Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких фондов ясно показывает определенную общность факторов, вызвавших к жизни само это явление [19].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
2.1. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 13
2.2. Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Проблемы развития внебюджетных фондов в России 27
3.2. Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46

Файлы: 1 файл

ПЛАТЕЖИ В ГОС. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - копия.docx

— 140.07 Кб (Скачать файл)

Согласно определению, данному  в учебнике под редакцией академика  Г.Б. Поляка: «внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение» [2]. В учебниках под редакцией Ковалева В.В. «Финансы» и Соколовой О.В. «Финансы, деньги, кредит» дается определение, что «внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности» [20, 21].

С целью  раскрытия экономической сущности внебюджетных фондов следует обратиться к их признакам [1]. Главными отличительными чертами внебюджетных фондов являются: во-первых, то, что внебюджетные фонды представляют собой определенную совокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства. Это касается как доходов, так и расходов указанных фондов. Не существует внебюджетных фондов только с одними доходами или только с расходами. Иными словами, расходы и доходы фонда всегда взаимосвязаны.

Во-вторых, создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне определенных, конкретных задач с запретом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда. Иначе говоря, все внебюджетные фонды имеют целевой характер.

В-третьих, накопленные в государственных внебюджетных фондах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи.

В-четвертых, важным признаком государственных внебюджетных фондов является нахождение их денежных средств в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации.

В-пятых, источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах, принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти, т.е. все расходы и доходы государственных внебюджетных фондов, их размер ежегодно устанавливаются в законах о бюджетах этих фондов.

И наконец, в-шестых, важным признаком внебюджетных фондов является наличие собственных источников доходов. Основным источником формирования государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы.

Исходя  из указанных признаков внебюджетных фондов можно дать развернутое определение  государственного внебюджетного фонда как совокупности находящихся в государственной собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации денежных средств (финансовых ресурсов), обособленных от государственных бюджетов, имеющих целевой характер, источники формирования в виде целевых доходов или целевых отчислений от конкретных доходов, размер и направления расходования которых ежегодно указываются в соответствующих законах о бюджетах этих фондов, оперативное управление которыми осуществляется уполномоченными государственными учреждениями.

Как и  бюджет, внебюджетные фонды выполняют  две функции: распределительную  и контрольную [22]. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть национального дохода перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется  в возможности постоянного сигнализировать  о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в  отдельных секторах экономики.

Таким образом, с институциональной точки зрения государственные внебюджетные фонды - это совокупность самостоятельных  финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации. Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Все внебюджетные фонды в зависимости от уровня управления подразделяются на федеральные  и региональные; по целевому назначению - на экономические и специальные (социальные), в зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования – на централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входит ПФР, ФСС и ФОМС.

Средства  большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией  конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Децентрализованные  внебюджетные фонды формируются  для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

  • по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
  • для решения отраслевых задач.

Таким образом, организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность и строго целевое назначение, а обособленное их функционирование позволяет финансировать важнейшие экономические и социальные мероприятия государства. Особенности функционирования фондов представлены на рисунке А.1 ПРИЛОЖЕНИЯ А.

Таким образом, социально-экономическое развитие государства в посткризисный  период предусматривает, с одной  стороны, потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью  обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических нужд, а с  другой стороны, необходимость ранжирования общественных потребностей по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды.

 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Источники  формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

Страховые взносы с 1 января 2012 года являются основным источником формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом  обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам.

Особенности деятельности внебюджетных фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных  внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) [3].

В соответствии со статьей 145 БК РФ проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются на очередной финансовый год и плановый период и представляются в Минздравсоцразвития России, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  по представлению Правительства  Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами по каждому внебюджетному фонду отдельно. Бюджеты территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

В 2009 году был принят федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым единый социальный налог с 1 января 2010 был заменен страховыми взносами напрямую в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМС [13].

С 2012 года страховые взносы уплачиваются работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 512000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения не облагаются и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

Тарифы страховых взносов, установленные данным законом в 2012 году, приведены в таблице Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2014 годов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, для общественных организаций инвалидов и др. применяются ставки согласно таблице Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2019 годов для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с ФЗ от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [11] и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10] для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, применяются ставки согласно таблице Б.3 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011-2014 годов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде применяются ставки, согласно таблице Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

В течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), занимающихся определенными видами экономической деятельности, применяются ставки согласно таблице Б.5 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [14].

В настоящее время средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений финансовых средств, не запрещенных законодательством, а также в других установленных законом случаях [3].

Пенсионный  фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны, это крупнейшая федеральная система  оказания государственных услуг  в области социального обеспечения  в России.

ПФР был  образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Средства  ПФР направляются на:

  • выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов [3].

Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования Российской Федерации.

Информация о работе Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов