Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является экономическое обоснования резервов роста товарооборота торгового предприятия магазина «Ереван» на основании его анализа и планирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические аспекты товарооборота;
Изучить методику анализа и планирования товарооборота на примере магазина «Ереван».

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.76 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает  такая важная форма реализации товаров, как розничная торговля.

Розничная торговля – это  завершающая форма продажи товаров  конечному покупателю в небольших  количествах через магазин. Коммерческая работа по продажам в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свою особенность. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Товарооборот относительно важнейший показатель плана экономического и социального развития. Он показывает влияние, как на производства, так и на потребления, что говорит об актуальности данной темы.

Товарооборот по своему составу  не является однородным. В его составе  входит сумма продажи товара населению  через торговое предприятие и  предприятие общественного питания.

Большая часть непосредственно  связана с личным потреблениями  и покупательской способностью.

Целью работы является экономическое  обоснования резервов роста товарооборота  торгового предприятия магазина «Ереван» на основании его анализа  и планирования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

    • Исследовать теоретические аспекты товарооборота;
    • Изучить методику анализа и планирования товарооборота на примере магазина «Ереван».
    1. Анализ розничного товарооборота

 

    1. Значение, задачи и информационное обеспечения розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий  торговли. Он включает продажу товаров  населению для личного потребления, а так же предприятиям и учреждениям  за наличный и безналичный расчет – для коллективного потребления и текущие хозяйственных нужд.

В условиях формирования и  развития рыночных отношений, когда  велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального  развития общества, материального и  культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться  и оцениваться как в действующих  так и сопоставимых ценах.

Проводя анализ, следует  установить, как развивается розничный  товарооборот, как удовлетворяется  спрос на товары, как торговое предприятие  улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены  к следующим:

  • проверка выполнения плана (прогноза) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности плана;
  • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
  • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

В настоящее время в  розничный товарооборот не включается: продажа по безналичному расчету  непродовольственных товаров юридическим  лицам, включая организации и  учреждения социальной сферы, и продажа  продовольственных товаров юридическим  лицам, не относящимся к социальной сфере; выдача работникам торгового предприятия товаров в погашение задолженности по заработной плате; выдача товаров, включая новогодние подарки рабочим и служащим за счет прибыли и средств профсоюзной организации; продажа на предприятиях торговли проездных билетов, талонов на проезд на всех видах транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек, почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками. По этому многие розничные торговые предприятия отражают отпуск указанных товаров как оптовую их продажу. В результате они определяют и изучают валовой (общий) товарооборот, включающий розничную и оптовую реализацию товара. Однако основной показателем оценки их торговой деятельности является розничный товарооборот.

 

    1. Сущность и состав розничного товарооборота

 

Сущность товарооборота  проявляется в экономических  отношениях, связанных с обменом  товаров и услуг на рынке в  процессе купли-продажи.

Товарооборот характеризует  процессы, развивающиеся в сфере  товарного обращения, и факторы, воздействующие на формирование спроса и предложения, и отражает экономические отношения между производителем и потребителем.

Товарооборот является макроэкономическим показателем. Государство ведет  сбор и обработку данных о товарообороте  на разных уровнях управления с целью  выявления общих закономерностей  и тенденций, выявление мест отдельных  субрынков, анализирует межрегиональный, социальный и региональные обмен, различая душевого уровня товарооборота.

Товарооборот торгового  предприятия осуществляется в различных  видах и формах представлено в  таблице 1. Прежде всего он отражает два уровня продажи товаров розничным  и оптовым товарооборота.

Таблица 1 – Виды товарооборота  торговых предприятий

Розничный

Оптовый

По организационным формам продажи

По составу конечных потребителей

По срокам расчета за реализованные 

товары

По формам денежных расчетов

По составу конечных потребителей

По формам товародвижения

По формам денежных расчетов

Продажа товаров в розничной  торговой сети

Продажа товаров непосредственно  населению

Продажа товара с немедленной  их оплатой

Продажа товара за наличный расчет

Продажа оптовым предприятиям

Складской

За наличный расчет

Продажа товара помимо розничной  торговой сети

Продажа товаров из розничной  торговой сети предприятиям для личного потребления

Продажа товара населению  в кредит

Продажа товара по безналичному расчету

Продажа товара розничной  сети

Транзитный

По безналичному расчету

-

-

-

-

Продажа товаров промышленным предприятиям

-

-


Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров  от производства до потребителя. Розничная  торговля завершает процесс обращения  товаров: товар из сферы обращения  переходит в сферу потребления.

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в  обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи  и в экономических отношениях, связанных с этим обменом.

 

    1. Классификация розничного товарооборота

 

Товарооборот розничной  торговли при анализе можно классифицировать следующим образом:

  • по форме: за наличный расчет; по безналичному расчету; по кредитным картам; по расчетным чекам банка; по перечислениям со счета вкладчиков; по продаже товаров в кредит и другие;
  • по формам обслуживания: по образцам и каталогам; самообслуживание; с доставкой на дом; через автоматы; традиционное обслуживание; по подписки печатных изданий; по предварительным заказам;
  • по формам организации: стационарная сеть (магазин); мелкорозничная торговля; комиссионная торговля; посылочная торговля и другие;
  • по товарным группам: продовольственные товары с дальнейшей детализацией; непродовольственные товары с дальнейшей детализацией.

Оборот розничной торговли представляет стоимость проданных  населению потребительских товаров  за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, что также учитывается  как продажа за наличный расчет.

В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных  населению за наличный расчет, также  включает стоимость: проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи); товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара; товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров; проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем); товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.), в полном объеме; проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки); упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара; проданной порожней тары.

В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен  на товар.

Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения  неторговых организаций в счет задолженности  по заработной плате, пенсиям с последующей  оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального  обеспечения и другими, включается в розничный товарооборот.

Не включается в оборот розничной торговли стоимость: проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; проданных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов. Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спец.потребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах  – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог  на добавленную стоимость и налог  с продаж. Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).

Основными задачами оборота  розничной торговли являются: проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары; выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них; определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота); оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности; выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей; разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы  обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной  торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная  и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа  товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа  потребительских товаров для  личного потребления может производиться  также на продовольственных и  непродовольственных рынках, со складов  предприятий-изготовителей и оптовых  предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут  быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных  на стороне потребительских товаров  или потребительских товаров  собственного производства населению  через свою торговую сеть или с  оплатой через свою кассу.

Информация о работе Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)