1001,345 |
-217,833 |
-783,513 |
Влияние изменения структуры перевозок |
- |
- |
-0,209 |
- |
- |
-0,209 |
0,209 |
Фактическая сумма доходов меньше планируемой на 564,865 млн. руб., в том числе на 501,587 млн. руб. ввиду снижения средней доходной ставки, и на 63,279 млн. руб. за счет снижения объема перевозок.
Общие доходы определяют главным образом доходы от грузовых перевозок, снижение которых на 522,872 млн. руб., в том числе на 472,467 млн. руб. за счет меньшей доходной ставки, обусловило не выполнение плана. Доходы от пассажирских перевозок планировались также в большем объеме, величина их отклонения в отчетном периоде составила 41,993 млн. руб. Снижение доходов от пассажирских перевозок было тоже обусловлено, в большей мере, снижением средней доходной ставки. Влияние изменения структуры составило +-0,273 млн. руб.
Результаты анализа доходов, выполненные в табл. 5.2 и расчетах выше, сводятся в табл. 5.3.
Результаты анализа доходов дороги | ||
табл. 5.3 | ||
Факторы |
Изменение доходов под влиянием фактора, млн. руб. |
Доля влияния каждого фактора в общем изменении доходов за отчетный период, % |
Грузооборот, тар. ткм |
-200,431 |
20,02 |
Доходные ставки по родам грузов |
-9,885 |
0,99 |
Структура перевозок по родам грузов |
-728,674 |
72,77 |
Итого по грузовым перевозкам |
-938,991 |
93,77 |
Пассажирооборот, пасс-км |
-17,401 |
1,74 |
Доходные ставки по видам сообщений |
-30,173 |
3,01 |
Структура перевозок по видам сообщений |
-14,780 |
1,48 |
Итого по пассажирским перевозкам |
-62,354 |
6,23 |
Структура перевозок по видам движения |
-0,273 |
0,03 |
Всего по факторам |
-1001,345 |
100,00 |
Изменение доходов под влиянием грузовых перевозок было обусловлено, прежде всего, изменением структуры по родам грузов (из-за этого фактора доходы снизились на 558,878 млн. руб.). В структуре доля низко-доходных грузов (хлебные грузы, уголь) увеличилась, а доля грузов с более высокой доходной ставкой (нефть, руда, прочие грузы), наоборот, снизилась. Хотя доходные ставки немного выросли по отдельным родам грузов (доходы, благодаря этому увеличились на 86,411 млн. руб.), в целом это не компенсировало такое перераспределение структуры и меньшего грузооборота. Изменение общих доходов под влиянием доходов от пассажирских перевозок было обусловлено главным образом снижением доходной ставки (доходы ввиду этого снизились на 27,094 млн. руб.), особенно в местном сообщении. Влияние изменения структуры по видам движения составило +-0,273 млн. руб.
Для повышения доходов предприятию рекомендуется увеличивать долю высокодоходных грузов в грузовых перевозках, а в пассажирских повышать доходную ставку как в местном, так и в прямом сообщении.
Финансовые результаты деятельности железной дороги характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль
железная дорога получает от перевозок,
а также от других видов деятельности.
Основными источниками при
Схема факторного анализа прибыли приведена на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Блок-схема факторного анализа прибыли
Среди факторов, влияющих на величину прибыли можно выделить факторы (х), которые влияют только на доходы (Д), факторы (y), которые влияют только на расходы (Э), и факторы (z), влияющие и на расходы, и на доходы.
Расчетные показатели для анализа балансовой прибыли предприятия представлены в табл. 6.1
Фактическая балансовая прибыль предприятия превысила планируемую на 910,135 млн. руб., что главным образом было обусловлено высоким ростом прибыли (на 990 млн. руб.) от ПВД, несмотря на убыток от перевозок (-79,865 млн. руб.). Обычная деятельность предприятия стала бесприбыльной ввиду сокращения доходных поступлений на 564,85 млн. руб. Снижение себестоимости перевозок увеличило балансовую прибыль на 427 млн. руб., что составляет почти пятьдесят процентов в общем изменении прибыли. Обратное влияние средней доходной ставки сократило прибыль на 501,587 млн. руб., что было обусловлено изменением структуры по видам перевозок. Фактор, одновременно влияющий на доходы и на расходы – это объем перевозок. Перевозки в отчетном периоде сократились, что уменьшило доходные поступления на 63,279 млн. руб. и экономию ресурсов на 57,7 млн. руб., а в конечном счете снижение прибыли на 5,578 млн. руб., что составляет 0,01% в общем изменении прибыли.
В целом вся балансовая прибыль представлена прибылью от прочих операций.
Предприятию
рекомендуется для
Таблица 6.1
Обобщающим
показателем эффективности
где – рентабельность деятельности железной дороги, %;
– балансовая прибыль, млн. руб;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.;
ОС – средняя сумма оборотных средств, млн. руб.
Анализ начинается с расчета рентабельности за базовый и фактический периоды, и определения отклонения фактической рентабельности по сравнению с базой.
При
факторном анализе
где – фондоотдача (съем продукции с 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов), руб./руб.;
п – удельная прибыль (прибыль, приходящаяся на 10 прив. ткм), руб./10 прив. ткм.
Влияние на рентабельность изменения фондоотдачи можно найти способом абсолютных разниц:
где – изменение прибыли за счет изменения объема перевозок, млн. руб;
– прибыль в базисном периоде, млн. руб;
– среднегодовая стоимость основных фондов соответственно за базисный и фактический периоды, млн. руб.
Изменение рентабельности по факторам, определяющим удельную прибыль, можно определить по формуле:
где – изменение балансовой прибыли без учета изменения прибыли за счет объема перевозок.
Для
расчета изменений
где
Расчеты представлены в табл. 7.1
Анализ уровня рентабельности | ||
табл. 7.1 | ||
Факторы |
Оценка влияния факторов | |
на прибыль, млн. руб. |
на рентабельность, % | |
Фондоотдача |
– |
1,80 |
Прибыль, приходящаяся на 10 пр. ткм |
480,8017 |
2,27 |
в том числе влияние изменений: |
||
в части влияния себестоимости |
964,105 |
4,55 |
– объема перевозок (в части влияния данного фактора на себестоимость перевозок); |
132,229 |
0,62 |
– структуры перевозок по их видам; |
1,984 |
0,01 |
– структуры перевозок по типам тяги; |
33,197 |
0,16 |
– коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм; |
16,646 |
0,08 |
– качественных показателей использования подвижного состава; |
975,441 |
4,60 |
– населенности пассажирского вагона; |
46,649 |
0,22 |
– норм удельных затрат трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию; |
-2170,250 |
-10,24 |
в части влияния средней доходной ставки |
-783,303 |
-3,69 |
– доходной ставки за 10 тарифных ткм; |
-738,559 |
-3,48 |
– доходной ставки за 10 пасс-км; |
-44,953 |
-0,21 |
– структуры перевозок по их видам; |
0,21 |
0,001 |
в части влияния прибыли от ПВД |
300,000 |
1,42 |
Всего изменение рентабельности |
– |
4,06 |
Информация о работе Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги