Анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение и улучшение эффективности производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия».
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия»;
• Дать характеристику сильным и слабым сторонам внешней и внутренней деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия»;
• Разработать предложения по повышению эффективности работы акционерного общества «Авиакомпания Россия».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
Глава I. Анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"………………………… 5
1.1. Общие положения организации ………………………………… 5
1.2. Маршрутная сеть и флот авиакомпании ………………………. 6
1.3. Структура управления и кадры предприятия …………………. 8
1.4. Основные финансовые показатели …………………………… 11
Выводы по главе ………………………………………………………… 14
Глава II. Характеристика сильных и слабых сторон внешней и внутренней деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"………………………………………………………………………… 15
2.1. Понятие SWOT-анализа. Сильные стороны авиаперевозчика … 15
2.2. Слабые стороны авиаперевозчика ……………………………… 17
2.3. Возможности авиапредприятия ………………………………… 18
2.4. Угрозы авиапредприятия ………………………………………… 19
2.5. Оценка положительного и отрицательного влияния ………… 20
Выводы по главе ………………………………………………………. 23
Глава III. Предложения по повышению эффективности деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия» ……………………… 24
3.1. Предлагаемые стратегии по улучшению флота и маршрутной сети авиакомпании ………………………………………………………………… 24
3.2. Предлагаемые стратегии по улучшению работы персонала и повышению качества обслуживания пассажиров ………………………… 25
Выводы по главе ………………………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

kursach (2).docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

В октябре 2015 года на авиарынке России произошли серьезные изменения. Вторая по величине авиакомпания РФ разорилась, поэтому у авиакомпании «Россия» есть широкий спектр возможностей увеличить свои экономические показатели, воспользовавшись ее направлениями полетов, квалифицированным персоналом и современными воздушными судами.

В первую очередь к возможностям можно отнести расширение авиапарка самолетами «Трансаэро». На начало ноября стала известна новость, что «Россия» планирует этим заняться. Но на данный момент говорится только то, что это будут аэробусы, а про их тип и количество не разглашается.

В 2018 году в Российской Федерации будет проводиться чемпионат мира по футболу [15]. У авиакомпании «Россия» имеются все возможности стать ее партнером, тем более она уже имеет опыт в перевозке футболистов, являясь партнером футбольного клуба «Зенит».

К возможностям также можно отнести заключение сделок на поставку российских воздушных судов нового поколения Сухой СуперДжет 100 и MC-21 [16]. СуперДжет уже эксплуатируется российскими и международными авиакомпаниями. В России это «Аэрофлот», «Газпром авиа»,  «Якутия», «Red Wings» и другие.

«Россия» входит в программу поощрения пассажиров «Аэрофлот Бонус», что позволяет ей расширить партнерские связи с другими авиакомпаниями, которые также являются участниками этой программы. Компании-члены альянса Sky Team [17] пользуются данной программой поощрения, поэтому «Россия» может развивать с ними партнёрские отношения.

Развлекательный сервис на борту самолета постоянно расширяется. Многие мировые лидеры в сфере авиаперевозок уже давно предлагают услуги на борту, которые помогают пассажирам разнообразить время в полете. Они предлагают в аренду планшетные компьютеры с видеофильмами, фирменные игрушки для детей, магазин беспошлинной торговли на борту самолета и многое другое.

Неоспоримо главной возможностью для авиакомпании является уменьшение процента «свободных кресел» на борту самолета при помощи проведения специальных предложений и акций. Увеличение числа «занятых кресел» позволяет авиакомпании повышать прибыль от авиационной деятельности.

2.4. Угрозы авиапредприятия

Помимо сильных, слабых сторон и возможностей авиакомпании существуют еще и угрозы хозяйствующего субъекта. В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией в мире, количество угроз для деятельности авиапредприятия постоянно растет.

Банкротство второй по величине авиакомпании в России показало всем, что может случиться даже с очень сильным предприятием в условиях экономического кризиса. Поэтому главной угрозой компании является экономический кризис. В краткосрочный период и самый неожиданный момент может произойти банкротство любого хозяйствующего субъекта.

Следующая серьезная угроза – падение спроса на авиаперевозки. В настоящее время существует запрет на полеты в Египет [18], также рассматриваются запреты полетов в Турцию и Тунис. Мировая политическая обстановка, также как и курс иностранной валюты, очень нестабильны. Все это может повлиять на спрос авиаперевозок за границу, что может очень сильно навредить авиакомпании. В связи с этим может серьезно упасть спрос на чартерные перевозки, что играет важную роль в формировании прибыли предприятия.

Также роль иностранной валюты влияет на техническое обслуживание авиапарка. Так как у авиакомпании все самолеты зарубежных марок, стоимость их обслуживания привязаны к курсу евро. Все детали и запчасти к воздушным судам за последние два года выросли в два раза, что отразилось на затратах авиапредприятия. Также выросла стоимость энергоносителей и топлива.

Средний возраст самолетов авиакомпании «Россия» составляет 12,7 лет, что еще не критично, но уже и немало для воздушных судов. Сейчас государственная Дума рассматривает документ об ограничении использования воздушных судов старше 15 лет в российских авиакомпаниях. Поэтому одной из самых серьезных угроз для авиакомпании является средний возраст авиапарка.

2.5. Оценка положительного  и отрицательного влияния

В соответствии с рассмотренным перечнем положительных и отрицательных сторон, возможностей и угроз, каждому элементу присвоено значение в баллах, которое показывает степень значимости в SWOT-анализе. Данные представлены в таблице 3, из которой видно, что сильные стороны составляют 29 баллов, а слабые – 42 балла, возможности для авиакомпании – 42 балла, а угрозы – 48. В итоге, внутренняя среда (81 балл)  влияет на авиакомпанию меньше, чем внешняя (90 баллов). Положительное влияние авиакомпании составляет 81 балл, а отрицательное – 90 баллов.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: большее влияние на авиакомпанию «Россия» оказывает внешняя среда, и это влияние является отрицательным. У предприятия больше слабых сторон, чем сильных на 3 балла. Угроз у «России» больше, чем возможностей на 6 баллов.

Самым высоким количеством баллов отмечено главное преимущество авиакомпании – ведущий перевозчик в северо-западном регионе страны. Самое высокое отрицательное влияние – это резкое уменьшение количества чартерных перевозок.

 

Таблица 3.

SWOT-анализ деятельности авиакомпании «Россия».

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strength

(сильные стороны)

(39 баллов)

1. Ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. АО «Авиакомпания Россия» базируется в Санкт-Петербурге и выполняет до 40% всех авиаперевозок из аэропорта «Пулково»;  (10 баллов)

2. Самая пунктуальная  авиакомпания России 2014, 2015 года по данным Росавиации; (5 баллов)

3. Самостоятельное метеорологическое обеспечение полетов; (8 баллов)

4. Высокое качество оказываемых услуг на борту воздушного судна; (9 баллов)

5. Большое разнообразие питания. (7 баллов)

Weaknesses

(слабые стороны)

(42 балла)

1. Отказ от использования шести самолетов Boeing 767-300 и трех самолетов Ан-148 в связи с проведением антикризисных мероприятий; (6 баллов)

2. Уступает по количеству авиаперевозок таким авиакомпаниям как Аэрофлот, Трансаэро, Ютэйр, S7, Оренбургские авиалинии;  
(8 баллов)

3. Количество пассажирских кресел Airbus-319 меньше чем Airbus-320 на 18 мест; (6 баллов)

4. Повышение стоимости лизинга по причине роста курсы валют; (8 баллов)

5. Снижение качества обслуживания на борту по причине экономического кризиса; (4 баллов)

6. Резкое уменьшение количества чартерных перевозок в 2015г.  
(10 баллов)

Внешняя среда

Opportunities

(возможности)

(42 балла)

1. Становление официальным партнером чемпионата мира по футболу 2018г; (8 баллов)

2. Заключение контрактов на поставку воздушных судов нового поколения (SuperJet 100, MC-21); (9 баллов)

3. Расширение партнерских отношений с другими авиакомпаниями; (6 баллов)

4. Улучшение развлекательного сервиса на борту; (4 баллов)

5. Повышение авиапарка за счет самолетов «Трансаэро»; (8 баллов)

6. Уменьшение процента «свободных кресел» на борту самолета при помощи проведения специальных предложений. (7 баллов)

Threats

(угрозы)

(48 баллов)

1. Экономический кризис, возможное банкротство авиакомпании; (9 баллов)

2. Падение спроса на пассажирские авиаперевозки; (7 баллов)

3. Уменьшение количества контрактов на чартерные перевозки;  
(7 баллов)

4. Повышение стоимости обслуживания самолетов в связи с ростом курса иностранной валюты; (9 баллов)

5. Повышение стоимости энергоносителей; (9 баллов)

Старение воздушного парка. (7 баллов)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

В результате SWOT-анализа были отмечены как сильные, так и слабые стороны акционерного общества «Авиакомпания Россия». Несмотря на то, что «Россия» входит в пятерку крупнейших авиакомпаний Российской Федерации, слабых сторон оказалось у предприятия больше, главные из которых – маленький пассажирооборот по сравнению с таким авиакомпаниям как Аэрофлот, Трансаэро, Ютэйр, S7, Оренбургские авиалинии, повышение стоимости лизинга по причине роста курса валют, резкое уменьшение количества чартерных перевозок в 2015г.

Возможностей у авиакомпании также оказалось больше, чем реально воплотившихся в жизнь положительных сторон. К главной возможности можно отнести повышение авиапарка за счет самолетов «Трансаэро», которое должно осуществиться в ближайшее время.

Однако больше всего было выделено угроз. Большинство из них связано с ростом курсов доллара и евро, и сложившейся неблагоприятной политической ситуации в мире. Также большую роль играет экономический кризис, который ударил по всем авиаперевозчикам страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Предложения по повышению эффективности деятельности акционерного общества «Авиакомпания Россия»

3.1.   Предлагаемые  стратегии авиакомпании

Одной из главных стратегий авиакомпании на данный момент является обновление парка воздушных судов, так как средний возраст самолетов 12,7 лет, а на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен законопроект, предусматривающий запрет эксплуатации самолетов возрастом старше 15 лет.

Это предложение является самым быстро решаемым в плане реализации, потому что после разорения авиакомпании «Трансаэро» стало избыточное количество невостребованных самолетов. В связи с большим предложением стала развиваться конкуренция между лизингодателями, которая привела к снижению цен на лизинг самолетов.

Так как «Россия» открывает филиал авиакомпании в Москве [19], ей понадобятся квалифицированные сотрудники и новые самолеты, для открытия новых направлений. Приобретая самолеты, «Россия» может обновить свой воздушный парк, что рекомендовано сделать в ближайшее время.

Расширение регулярных перевозок по городам России, в связи с изменением туристических направлений и акцентирования их на внутренний рынок.

Сложившаяся ситуация на мировом валютном рынке существенно ослабила рубль. По этой причине отдых за границей стал значительно дороже, чем, например, два года назад. Это дало возможность российским курортам привлечь новый поток туристов, здесь же появляется новое поле для реализации услуг авиакомпаний.

Стоит отметить появление сравнительно нового курорта России, Крыма. Начиная с весны 2014 года, рейсы в Севастополь [20] и другие аэропорты Крыма стали совершаться значительно чаще, чем, например, два года назад. Также одним из наиболее привлекательных городов для туризма в России и Европе в целом в 2015 году стал город Санкт-Петербург.

Все вышесказанное дает огромные преимущества авиакомпании «Россия». Так как она является крупнейшим авиаперевозчиком в северо-западном регионе Российской Федерации, это дает ей возможность совершать рейсы в южную часть страны начиная с лета заканчивая осенью из Санкт-Петербурга, и постоянно осуществлять перевозку пассажиров из-за рубежа в северную столицу.

3.2. Предлагаемые  стратегии по улучшению работы  персонала и повышению качества  обслуживания пассажиров

Работа персонала авиакомпании «Россия» показывает хорошие результаты, но на достижимом останавливаться не стоит, поэтому нужно постоянно усовершенствовать их деятельность. После открытия филиала в Москве авиакомпании понадобятся новые квалифицированные сотрудники.

В связи с окончанием деятельности авиакомпании «Трансаэро» на рынке труда появилось большое количество квалифицированных сотрудников с опытом работы. Эту ситуацию не стоит оставлять без внимания таким постоянно развивающимся предприятиям, как «Авиакомпания Россия». В данном случае у нее есть возможность набрать в недавно открывшийся филиал в Москве необходимое количество сотрудников. Также стоит отметить, что авиакомпании не потребуется нести затраты на обучение персонала.

Для того, чтобы повысить привлекательность услуг авиакомпании, следует улучшить уровень обслуживания. Не увеличивая стоимость билета можно добавить дополнительные бонусы, что повысит конкурентоспособность. Бонусы будут зависеть от дальности полетов, например на рейсы от двух часов раздавать детям леденцы, на рейсах от четырех часов, предлагать носочки с фирменным логотипом авиакомпании, а если полет составляет свыше восьми часов, то всем желающим предлагать маски для сна.

Также стоит задуматься о расширении списка предлагаемых блюд на борту воздушного судна. Бортовое питание, предлагаемое авиакомпанией «Россия» уже является разнообразным, но для повышения качества обслуживания можно добавить ассортимент новых блюд.

Одним из направлений по повышению качества обслуживания на борту воздушного судна стоит назвать обслуживание лиц с ограниченными возможности. Авиакомпании стоит приобрести специальные кресла, позволяющие таким лицам занять свои места в самолете не прибегая к помощи посторонних.

Также стоит задуматься о расширении списка предлагаемой  продукции. Пассажир будет иметь возможность приобрести сувенирную, детскую развлекательную продукцию, а также гигиенические средства на борту самолета. Это немаловажно, потому как эти вещи могут стать необходимыми в процессе полета, также это создаст возможность развлечь детей.

Именно такие мелочи способны создать уют и комфорт во время полета, а также дадут преимущества «России» перед другими авиакомпаниями, чьи услуги по перевозке не отличаются по цене, но различны по качеству.

 

Выводы по главе

В данной главе были рассмотрены предлагаемые стратегии по улучшению работы персонала и повышению качества обслуживания пассажиров.

Первым из предложенных методов улучшения деятельности предприятия стоит выделить омоложение авиапарка посредством взятия в лизинг новых воздушных судов.

 Вторым методом является  расширение маршрутной сети регулярных  рейсов. В данном случае стоит  задуматься о внутренних рейсах, так как за последнее время  появилось большое число освободившихся  маршрутных сетей.

Далее появляется необходимость набора квалифицированного персонала в новый филиал в Москве. В недавнее время на рынке труда появилось большое количество незадействованных кадров с опытом работы, что создаст благоприятные условия для «России», так как необходимость в затратах на обучение нового персонала отсутствует.

Расширение предлагаемого спектра услуг на борту воздушного судна также позволит предприятию повысить свою конкурентоспособность, а дополнительная торговля на борту воздушного судна предаст авиакомпании дополнительный доход. Вдобавок это привлечет новых пассажиров в связи с тем, что цена билета по сравнению с другими авиакомпаниями будет той же, однако уровень обслуживания будет на порядок выше.

При расширении услуг не следует забывать о людях с ограниченными возможностями. Для них необходимо создать комфортные условия. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективный и полный анализ предприятия с помощью выявления сильных, слабых сторон, возможностей и угроз, конкурентных преимуществ, характеризует исследуемую организацию со всех сторон, которые в дальнейшем позволяют рационально распределить трудовые и материальные ресурсы предприятия, сформировать предложения и стратегии по развитию компании.

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества "Авиакомпания Россия"