Анализ рентабельности деятельности предприятия (на примере ОАО «Гайский ГОК»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Сегодня можно констатировать, что финансово-хозяйственное состояние большинства отечественных предприятий является неудовлетворительным. Изношенность основных средств, их неоптимальная структура и недостаточная загруженность, невысокая производительность труда усугубляются другой проблемой - низкой эффективностью управления материальными, а также финансовыми, информационными и другими потоками, существующими вне и внутри предприятий. Эффективность управления потоковыми процессами в наибольшей степени определяется уровнем логистических затрат, в связи с чем возникает необходимость углубленного исследования их сущности, принципов формирования и учета, возможных направлений изменения с целью минимизации их величины.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци3.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

Логистические затраты при модельном подходе можно подразделить на затраты на движение материалов и затраты на их запасы. Основными составляющими функционирования логистических процессов считаются продвижение и запасы.

Они являются главной затратной частью. Затраты на продвижение материалов и на их запасы состоят из затрат на материальные и информационные процессы.

 

1.2 Классификация логистических затрат

 

Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов.

Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.

Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.

Классификация логистических затрат позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические затраты по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических затрат по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькулирования себестоимости обслуживания потребителей.

Классификация логистических затрат представлена на рисунке 1. Далее дадим пояснение указанным видам затрат.

Постоянные затраты — затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей.

Переменные затраты — затраты, зависящие от объема производства (исполняемых заказов). Переменными являются затраты на переналадку, размещение заказа, хранение или складирование запасов во времени (текущие затраты).

Продуктивные затраты — затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на поддержание логистического бизнеса сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми. Например затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.

Затраты на контроль — затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Прямые затраты — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный носитель (продукт, группу изделий, заказ).

Косвенные затраты — затраты, которые могут быть отнесены на носитель (продукт, группу продуктов, заказ) только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Прямые относительные затраты — затраты, которые в предметном и временном отношении могут быть однозначно отнесены на строго

 







                                           


          постоянные                            продуктивные             прямые                           управляемые                 фактические


          переменные                           на поддержание          косвенные                       неуправляемые            нормальные


                                                        логистической                                                                                              плановые

                                                        деятельности


                                               на контроль


      организация


      транспортирование                                                                                                     

      управление запасами                                        доставка ГП потребителям                               убыточные

      организация снабжения                                    оформление закупок                                          вмененные                                     

      распределение ГП                                              ранение запасов                                                 частичные   

      управление складскими  операциями                обработка, передача информации

 

Рисунок 1 -  Классификация логистических затрат

 

определенный объект, поскольку затраты и логистический объект связаны общим местом происхождения.

Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) логистической цепи.

Убыточные затраты — затраты на работы, которые не могут дать результатов (затраты на «бездействие», на простой оборудования).

Частичные затраты — относимые на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов.

Затраты упущенных возможностей (вмененные затраты) характеризуют упущенную выгоду (потерю прибыли). Она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли.

Фактические затраты — затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы.

Нормальные затраты — средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены.

Плановые затраты — затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказов потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены.

Трансакционные затраты - это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат. Традиционные системы учета пока не могут обеспечить предприятия достаточной информацией, чтобы ответить на вопрос: возможна ли вообще (и при каких обстоятельствах) экономия на трансакционных затратах на рынке, если дополнительные затраты по привлечению соответствующих услуг на самом предприятии ниже? Поэтому необходимо определить оптимальные формы координации услуг, связанных с обеспечением качества.

Обобщая отечественный и зарубежный опыт существующих классификаций затрат и исходя из сложившейся системы учета затрат на обслуживание потребителей, можно сделать вывод, что основные признаки классификаций делятся:

• на функциональные - по статьям, отражающим целевую направленность затрат с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества обслуживания потребителей;

• по источникам возмещения - себестоимость продукции, прибыль, бюджетное финансирование;

• учетные - по характеру учета затрат;

• калькуляционные - прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные затраты по отношению к процессу выполнения заказов потребителей;

• по периодичности - текущие, единовременные, затраты за определенный период времени;

• по месту возникновения - рабочее место, группа рабочих мест, участок, цех, предприятие;

• по стадиям процесса выполнения заказов потребителей.

Планирование и учет логистических затрат в соответствии с такими классификациями дает возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру.

Одним из недостатков существующих классификаций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам. Отсюда двойной учет одной операции и неполное отражение фактических расходов.

Предложенная классификация не является исчерпывающей, она может быть дополнена, так как выделение тех или иных групп логистических затрат зависит от уровня и вида логистической системы, оптимизационных задач в конкретных логистических целях.

 

1.3 Структура, особенности  измерения и учета логистических  затрат

 

Логистика материальных потоков и изучает комплекс операций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим операциям с позиции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное «логистический» будет неуместно.

Использование термина «логистические операции» предполагает конечную цель логистического менеджмента – рационализацию именно сквозных цепей.

Логистические издержки (logistical cost)- затраты на выполнение логистических операций.

Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.

Основными составляющими логистических издержек являются:

1) Транспортно-заготовительные расходы

2) Затраты на содержание запасов

Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяются той долей, которую они занимают в общем объёме издержек производства и обращения.

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:

1) В процентах суммы от продаж

2) В процентах от стоимости чистой продукции

3) В денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.

При росте качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, затем экспоненциально как показано на рисунке 2. Например, для того чтобы повысить показатель готовности сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить почти на 5%. Рост готовности к поставкам с 98 до 99% (так же на 1 %, но уже в области высокого сервиса) потребует совершенно иных ресурсов - издержки на содержание страхового запаса в случае необходимо будет увеличить более чем на 13%.

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а так же их воздействия на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней областях.

 


Рисунок 2 - зависимость логистических издержек от показателей качества логистической системы.

 

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенные воздействие на множество его подсистем, традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. На (рис. 2) представлена декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально-организованного учета весьма сложно.

Информация о работе Анализ рентабельности деятельности предприятия (на примере ОАО «Гайский ГОК»)