Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Объектом исследования является ТОО «Василец». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль и рентабельность, как экономические категории, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные коэффициенты рентабельности, показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ТОО «Василец»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ТОО «Василец».
изучить увеличение объема производства продукции как важнейшего фактора повышения прибыли.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль прибыли в развитии предприятия в рыночных условиях.
Экономическая сущность прибыли и рентабельности.
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.
Коэффициенты рентабельности.
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ТОО «Василец».
2.1 Экономическая характеристика предприятия ТОО «Василец».
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли.
2.3 Факторный анализ рентабельности ТОО «Василец».
Глава 3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии.
3.1 Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности на ТОО «Василец».
3.2 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики.
3.3 Увеличение объема производства продукции как важнейший фактор повышения прибыли.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Gotovaya_kursovaya_rabota.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

4. Организация торгово-технологического  процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

5. Численность и состав  работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы  экономического стимулирования  труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

7. Производительность труда работников предприятия, Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

8. Фондовооруженность  и техническая вооруженность  труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.

9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

10. Развитие и состояние  торговой сети, ее территориальное  расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

11. Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.

13. Сумма оборотных  средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.

14. Применяемый порядок  ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.

15. Организация работы  по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно – увеличению прибыли.

17. Осуществление режима  экономии. Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

18. Деловая репутация  предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях внешней средой; покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности (2, с. 270).

 

 

1.3. Коэффициенты рентабельности

 

Коэффициенты рентабельности рассчитываются на основе данных отчета о прибылях и убытках, а также баланса фирмы. Как правило, все эти показатели отражают отношение чистой или операционной прибыли компании к тому, или иному параметру ее деятельности (обороту, величине активов, собственному капиталу).

Наиболее распространенные коэффициенты:

  • Коэффициент рентабельности продаж
  • Коэффициент рентабельности активов
  • Коэффициент рентабельности собственного капитала
  • Коэффициент рентабельности инвестированного капитала
  • Коэффициент рентабельности продаж (Return On Sales, Net Profit Margin, ROS) - отношение чистой прибыли компании к ее обороту.

Формула расчета:

Все данные, необходимые  для расчета данного показателя, берутся из отчета о прибылях и убытках. Коэффициент рентабельности продаж отражает доход компании на каждую заработанную денежную единицу и может быть полезен как для правильной интерпретации данных об обороте, так и для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж. Также, рентабельность продаж является важным показателем для сравнения эффективности организации бизнеса в компаниях, работающих в одной отрасли.

Несмотря на то, что  наиболее распространенным вариантом данного коэффициента является расчет, основанный на использовании чистой прибыли, часто применяются и другие варианты. При расчете ROS вместо чистой прибыли компании могут применяться:

  • валовая маржа;
  • операционная прибыль;
  • прибыль до налогов и процентов (EBIT);
  • прибыль до налогов

Выбор варианта расчета  зависит от целей анализа и  условий работы конкретной компании.

  • Коэффициент рентабельности активов (Return On Assets, ROA) - отношение чистой прибыли компании без учета процентов по кредитам к ее суммарным активам.

Коэффициент рентабельности активов характеризует способность  руководства компании эффективно использовать ее активы для получения прибыли. Кроме того, этот коэффициент отражает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного).

Формула расчета:

 

 

где: Проценты - проценты по кредитам (из отчета о прибылях и убытках);

Ставка налога - предельная ставка налога на прибыль, т.е. ставка, по которой будет облагаться дополнительный доход компании;

Средние суммарные активы - среднегодовая величина суммарных активов компании (определяется как сумма активов на начало и на конец года, деленная пополам)

Проценты по кредитам прибавляются к чистой прибыли компании для того, чтобы исключить их учет из коэффициента. Это позволяет сделать его расчет независимым от способа финансирования деятельности и облегчает сравнение показателей рентабельности разных компаний. Поскольку в отчете о прибылях и убытках начисленные проценты не только уменьшают значение чистой прибыли, но и обеспечивают снижение налоговых выплат (на сумму равную Проценты * Ставка налога), то для правильного их учета необходимо скорректировать сумму процентов и данной формуле, для этого используется коэффициент (1- Ставка налога).

На практике иногда используются и другие варианты расчета ROA. Иногда в качестве числителя в коэффициенте применяется прибыль до налогов  и процентов (EBIT). При еще одном, довольно распространенном варианте расчета, вместо прибыли без учета процентов используется просто чистая прибыль. Следует учитывать, что в последнем случае компании, финансируемые за счет заемного капитала будут выглядеть менее рентабельными, чем компании, финансируемые за счет собственного капитала, хотя реальная их эффективность может быть одинаковой.

  • Коэффициент рентабельности собственного капитала (Return On Equity, ROE) - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.

 Рентабельность собственного капитала характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту (т.е. чистая прибыль, в отличие от таких показателей, как ROA или ROIC, не корректируется на сумму процентов по кредиту).

Формула расчета:

 

 

Существуют некоторые другие варианты расчета данного коэффициента. В  частности, в расчете может использоваться не чистая прибыль, а прибыль до налога. Кроме того, иногда вместо ROE используется показатель рентабельности обыкновенного акционерного капитала (Return On Common Equity, ROCE), в этом случае формула показателя выглядит следующим образом:

 

 

  • Коэффициент рентабельности инвестированного капитала (Return On Invested Capital, ROIC) - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой суммарного инвестированного капитала.

Данный коэффициент характеризует доходность, полученную на капитал, привлеченный из внешних источников. В общем виде, формула расчета показателя выглядит следующим образом:

 

 

где: NOPLAT - чистая операционная прибыль за вычетом скорректированных налогов;

Инвестированный капитал - капитал, инвестированный в основную деятельность компании;

В качестве инвестированного капитала должен учитываться только капитал, вложенный в основную деятельность компании, так же, как и рассматриваемая прибыль является прибылью от основной деятельности.

В общем виде, инвестированный капитал  можно вычислить как сумму  оборотных средств в основной деятельности, чистых основных средств и чистых прочих активов (за вычетом беспроцентных обязательств). Другой вариант расчета - инвестированными средствами считают сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств. Детали определения величины инвестированного капитала будут зависеть от особенностей ведения учета и структуры бизнеса. Главное условие, которое должно быть при этом достигнуто, это то, что при анализе должен быть учтен тот и только тот капитал, который использован для получения прибыли, включенной в расчет.

На практике часто прибегают  к упрощенному подходу, при котором  не выделяется основная деятельность компании, а анализ ведется по всем инвестициям и всем доходам. Погрешность  этого допущения будет зависеть от того, какой будет величина неоперационной прибыли компании в рассматриваемом периоде и насколько велики инвестиции в неосновную деятельность.

Учитывая возможные допущения, формула ROIC может записываться и  в других видах:

 

или

 

Показатели величины инвестиций берутся  по среднегодовому значению (определяется как сумма на начало и на конец  года, деленная пополам).

Данный показатель иногда называют Рентабельность суммарного капитала (Return On Total Capital, ROTC) или просто Рентабельность инвестиций (Return On Investment, ROI). Последний вариант названия применяется и ко всей группе показателей рентабельности капитала.

 

2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ТОО «Василец»

 

2.1. Экономическая характеристика предприятия ТОО «Василец»

 

Фирма "ВАСИЛЕЦ" основана в первые годы независимости Казахстана и, начиная с 1995 года, занимается производством, оптовой и розничной торговлей офисной мебели.

В 2000 году был построен и запущен завод по изготовлению мобильных блок секций под ключ, разного назначения, на шасси, вахтовые поселки и др., которые пользуются большим спросом в строительной, нефтегазоперерабатывающей, нефтегазодобывающей отраслях и др.

Начиная с 2000 года компания ТОО «Василец» зарекомендовала себя как надежный поставщик мобильных зданий в 2004 году, спрос на данный вид продукции вырос почти на 400 %, в связи с этим была построена вторая более большая и мощная база для производства мобильных зданий с большим количеством складов, что сделало производство практически конвейерным.

В связи с открытием  завода мобильных офисов в 2000 году было принято решение построить также  цех пластиковых изделий для  сокращения издержек производства, данное решение также повлияло на цену готовых изделий в сторону уменьшения цены и увеличения прибыли предприятия.

В данный момент ТОО «Василец»  выпускает и реализует на рынке  большое количество окон, дверей, витражей и других пластиковых изделий как в стандартном исполнении так и на заказ.

Компания является самостоятельным  субъектом с правом юридического лица, образованная с целью переработки  и реализации мебельной продукции, производству мобильных зданий, и  торгово-закупочной деятельности.

Накопление собственного капитала в компании создает базу для закрепления производственных сил на рынке производителей мебели и мобильных зданий и внедрения  новых технологий.

Учредительным документом ТОО «Василец» является его устав. ТОО «Василец» является юридическим лицом. Оно имеет печать со своим наименованием на казахском и русском языках. Предприятие несет ответственность за продукцию производимую им и в пределах своего имущества.

Информация о работе Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия