Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования: выработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение и улучшение эффективности производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия».
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия»;
• Дать характеристику сильным и слабым сторонам внешней и внутренней деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия»;
• Разработать предложения по повышению эффективности работы акционерного общества «Авиакомпания Россия».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
Глава I. Анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"………………………… 5
1.1. Общие положения организации ………………………………… 5
1.2. Маршрутная сеть и флот авиакомпании ………………………. 6
1.3. Структура управления и кадры предприятия …………………. 8
1.4. Основные финансовые показатели …………………………… 11
Выводы по главе ………………………………………………………… 14
Глава II. Характеристика сильных и слабых сторон внешней и внутренней деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"………………………………………………………………………… 15
2.1. Понятие SWOT-анализа. Сильные стороны авиаперевозчика … 15
2.2. Слабые стороны авиаперевозчика ……………………………… 17
2.3. Возможности авиапредприятия ………………………………… 18
2.4. Угрозы авиапредприятия ………………………………………… 19
2.5. Оценка положительного и отрицательного влияния ………… 20
Выводы по главе ………………………………………………………. 23
Глава III. Предложения по повышению эффективности деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия» ……………………… 24
3.1. Предлагаемые стратегии по улучшению флота и маршрутной сети авиакомпании ………………………………………………………………… 24
3.2. Предлагаемые стратегии по улучшению работы персонала и повышению качества обслуживания пассажиров ………………………… 25
Выводы по главе ………………………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………
Директор департамента управления безопасностью полетов – С.В. Болкунов;
Директор департамента управления авиационной безопасностью и режимом – А.В. Богомолов;
Директор департамента авиационно-технического обеспечения – А.В. Пивоваров;
Директор департамента производства полетов – В.С. Маслов;
Директор департамента управления персоналом – А.Н. Анциферов;
Директор административного департамента – руководитель по качеству – Л.Н. Белозор;
Директор департамента экономической безопасности и внутреннего аудита – В.А. Рыбин.
Также к руководству компании относят начальника режимно-секретного подразделения, которым является И.Г. Деева.
Таблица 1.
Численность персонала акционерного общества «Авиакомпания Россия».
Должность |
Численность, (чел.) |
Генеральный директор |
1 |
Директора и заместители генерального директора |
12 |
Пилоты |
350 |
Бортпроводники |
1146 |
Департамент авиационно-технического обеспечения |
740 |
Офисные сотрудники |
1 211 |
Всего |
~ 3 460 |
С 6 ноября авиакомпания «Россия» приступает к процессу отбора и приема на работу сотрудников в зарегистрированный в конце октября 2015 года филиал компании в Москве [6]. Работа выездной комиссии организована в аэропорту Внуково для претендентов из числа персонала прекратившей свою операционную деятельность авиакомпании «Трансаэро». В ближайшее время в московский филиал авиакомпании «Россия» планируется принять 250 бортпроводников и 100 командиров воздушного судна.
Производственный персонал составляет большую часть кадров авиакомпании и выражен в 64,6% от общего числа персонала. Управленческий и офисный персонал занимает 35,4% кадрового состава, руководители которого представлены 0,4%.
Рис. 2. Структурное распределение персонала акционерного общества «Авиакомпания Россия»
Профессионализм летного состава подтверждает тот факт, что большинство пилотов авиакомпании имеют категории Международной организации гражданской авиации ИКАО на выполнение полетов в сложных погодных условиях и различные допуски к полетам на международных трассах.
В 2013 году компания получила лицензию Росгидромета на самостоятельное метеорологическое обеспечение полетов [7]. В авиакомпании было создано особое подразделение, состоящее из синоптиков и авиадиспетчеров, выполняющих это обеспечение.
В ближайшее время авиакомпания планирует расширение летного и технического состава в связи с увеличением парка воздушных судов, который планируется на конец 2015 – начало 2016 года.
1.4. Основные финансовые показатели
Финансовые показатели акционерного общества «Авиакомпания Россия» выражены в пассажирообороте, количестве рейсов и количестве перевезенных пассажиров.
Таблица 2.
Основные производственно-экономические показатели акционерного общества «Авиакомпания Россия».
С 2008 года у всех показателей просматривается рост. Например, перевезенное число пассажиров изменилось с 3,479 млн. человек до 5,192 млн. человек, что показывает рост на 1,713 млн. человек. Также происходит увеличение количества людей, выбирающих авиатранспорт при путешествиях по стране. Количество выполненных рейсов за 7 лет увеличилось на 36%.
Пассажирооборот в 2014 году составил 10,147 миллиардов пассажирокилометров, что является высоким показателем и делает авиакомпанию одним из крупнейших авиаперевозчиков Российской Федерации. Динамика роста пассажирооборота с 2008 по 2014 год показана на графике рис.3.
Рис. 3. Пассажирооборот акционерного общества «Авиакомпания Россия».
Экономические показатели оценки персонала ежегодно растут вместе с пассажирооборотом. Например, в 2012 году они составляли только 1 091 пассажир на одну единицу персонала, в 2013 выросли на 98, достигнув показателя в 1 189 единиц, а в 2014 уже достигли уровня в 1 501 пассажиров на единицу персонала. Рост экономических показателей представлен на гистограмме рис.4.
Рис. 4. Экономические показатели оценки персонала акционерного общества «Авиакомпания «Россия».
Рост экономических показателей связан не только с высоким качеством безопасности и предоставляемых услуг, но и с деятельностью партнеров авиакомпании. Партнером авиапредприятия в 2013 году стал футбольный клуб "Зенит". 7 июля было подписано соглашение между авиакомпанией и футбольным клубом на стадионе "Петровский", которое в дальнейшем было продлено до 2016 года. На самолете Airbus A319 с бортовым номером VQ-BAS нанесена специальная ливрея футбольного клуба [8, c.4]. Помимо перевозки игроков футбольного клуба, самолёт осуществляет регулярные рейсы из Санкт-Петербурга в Сургут, Омск, Уфу, Самару, Казань, Пермь, Сыктывкар, Краснодар, Сочи, Калининград, Геленджик, Екатеринбург, Архангельск, Грозный и Мурманск.
Также на финансовые показатели влияет система менеджмента качества. Авиакомпания "Россия" соответствует высшим международным стандартам обеспечения безопасности. По итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA - IATA Operational Safety Audit) в 2007 году авиакомпания была включена в реестр операторов IOSA, а в 2013 году успешно прошла уже четвертый аудит. Авиакомпания "Россия" - обладатель единого сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандарта ISO 9001:2008.
Выводы по главе
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Акционерное общество «Авиакомпания Россия» является лидером среди авиаперевозчиков в северо-западном регионе Российской Федерации. Пассажирооборот на 2014 год составляет 5,192 млн. человек.
В маршрутную сеть авиакомпании входят как города Российской Федерации, так и города зарубежья. Однако авиакомпании стоит задуматься об увеличении числа регулярных рейсов за рубеж.
Парк воздушных судов авиакомпании «Россия» состоит из 27 самолетов малой и средней дальности. Вместимость самолетов Airbus-319, меньше чем у Airbus-320 на 19 кресел, что не совсем рационально, потому что затраты на поддержание летной годности примерно одинаковые, но вместимость самолетов разная. Средний возраст самолетов не так велик, но уже близок к 15 годам, что является большим сроком эксплуатации.
Авиакомпания имеет линейно-функциональную структуру управления, которая полностью соответствует размерам предприятия, имеет высокую компактность функциональных руководителей, в ней улучшена координация в функциональных мощностях, максимально адаптирована к диверсификации производства.
Однако авиакомпания чрезмерно централизована, имеет проблемы межфункциональной координации, и ее реакция на изменения рынка замедлена.
Численность персонала авиакомпании, на октябрь 2015 года, составляет 3 460 человек. Управленцами являются 35,4%, из них всего 13 человек руководители, поэтому авиакомпания имеет сравнительно небольшие затраты на управленческий персонал.
Эффективность работы персонала отражена в экономических показателях. Так как экономические показатели оценки персонала растут, следовательно, персонал работает продуктивно. Например, с 2012 года показатели выросли на 410 пассажиров на единицу персонала.
Глава II. Характеристика сильных и слабых сторон внешней и внутренней деятельности акционерного общества
«Авиакомпания Россия»
2.1. Понятие SWOT-анализа. Сильные стороны авиаперевозчика
SWOT-анализ – это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам [9, c.151].
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании, и на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
В связи с тем, что «Россия» входит в пятерку крупнейших авиакомпаний Российской Федерации, сильные стороны имеют более выраженные черты в SWOT-анализе.
К достоинствам авиакомпании, в первую очередь, относят месторасположение. Авиакомпания находится в северо-западном регионе, где является абсолютным лидером по количеству перевезенных пассажиров. По заявлениям самого предприятия, авиакомпания выполняет 40% всех авиаперевозок из аэропорта Пулково [10]. «Россия» называет себя правопреемником известного предприятия мирового масштаба «Пулково».
Следующим достоинством авиакомпании является звание самого пунктуального перевозчика Россий [11]. По данным Росавиации авиакомпания второй год подряд не уступает это место никому. Согласно статистике, опубликованной Федеральным агентством воздушного транспорта, доля рейсов, выполненных авиакомпанией с отклонением от расписания, в период с января по октябрь 2015 года составила всего 0,58% от общего числа вылетов. Это лучший показатель в отрасли, а следующая авиакомпания в рейтинге проигрывает «России» половину процентного пункта.
Наряду с этим, «Россия» регулярно возглавляет международные рейтинги, фиксирующие даже минимальные отклонения при выполнении рейса. Так, по данным международного портала FlightStats [12] «Россия» является самым пунктуальным авиаперевозчиком в октябре 2015 г. в категории региональных компаний с уникальными показателями в 95,98% рейсов, выполненных точно по расписанию. Эти показатели значительно опережают данные других российских авиакомпаний, отнесенных FlightStats к категории «мировые» (по составу флота и географии полетов).
Несомненный плюс «России» - самостоятельное метеорологическое обеспечение полетов. Большинство авиакомпаний РФ получают услуги по метеорологическому обеспечению полётов от сети АМСГ Росгидромета. Однако, с 2013 года авиакомпания «Россия» приступила к самостоятельному метеорологическому обеспечению собственных рейсов, для чего получена лицензия Росгидромета на такого рода деятельность. Работа выполняется полетными диспетчерами в рамках полетно-диспетчерского обслуживания и профессиональными синоптиками из специально созданного для этих целей подразделения компании.
Качество оказываемых услуг, как на борту воздушного судна, так и в аэропорту также является большим плюсом авиакомпании. Высокое качество обслуживания подтверждают пассажиры многочисленными отзывами на сайте перевозчика. Футболисты и тренерский штаб "Зенита" [13] подчеркивают комфорт и высокий уровень обслуживания на борту петербургского перевозчика, что стало важным фактором успеха команды.
Разнообразное питание, предлагаемое на борту, несомненно, пассажиры относят к приоритетам компании. Авиакомпания предлагает 15 типов питания, в которое входят диабетическое питание, питание без добавления соли, вегетарианское питание, мусульманское питание, питание для детей до 3-х лет, питание для детей от 3-х до 12 лет, постное питание, питание без добавления муки, питание с низким содержанием жира, низкокалорийное питание, питание без молочных продуктов, индусское питание, азиатское питание, фруктовая тарелка, Иудейское-кошерное питание.
2.2. Слабые стороны авиаперевозчика
Не смотря на то, что авиакомпания имеет много положительных качеств, не обошлось и без слабых сторон. Слабые стороны портят имидж авиакомпании, ухудшают ее рейтинг и замедляют темпы роста.
Одна из слабых сторон авиакомпании – это отказ 9 апреля 2015 года от эксплуатации шести самолётов Ан-148 [14]. Стало известно, что это произошло в связи с проведением антикризисных мероприятий. Спустя почти три недели «Россия» отказалась и от трёх Boeing 767-300, причины указываются те же.
Следующем слабым местом авиакомпании является пассажирооборот по сравнению с главным перевозчиком страны, «Аэрофлотом». Не смотря на то, что пассажирооборот за год вырос на 10,5%, он все еще далек от самых крупных авиакомпаний страны. «Россия» уступает таким авиакомпаниям как «Аэрофлот», «Трансаэро», «S7», «ЮТэйр».
Эксплуатируемые самолеты в «России» имеют приблизительно одинаковые затраты на обслуживание самолетов, хотя вместимость в них разная. Количество пассажирских кресел Airbus-319 меньше чем Airbus-320 на 18 мест, что является не целесообразным.
Самолеты авиакомпании «Россия» находятся в лизинге. За последние годы происходит сильный рост доллара и евро на валютном рынке, что приводит к повышению платы за воздушные суда. Следствием этого стало падение заказов на чартерные перевозки авиакомпании. В 2015 году их уровень резко упал.
Также к слабым сторонам постоянно летающие пассажиры стали относить и ухудшение бортового питания. За последний весенне-летний сезон пассажиры стали жаловаться на набор продуктов, предоставляемых на борту воздушного судна.
2.3. Возможности авиапредприятия