Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является экономическое обоснования резервов роста товарооборота торгового предприятия магазина «Ереван» на основании его анализа и планирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические аспекты товарооборота;
Изучить методику анализа и планирования товарооборота на примере магазина «Ереван».

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.76 Кб (Скачать файл)

Общие условия деятельности торговых предприятий, стратегия поведения  на рынке, товарная и ценовая политика, организационная структура, финансовое состояние, наличие ресурсов и эффективность  их использования определяют внутренние факторы, влияющие на товарооборот.

Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие  должно знать общее состояние  рынка, величину существующего спроса, темпы его изменения, уровень  рыночных цен, влияние конкуренции  и т.п., на какие виды и сегменты ему следует ориентироваться  при планировании объема и структуры  товарооборота.

Анализ розничного товарооборота  производят как по общему объему так  и по отдельным факторам, называя  такой анализ факторным. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы: факторы, связанные с товарными ресурсами; факторы, связанные с численностью работников и эффективностью труда; факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного  развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными  ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота  зависит от периодичности поступления  и выбытия товаров, состояния  товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формуле товарного баланса, который представлен в приложении А.

Используя способ разницы, или  способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого и отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия. Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми  ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой представлена в приложении Б.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают  состояние, развитие и эффективность  использования основных фондов торгового  предприятия, а также режим его  работы. Объем розничного товарооборота  торгового предприятия может  быть определен по следующей формуле:

 

 

 

где О – объем розничного товарооборота, руб.; S – площадь торгового зала предприятия, м2; Кcм – коэффициент сменности работы предприятия; Д – количество дней работы предприятия; Вs – товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя  в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного  года и вычитая из полученного  результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота  изменения факторов, связанных с  эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завершается  составлением плана мероприятий  по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота  торгового предприятия. Анализ розничного товарооборота помогает руководителям  предприятия вовремя выявить  недостатки в структуре товарооборота  по группам, зависимость товарооборота  от движения и наличия запасов, численности  работников и их производительности, изменения цен, учесть все это  в своей работе и прогнозировать деятельность предприятия в ближайшем  будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование розничного товарооборота

 

Прогноз общего объема товарооборота  магазина рассчитывается как сумма  продаж отдельных товарных групп. Базой  для такого расчета служат маркетинговые  исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических  изменений, анализе товарооборота  за прошлые годы, тщательном учете  перспектив развития всех отраслей народного  хозяйства, изменений в спросе населения  на различные товары. При этом учитывают  комплексное влияние множества  факторов, основными из которых являются следующие: cложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса.

Учитываются изменения, которые  происходят в структуре товарооборота  под влиянием роста материального  благосостояния населения. Так, при  увеличении продажи мяса снижается  потребление хлеба; при расчете  реализации сахара учитывается рост продажи кондитерских изделий. Чем  выше уровень потребления отдельных  товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем  меньше изменится реализация этих товаров  в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса. Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов. Соотношение товарного и нетоварного потребления.

На объем розничного товарооборота  по продуктам питания влияет объем  продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности  в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.

Методика прогнозирования  и планирования розничного товарооборота  различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно  к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета  объема продажи с учетом тех экономических  факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

В соответствии с этим могут  быть выделены следующие группы товаров: продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.); продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.); непродовольственные товары; товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования  и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической  информации, которой располагают  для расчетов розничные торговые предприятия. При планировании общего объема розничного товарооборота торгового  предприятия могут быть использованы следующие методы: опытно-статистический; экономико-статистический; экономико-математического моделирования; комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании  любого из методов следует иметь  в виду, что составление плана  товарооборота начинается в тот  момент, когда еще нет данных о  фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому  при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым  следует понимать наиболее вероятную  реально выполнимую величину.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение  сопоставимости его объема с точки  зрения изменений в материально-технической  базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового  предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота  за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота  за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году.

Одним из методов расчета  общего объема розничного товарооборота  торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового  предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется  в результате совокупного влияния  множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение  условий развития товарооборота  приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих  факторов развитие товарооборота в  определенной степени имеет инерционный  характер, что проявляется во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность  в развитии отдельных сторон этого  процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем  развитии товарооборота (хотя с недостаточной  степенью точности), исходя из анализа  прошлого, выявления закономерностей  прошедшего периода, т.е. о тенденции  товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции –  тренда. При этом предполагается, что  через время можно выразить влияние  всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции  развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).Рассчитываемый объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота  предприятий общественного питания  и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий  розничной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и планирование розничного товарооборота на примере магазина «Ереван»

 

    1. Организационно-правовая и экономическая характеристика магазина «Ереван»

 

Торговое предприятие  магазина «Ереван» созданное в соответствии с гражданским кодексом РФ, является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, расчетные и иные счета  в учреждении банка, действует на принципах коммерческого расчета, самофинансируется, самоокупается.

Магазин «Ереван» является коммерческой организацией преследующей в качестве основной своей цели извлечение прибыли. В данном торговом предприятии  сформирована линейная структура управления.

Предприятие занимается продажами  продовольственными товарами. Реализуемым  ассортиментом товаров данного  торгового предприятия является: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и кисломолочная продукция, кондитерские изделия, макаронные изделия, колбасные  изделия, яйцо, полуфабрикаты, сыры, консервы, пресервы, рыба и море продукция, масло  растительного и животного происхождения, сахар, мука, чай, кофе, крупы, безалкогольные напитки, табачные изделия.

Основными поставщиками и  покупателями являются: покупатели торгового предприятия жители ближайших районов города В.Салды, где расположен данное торговая сеть. Основными поставщиками магазина является: ООО «Верхнесалдинский хлебокомбинат»,  ИП «Попов», ООО «Сибирская губерня», ЧП «Караван», ООО «Русский холод», ИП «Сидоренко В.А.», ИП «Тимофеев И.А.», ООО «Таркус», ООО «Тагил хлеб», Екатеринбург ООО «Хладокомбинат», ООО «СладКо».

 

    1. Анализ розничного товарооборота магазина «Ереван»

 

Основным видом деятельности магазина «Ереван» является розничная торговля. Развитие розничной реализации товаров предприятия за последние два года характеризуется следующими данными.

Таблица 2 – Анализ основных финансовых показателей хозяйственной  деятельности магазина «Ереван»

Показатели

2009 год

2010 год

Отклонение (+,-)

2009г. от 2010г. 

Товарооборот розничной  торговли, тыс.р.:

Действующих ценах

Сопоставимых ценах

 

 

9907,3

9006,6

 

 

12393,4

11308,6

 

 

+2486,1

+2302

 

 

125,1

125,6

Торговая площадь, м2

105

105

-

100

Товарооборот розничной  торговли на 1 м2 торговой площади

94,4

118,03

+23,63

125,03

Среднесписочная численность  работников, чел.

12

15

+3

125

Товарооборот розничной  торговли на 1 среднесписочного работника, тыс.р.:

825,6

826,2

+0,6

100,1

Фонд заработной платы:

в сумме, тыс.р.

в % к обороту

 

798

8,1

 

976,8

7,9

 

+178,8

-0,2

 

122,4

-

Среднегодовая заработная плата

в сумме, тыс.р.

в % к обороту

 

798

8,1

 

976,8

7,9

 

+178,8

-0,2

 

122,4

-

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс.р.

52,5

52,5

-

100

Фондоотдача, р.

188,7

236,1

+47,4

125,1

Фондоемкость, р.

0,005

0,004

-0,001

80

Фондовооружоность, тыс.р.

4,4

3,5

-0,9

79,5

Информация о работе Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)