Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды широко распространены не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме стран Содружества Независимых Государств, структура внебюджетных фондов в которых напоминает российскую, внебюджетные фонды существуют и в странах Восточной Европы, в США, Японии, Франции, Германии. Распространенность таких фондов ясно показывает определенную общность факторов, вызвавших к жизни само это явление [19].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2. Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 9
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
2.1. Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 13
2.2. Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Проблемы развития внебюджетных фондов в России 27
3.2. Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46

Файлы: 1 файл

ПЛАТЕЖИ В ГОС. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - копия.docx

— 140.07 Кб (Скачать файл)

3.2 Предложения  по развитию внебюджетных фондов  и направления их дальнейшего  совершенствования

 

На основе проведенного анализа очевидно, что  без решения проблем социального  страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективное  функционирование и совершенствование  деятельности внебюджетных фондов не удастся.

Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы  России с учетом влияния мирового финансового кризиса. Рассматривая проблемы ПФР, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому госрегулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом ПС на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы. Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2005 по 2011 год возросла с 12,1 до 16% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 году снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. руб.

Поддержку определенных видов экономической  деятельности можно осуществлять другим способом - посредством выделения  работодателям целевых субсидий из федерального бюджета, которые возможно было бы использовать на компенсацию  произведенных ими расходов по уплате страховых взносов.

Важным аспектом развития системы  пенсионного страхования - развитие накопительного компонента. Одно из направлений повышения эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и гарантий их сохранности - предоставление накопительным пенсионным фондам права самостоятельной купли/продажи ценных бумаг на организованных рынках; введения обязательного страхования ответственности накопительного Пенсионного фонда по передаче сумм пенсионных накоплений в государственный накопительный либо в другой накопительный пенсионный фонд по выбору гражданина; законодательного установления принципа разумного поведения при управлении средствами пенсионных накоплений и их инвестировании, снятия законодательных ограничений по направлениям и объемам вложений в пределах объемов сформированных по уровню риска инвестиционных портфелей и др. меры.

Безусловным является сохранение обязательного характера пенсионных накоплений и как источника пенсионных выплат, и как долгосрочного инвестиционного ресурса для целей развития экономики страны.

Для реализации задач по дальнейшему повышению  уровня материального обеспечения  пенсионеров в бюджете Пенсионного  фонда на 2012 год предусмотрены  расходы на следующие мероприятия:

  • индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; увеличение на 6% размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года;
  • индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения  с учетом предоставляемых мер  социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии у  неработающих пенсионеров будет  поддерживаться на уровне прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

В рамках модернизации системы финансового  обеспечения оказания медицинской  помощи в соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года на период с 2010 по 2015 год предусмотрены следующие мероприятия:

  • переход на обоснованные тарифы медицинской помощи;
  • внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;
  • переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • внедрение механизма выравнивания финансовых условий базовых программ обязательного медицинского страхования;
  • паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему обязательного медицинского страхования [6].

Важное значение для модернизации системы медицинского страхования имеет закон «Об обязательном медицинском страховании», вступивший в силу с 1 января 2011 года [16]. Законом установлен минимальный размер платежа за неработающее население, что с одновременным повышением ставок страховых взносов приведет к увеличению наполнения системы медицинского страхования до 1,2-1,3 трлн. руб. в год. Начиная с мая 2011 года, гражданам выдаются полисы единого образца, действующие на всей территории страны, что позволит получать бесплатную медицинскую помощь независимо от места прописки или места реального жительства. Другое новшество - приобретение человеком права выбирать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. Это создает конкуренцию на рынке и страховых, и медицинских услуг.

Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Единство функционирования и финансовую устойчивость всей системы с 2011 года обеспечивает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который аккумулирует дополнительные средства, которые будут направляться на целевое финансирование региональных программ модернизации здравоохранения.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

Реформирование системы социального страхования в России в ближайшие годы должно иметь следующие целевые ориентиры:

  • создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг;
  • построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения;
  • повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования;
  • осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства;
  • развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями.

Реформирование сферы социального страхования в России должно базироваться на следующих принципах:

  • законность - законодательное закрепление прав и ответственности субъектов страхования, на основе установления порядка и размера выплат и их зависимости от сроков внесения и размеров страховых взносов;
    • личная ответственность - работающие граждане непосредственно вносят страховые взносы, сами или через представителей могут участвовать в управлении соответствующими страховыми учреждениями;
    • эквивалентность страхового взноса - финансирование предоставляемой социальной помощи за счет страховых взносов, тем самым устанавливается соразмерность страховых взносов и объема предоставляемых социальных услуг;
    • солидарность - более обеспеченные страхуемые вносят более высокие страховые взносы и тем самым оказывают материальную помощь менее обеспеченным.

Таким образом, анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально-экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово-экономическое, методологическое, научно-информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного  страхования. Социальное страхование  есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение  в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, страхование как финансовая категория - это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет  формировать и расходовать внебюджетные фонды денежных средств для материального обеспечения различных слоев общества.

При написании  работы на основе теоретического анализа  определена сущность и значение внебюджетных фондов, выявлены особенности их функционирования, классификационные признаки и факторы, влияющие на увеличение количества внебюджетных фондов, обуславливающие необходимость  в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения государственных  социальных и общеэкономических  потребностей.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку  и социальную защиту населения: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Так как  внебюджетные фонды формируются  на основе перераспределения доходов  и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает систему обязательного страхования особо восприимчивой к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

На основе структурного анализа деятельности государственных социальных внебюджетных фондов в ходе работы определены целевые ориентиры и принципы реформирования сферы социального страхования в России, предложены направления реформирования, заключающиеся в разработке методологии формирования и функционирования системы социального страхования, введении страхования профессиональных и региональных пенсий и пособий за выслугу лет, перераспределении функций фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, а также в определении перечня социальных рисков и разработке механизма их применения в качестве объектов социального страхования.

Таким образом, система социальных внебюджетных фондов России требует дальнейшего реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. В ответ на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные системы пенсионного, социального и медицинского страхования осуществили параметрические реформы. Однако российская система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изменениями на 16.10.2012г): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

  1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 356 с.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ: [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

  1. Государственный бюджет СССР / под ред. Г.Л. Рабиновича. М., 1983. С. 295-300.
  2. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956: в 2 т. Т. 1. Женева // Международное бюро труда. 1991. С. 259-276.
  3. Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. 2011. – №8. – с. 61 – 65.
  4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.2011 № 373-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 ноября 2011 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.12.2010 №355-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 1 декабря 2010 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 2000 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.08.1996 № 125-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 7 августа 1996 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ресурс]: федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 7 августа 1996 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. О пенсионном обеспечении граждан в СССР. Закон СССР от 15.05.1990: [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 2009 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 2009 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Об инновационном центре «Сколково» [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 сентября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сентября 2010 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Об основах обязательного социального страхования Федеральный закон [Электронный ресурс]: федер. закон от от 16.07.1999 № 165-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июня 1999 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 июля 1999 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  13. Об обязательном медицинском страховании [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2010 г.. Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Советское финансовое право: учебник / под ред. Е.А. Ровинского. М., 78. С. 164.
  15.      Статистика Фонда социального страхования: [Электронный ресурс]: Интернет-статья. http://www.fss.ru/. – 10.11.2010.
  16. Финансы /Под ред . А.М. Ковалевой. – М., 2009. – 512 с.
  17. Финансы, деньги, кредит. Под. ред. О.В. Соколовой. – М., 2009. – 527 с.
  18. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 640 с.
  19. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Финансовая система РФ. – М.., 2009. – 502 с.

Информация о работе Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов