Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
Объектом исследования является ТОО «Василец». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль и рентабельность, как экономические категории, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные коэффициенты рентабельности, показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ТОО «Василец»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ТОО «Василец».
изучить увеличение объема производства продукции как важнейшего фактора повышения прибыли.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Роль прибыли в развитии предприятия в рыночных условиях.
Экономическая сущность прибыли и рентабельности.
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности.
Коэффициенты рентабельности.
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности предприятия ТОО «Василец».
2.1 Экономическая характеристика предприятия ТОО «Василец».
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли.
2.3 Факторный анализ рентабельности ТОО «Василец».
Глава 3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии.
3.1 Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности на ТОО «Василец».
3.2 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики.
3.3 Увеличение объема производства продукции как важнейший фактор повышения прибыли.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Gotovaya_kursovaya_rabota.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 Крупные предприятия  главное внимание обращают на  проблемы контроля за изменениями  промышленной производительности  и стараются понижать роль  внешнего фактора, или финансовой  производительности. Дело в том,  что одним из условий процветания предприятия является  расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цен за предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формировании доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменениями промышленной производительности, то есть за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов — машин, оборудования и т.д. (19, с. 61-62).

 На ТОО «Василец»  главным фактором не роста,  а хотя бы не снижения уровня  рентабельности должна стать  работа по ресурсосбережению,  что ведет к снижению себестоимости,  а следовательно — росту прибыли.

Одним из факторов, способным реально повлиять на рост рентабельности, на этом предприятии может стать уменьшение остатков нереализованной продукции. Это может произойти во многом из-за того, что в остатках велик удельный вес наиболее рентабельных изделий.

 Таким образом,  на  рассматриваемом мною предприятию резервы роста рентабельности еще существуют.  Но с учетом того, что рентабельность продукции на  ТОО «Василец» напрямую зависит от изменения себестоимости, а отпускные цены не всегда можно устанавливать на желаемом уровне, так как всегда существуют спросовые ограничения по цене, то можно предположить, что рентабельность можно увеличить за счет более эффективного использования ресурсов, а также внедрения нововведений, обеспечивающих снижение затрат.

Таким образом, напрашивается  вывод о том, что  ТОО «Василец», производящее продукцию массового потребления в целях роста прибыли и рентабельности должно стремиться к:

  • уменьшению ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
  • уменьшению остатков нереализованной продукции;
  • ускорению оборачиваемости оборотных средств;
  • снижению затрат на тенге товарной продукции;
  • росту прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;

На мой взгляд,  увеличить  прибыль предприятия, возможно предприняв ряд определенных мер, тем более  что отрасль и вид деятельность предпринимателя позволяют это:

1. Повышение технического  уровня производства. Это внедрение  новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация  производственных процессов; улучшение  использования и применение новых  видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

2. Совершенствование  организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов.

3. Изменение объема  и структуры продукции, которые  могут привести к относительному  уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному  уменьшению амортизационных отчислений, повышению качества продукции.

4. Отраслевые и прочие  факторы. К ним относятся: ввод  и освоение новых цехов, производственных  единиц и производств, подготовка  и освоение производства в  действующих объединениях и на  предприятиях; прочие факторы. 

3.2. Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики

 

Признание того факта, что  в настоящее время у большинства казахстанских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление  сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

Чистый доход предприятия  представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и  используемых для осуществления  производственного и социального  развития, материального поощрения  работников.

Механизм распределения  прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному  использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование  прибыли возможно лишь при согласованности  действий системы экономических  рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции  — это тот момент, когда произведенный  продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Руководству предприятий  необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь  должны учитываться интересы сразу  нескольких сторон.  Во-первых, государство  заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В-третьих, кредиторы должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.

На руководство возлагается  ответственность планировать распределение  прибыли таким образом, чтобы  не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

 

3.3. Увеличение объема  производства продукции как важнейший  фактор повышения прибыли

 

Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива. Существуют система факторов влияющих на конечные результаты производства.

Естественным фактором роста прибыли предприятия является увеличение объемов производства и соответственно увеличение объемов реализации. При наличии дополнительного спроса предприятие должно стремиться к завоеванию этой части рынка и способно увеличить объемы производства. Так как дополнительные объемы производства обеспечат дополнительную прибыль, более того при расширении производства соответственно увеличивается и сама доля прибыли на единицу продукции.

Наряду с увеличением  объема производства одним из основных направлений в роста прибыли  является снижение себестоимости. Снижение себестоимости осуществляется по следующим направлениям: улучшение организации производства и труда, внедрение новой техники и технологии, внедрение безотходного производства.

Повышение качественных характеристик продукции также является  одним из факторов роста прибыли предприятия, так как позволяет наряду с повышением качества соответственно повышать и цену товара. Внедрение новшеств и инновации всегда сопровождается высоким уровнем прибыльности и предприятие, которое первым введет на рынок новый товар «собирает все сливки», т.е. реализует товар по максимально возможной цене и в больших объемах. Таким образом, предприятие получает дополнительную «инновационную» прибыль, созданную именно посредством новшеств и инноваций. Рост прибыли могут обеспечить и такие факторы как прямое повышение цен на реализуемую продукцию. Это может быть связано как с монопольным положением предприятия на рынке, так и повышенным спросом на товар или другими факторами. Такие механизмы влияния на величину прибыли должны соответственным образом регулироваться государственными структурами по защите прав потребителей.

Таким образом, говоря о  факторах роста прибыли на наш  взгляд необходимо отметить о двух сторонах данной проблемы. Во-первых, стремления собственников предприятия к повышению прибыли, а во- вторых, их стремление скрыть истинную величину полученной прибыли. В результате такого противодействие зачастую возникает неверное представление о деятельности предприятия,  и складываются парадоксы, когда владельцы и собственники предприятия -  банкрота являются очень успешными в материальном плане людьми.

 

Заключение

 

Финансовый результат  завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и  реализацией продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту его инвестиционной привлекательности, деловой активности в производственной и финансовых сферах. Отсюда определение экономического содержания финансового результата деятельности предприятия, изучение его видов, раскрытие задач анализа и формирование методики проведения анализа занимают центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности.

Проведенный в курсовой работе анализ показывает, что прибыль  является составным элементом рыночных отношений.  Она играет важную роль в формировании доходов бюджета и создании финансовых средств предприятий.

Целью деятельности любой  коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыль создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли частично осуществляется выполнение обязательств перед бюджетом и банком, другими предприятиями.

Прибыль характеризует размер и размах предприятия, его уровень развития, его место среди других таких же предприятий, в значительной степени формирует положительный имидж предприятия и инвестиционную привлекательность.

Финансовое состояние  предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей собственников и работников.

Целью исследования являлось изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также методики расчета этих показателей. Эта цель была достигнута с помощью раскрытия сущности и проведения анализа прибыли и рентабельности.

На примере анализа  прибыли и рентабельности ТОО  «Василец» видно, что прибыль от финансово-хозяйственной деятельности увеличилась на 4 119 тыс. тг. Прибыль до налогообложения также увеличилась – на 6 379 тыс. тг. и составила 9 562 тыс. тг. Результаты структурного анализа показали, что доля прибыли от продаж уменьшилась на 1,3%. А доля чистой прибыли в выручке от продаж составила 3,36%, произошло увеличение данного показателя на 144% по сравнению с 2009 годом, что является положительным фактором.

Также рентабельность продаж 2011 года увеличилась по сравнению  с 2009 годом на 10,9%.

Именно  прибыль  и  рентабельность  являются   основными   показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие  таких  решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних  отраслей  в другие и т. п.

 

Список использованной литературы:

  1. Анализ прибыльности продукции. -М.: Дело, 1996. - 215 с.
  2. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. – М.; «Финансы и статистика», 2005
  3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2000
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2000
  5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000
  6. Барулин С.В. Самофинансирование  предприятий в условиях рыночной экономики // Финансы. - 1999. - №3 - С. 13-15.
  7. В.Ф. Палий, Л.П.Суздальцева, Технико - экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий -М.:- Машиностроение. - 1994г. – 316с.
  8. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: - Инфра-М. – 2000г. – 688с.
  9. Ефимова О.В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. - 1998. - № 5 - С. 16-20.
  10. Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. - 2000. - №7 - С. 42-45.
  11. Ковалев В.В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. - 2000. - №10 - С. 10-15.
  12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2004
  13. Кодацкий В.А. Затраты и прибыль // Экономист. - 1999. - №7 - С. 77-83.
  14. Крупнов Ю.С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. - 1999. -   № 4 - С. 5-7.
  15. Курс анализа хозяйственной деятельности: Учебник для экономических вузов/ Под ред. С.К. Татура, А.Д. Шеремета. – М.: Экономика, 2004
  16. Л.И.Кравченко, Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –Минск.: Высшая школа. 1995 г. – 294с.
  17. Липатов И.В. Прогнозирование прибыли // Финансы. - 1998. - №2 - С. 12-14.
  18. Медведев О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет. - 1998. - №5 - С. 16-20.
  19. Рыночная экономика : Словарь. /Под ред. Г.Я. Кипермана -М. : Республика, 1993. -524 с.
  20. Сайфулин Н.Е. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Консультант директора. - 1999. -№7 - С. 29-35.                                                                           
  21. Соколов П. Формирование финансовых результатов //Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005, № 14.
  22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. -М.: Перспектива, 1996 – 263 с.
  23. Теория экономического анализа. Учебник – 4-е издание. М.: Финансы и статистика, 2002г.
  24. Федотов М.А.  Анализ прибыли предприятия // Финансы. - 1998. -№12 - С. 10-13.
  25. Финансы. / Под редакцией Ковалевой А.М. - М.: Статистика, 1996. - 335 с.
  26. Финансы предприятия. / Под редакцией Бородиной Е.И. -М.: Биржи и банки, 1995. - 285 с.
  27. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методология финансового анализа М.: Финансы и статистика, 2006.
  28. Хайруллин А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации. / Управление финансовыми результатами / «Экономический анализ: теория и практика» 10(67) - май 2006.
  29. Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Финансовый менеджмент. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2004

Информация о работе Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия