Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа
Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких фондов ясно показывает определенную общность факторов, вызвавших к жизни само это явление [19].
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
2.1. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 13
2.2. Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Проблемы развития внебюджетных фондов в России 27
3.2. Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46
Согласно определению, данному в учебнике под редакцией академика Г.Б. Поляка: «внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение» [2]. В учебниках под редакцией Ковалева В.В. «Финансы» и Соколовой О.В. «Финансы, деньги, кредит» дается определение, что «внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности» [20, 21].
С целью
раскрытия экономической
Во-вторых, создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне определенных, конкретных задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, все внебюджетные фонды имеют целевой характер.
В-третьих, накопленные в государственных внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи.
В-четвертых, важным признаком государственных внебюджетных фондов является нахождение их денежных средств в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.
В-пятых, источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, т.е. все расходы и доходы государственных внебюджетных фондов, их размер ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этих фондов.
И наконец, в-шестых, важным признаком внебюджетных фондов является наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы.
Исходя
из указанных признаков
Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную [22]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.
Контрольная
функция внебюджетных фондов проявляется
в возможности постоянного
Таким образом,
с институциональной точки
Все внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления подразделяются на федеральные и региональные; по целевому назначению - на экономические и специальные (социальные), в зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования – на централизованные и децентрализованные.
Централизованные
(государственные) внебюджетные фонды
имеют общегосударственное
Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
Таким образом, организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение, а обособленное их функционирование позволяет финансировать важнейшие экономические и социальные мероприятия государства. Особенности функционирования фондов представлены на рисунке А.1 ПРИЛОЖЕНИЯ А.
Таким образом,
социально-экономическое
Страховые взносы с 1 января 2012 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.
Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [3].
В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.
В 2009 году был принят федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС [13].
С 2012 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.
Тарифы страховых взносов, установленные данным законом в 2012 году, приведены в таблице Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2014 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов и др. применяются ставки согласно таблице Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2019 годов для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [11] и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10] для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, применяются ставки согласно таблице Б.3 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011-2014 годов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде применяются ставки, согласно таблице Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.
В течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), занимающихся определенными видами экономической деятельности, применяются ставки согласно таблице Б.5 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [14].
В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:
Пенсионный
фонд Российской Федерации - один из наиболее
значимых социальных институтов страны,
это крупнейшая федеральная система
оказания государственных услуг
в области социального
ПФР был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.
Средства ПФР направляются на:
Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.