Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является экономическое обоснования резервов роста товарооборота торгового предприятия магазина «Ереван» на основании его анализа и планирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать теоретические аспекты товарооборота;
Изучить методику анализа и планирования товарооборота на примере магазина «Ереван».

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 92.76 Кб (Скачать файл)

Признак, характеризующий  статус продавца, – не главный или  единственный при отнесении реализации к розничному товарообороту. Главными являются цели приобретения товаров – для личного или производственного потребления. Поэтому в последнее время в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров. К этим организациям относятся: санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых.

По своей сущности розничный  товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных  актов купли-продажи, продаж отдельных  товаров, товарооборота всех фирм или  всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров  и цены единицы товаров. Общий  объем розничного товарооборота  равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.

Как экономический показатель розничный товарооборот имеет ряд  недостатков, его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может значительно  меняться под влиянием ценовых и  структурных изменений. Например, при  росте объема реализации в стоимостных  показателях может наблюдаться  его снижение в натуральном выражении.

Розничный товарооборот относится  к числу важнейших показателей  экономического развития страны. В  нем проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего  продукта, распределение национального  дохода и т.д. Объем розничной  продажи товаров оказывает большое  влияние на денежное обращение в  стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть  налично-денежного обращения. В результате продажи товаров населению возмещаются  произведенные затраты и реализуется  вновь созданная стоимость, что  дает возможность для дальнейшего  роста производства.

Структура и объем розничного товарооборота характеризуют уровень  потребления товаров населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.

Рост продажи товаров  розничной торговлей может быть обусловлен, с одной стороны, непрерывным  ростом производства товаров народного  потребления и, с другой – повышением покупательской способности населения. Ее развитию присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые взаимосвязаны. Так  снижение инвестиций в реальный сектор экономики приводит к разрушению научно-производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к  уменьшению объема производства, что  отражается на размерах розничного товарооборота. Рост денежной массы в стране, девальвация  рубля, инфляция, сокращение покупательской способности населения приводит к негативным изменениям в объеме и структуре розничного товарооборота.

Таким образом, розничный  товарооборот – важнейший показатель деятельности не только отдельного торгового  предприятия, но и всей страны, что  показывает важность его изучения.

 

    1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот торгового  предприятия является составной  частью товарооборота и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота предприятия следует изучить во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота и покупательской способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развитию розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональными нормами – по непродовольственным позволяет изучить и оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах.

Однако на практике нередко  изучают не общий объем розничного товарооборота, а за вычетом НДС  и других налогов, взимаемых из выручки  от розничной реализации товаров, что  теоретически и практически является необоснованным.

Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот отчетного года в цены прошлого года, разделив его на индекс цен. Это позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на объем розничного товарооборота и изучить темпы изменения физического объема товарооборота (в сопоставимых ценах). Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год должны изучать так же в ценах базисного (прошлого) года.

Анализ динамики товарооборота  проводят не только в сравнении с  данными прошлого года, но и с  фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценках). В странах с развитой рыночной экономикой анализ динамики показателей хозяйственной деятельности предприятий обычно проводят по данным за 5 – 10 и более лет, в странах  СНГ – за 3 – 5 лет.

При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средне геометрической:

 

где Трост – среднегодовой темп роста изучаемого показателя за n лет; Xn – изучаемый показатель в отчетном периоде; X0 – изучаемый показатель в базисном периоде; n – число периодов.

Если в изучаемом периоде  произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации (предприятия), то необходимо внести соответствующие корректировки в объем розничного товарооборота (если это не было сделано ранее), и анализ должен проводится, так же по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет эффективности использования материально-технической базы торговли то есть интенсивных факторов. Для определения товарооборота торговой фирмы по сопоставимым числам магазина составляют специальную аналитическую таблицу.

При анализе динамики товарооборота  и других показателей хозяйственной  деятельности предприятия важно  правильно определить базисный год. Он в частности может быть начальным  для развития определенных тенденций, оказывающихся значительное влияние  на изучаемые показатели, или годом  в котором произошли организационно-структурные  изменения в составе предприятия (торговой организации).

Для оценки равномерности  и ритмичности развития товарооборота  следует изучить выполнения динамики по месяцам, кварталам и декадам.

Необходимо так же проанализировать динамику равномерности развития розничного товарооборота торгового предприятия  за последних три года по месяцам, кварталам и полугодиям. Для определения  равномерности развития розничного товарооборота целесообразно так же составлять графически, исчислить и проанализировать коэффициент ритмичности и равномерности выполнения реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяет отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднеквадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации, или не равномерности (n):

d; nd

где X – процент выполнения плана или изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал; - процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; n – число месяцев (кварталов) изучаемого периода.

Среднеквадратическое отклонение позволяет, и оценить колебание  в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность  развития исследуемого показателя. Коэффициент  равномерности (Кравн) рассчитывают по следующей формуле:

n

После изучения общего объема розничного товарооборота переходят  к анализу его состава. По составу  розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит. Розничный товарооборот  так же детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием других прогрессивных форм обслуживания покупателей и традиционный методов торговли), по месту реализации товаров (продажа товаров через магазины, палатки, ларьки, киоски, развозную и разносную торговлю). Анализ состава товарооборота проводится абсолютных (стоимостных) и относительных показателях.

 

 

    1. Основные факторы влияния на объект розничного товарооборота

 

Основной из задач анализа  товарооборота является количественное измерение и обобщение влияния  факторов на динамику и изменение  объема товарооборота. При использовании  факторного метода вначале изучается  влияние различных факторов на объем  и структуру товарооборота, затем  – связи между факторами и  отбираются наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменения объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.

На объем и структуру  товарооборота оказывают влияние  различных факторов, но, прежде всего  экономические, воздействующие на величины спроса.

Цены на товар растут с  разной скоростью, поэтому очень  важно проанализировать воздействие  различных показателей инфляции на многообразные типы товаров, которое  продает предприятие. Например высокий  уровень инфляции на товары, цены на которые является определяющим фактором, может привести к резкому сокращению объему продаж. Процентная ставка по ссудам играет важную роль для торговых предприятий. Во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли. Во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

Тенденции развития экономики (стабилизация, рост и спад) будут  иметь определяющее воздействие  на рынок, на котором работает предприятие.

Развитие конкуренции, особенно в розничной торговле, приводит к  тому, что покупатели становятся все  более избирательны при выборе магазина. Несмотря на то что их интересует прежде всего цена и качество товаров, все  большее внимание покупатели обращают на уровень и методы торгового обслуживания, предоставляемые услуги, а также на стиль и дизайн торговых предприятий.

Политические факторы  тесно переплетены как на общегосударственном, так и на местном уровне. Особенно важны для торговых предприятий  налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и  другие проекты местных властей.

Успех деятельности торгового  предприятия определяется тем, насколько  полно оно будет удовлетворять  потребности своих покупателей. Чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру  населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд  других демографических показателей, которые могут существенно повлиять на товарооборот. В целом люди стали  больше потреблять материальных благ, что способствует развитию товарооборота. Поэтому очень важно своевременно определять потребности и запросы  покупателей.

Особое внимание следует  уделять изучению характера изменения  денежных доходов домашних хозяйств, зоны деятельности фирмы и региона. Обычно при увеличении денежных доходов  в среднем на одно домашнее хозяйство  происходит повышение потребления  непродовольственных товаров, а  при их снижении растут расходы населения  на покупку продовольствия.

Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рынков (пример тому – рынок персональных компьютеров). Кроме того, внедрение новых технологий может полностью изменить способы работы торговых предприятий, как это произошло после изобретения штриховых кодов, наносимых на товары и обрабатываемых электронными кассовыми аппаратами. Технические новинки позволяют увеличить пропускную способность магазина, совершенствовать методы продажи товаров, повысить производительность труда торговых работников, что, в свою очередь, приводит к росту товарооборота.

Ряд факторов не оказывает  однозначного воздействия на товарооборот, но тем не менее, они могут отразиться на его развитии. К ним можно  отнести природные, климатические, культурные, религиозные и т.п. Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее заметно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспринимает как благоприятную возможность.

На товарооборот влияют и  многие другие условия: месторасположение  предприятия, интенсивность покупательских потоков, организация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина  ассортимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых  технологий.

Информация о работе Анализ товарооборота (на примере магазина «Ереван»)